Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы безопасного поведения младших школьников 7
1.1. Понятие безопасного поведения и основы его формирования 7
1.2. Возрастные особенности формирования навыков безопасного поведения
младших школьников 12
1.3. Формирование безопасного поведения младших школьников на природе
посредством экскурсий 21
Выводы к главе 1 27
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение актуального уровня знаний о
правилах безопасного поведения младших школьников на природе 29
2.1. Проведение констатирующего эксперимента по изучению актуального
уровня знаний о правилах безопасного поведения в природе 29
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 32
2.3. Методические рекомендации по расширению знаний младших
школьников о безопасном поведении на природе 36
Выводы к главе 2 50
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложение
Безопасность в общем смысле представляет собой специфическое состояние защищенности жизненно важных интересов человека, в том числе ребенка, от внутренних и внешних угроз, необходимое для устойчивого развития его личности. Не подлежит сомнению, что безопасность является одной из базовых потребностей, без нее невозможны полноценное развитие и самореализация.
Типичный современный младший школьник - четко урбанизированная личность. Большинство детей живут в городах. Кроме того, в последние годы сразу несколько поколений семьи оказываются городскими, то есть исчезает возможность общения с природой в летние каникулы в гостях у бабушек и дедушек, как это было типично ранее. Лишь у малого процента детей есть возможность пообщаться с природой. При этом необходимо иметь в ввиду, что младший школьник по объективным причинам не способен разобраться в том, как надо действовать в опасной ситуации без изначальной помощи от родителей, педагогов. Именно они должны научить ребенка основам безопасного поведения в природе. В этом смысле младший школьник занимает пассивную позицию, но от того, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение. В целях подготовки школьников к безопасному поведению, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в общеобразовательных учебных заведениях реализуется учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время, как отмечает ряд исследователей: Л.П. Анастасова, О.Г. Грохольская, П.В. Ижевский, В.Н. Куликов, эффективность формирования готовности младших школьников к безопасному поведению остается недостаточно высокой. Все это приводит к необходимости не отрывочного и дискретного, а систематического и планомерного обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать в том числе и на природе [4, 6, 18].
Безопасное поведение в природной среде - это специально сформированная система действий, благодаря которым индивид контактирует с окружающим миром наиболее безопасно, с сохранением и развитием своей и других живых существ жизни, обеспечением удовлетворения жизненно важных интересов и достижением значимых целей.
Незнание и непонимание подстерегающих младшего школьника опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, отсутствие самостоятельного опыта общения с животными, нахождения в природе, а также недостаточно эффективные меры по формированию такого опыта в рамках учебного процесса обуславливают актуальность нашей работы.
Нужно помнить, что для ребенка этого возраста наиболее важным является процесс обучения, а не его результат. Ему интереснее изучать, а не знать и уметь. Поэтому формирование безопасного поведение следует выстраивать вокруг яркого, интересного процесса получения навыков, а не вокруг последствий разных опасностей.
Экскурсия - особый вид учебных занятий, который проводится чаще всего за пределами классной комнаты для непосредственного восприятия и наблюдения учениками объектов и явлений, связанных с изучением программного материала.
Данный вид работы направлен на удовлетворение познавательных потребностей учащихся, их физическое и интеллектуальное развитие, укрепление здоровья, умение замечать интересное, необычное. Экскурсии также имеют большое воспитательное значение, так как способствуют воспитанию таких качеств личности, как вдумчивость, интерес и любовь к природе, сообразительность, умение видеть прекрасное в окружающем мире, исполнительность, самостоятельность и т.д. Они расширяют кругозор детей, развивают наблюдательность, умение видеть то, что раньше происходило вне их внимания, проявлять практические навыки и умения - ориентироваться в пространстве, определять видов почв, растений, животных, формируют представление об их жизни, питании, значении и т.п.
Во время экскурсии ученики воспринимают природу непосредственно различными органами чувств. Экскурсии способствуют: развитию познавательных способностей учащихся, внимания, наблюдательности, мышления, моторики, творческого воображения; воспитанию таких качеств личности, как внимательность, наблюдательность, сообразительность, интерес и любовь к природе, умение видеть и понимать прекрасное; выработке навыков самостоятельной работы и т.п..
Объект исследования: безопасное поведение младших школьников на природе.
Предмет исследования: актуальное состояние знаний младших школьников о безопасном поведении на природе.
Цель исследования: изучить актуальное состояние знаний младших школьников о безопасном поведении в природной среде, разработать комплекс экскурсий по расширению его объема.
Гипотеза исследования: актуальное состояние знаний младших школьников о безопасном поведении в природной среде характеризуется объемом знаний лесных опасностей, в том числе - отличий съедобных и несъедобных (ядовитых) грибов и растений, симптомов отравления; правил безопасного поведения в чрезвычайной ситуации на природе: в лесу и на водоеме в разное время года.
Задачи исследования:
1. Определить суть безопасного поведения и основы его формирования
2. Изучить возрастные особенности формирования навыков безопасного поведения младших школьников
3. Рассмотреть специфику организации учебно -воспитательного процесса по формированию безопасного поведения на природе
4. Провести экспериментальное изучение актуального уровня знаний младших школьников о правилах безопасного поведения на природе.
5. Разработать содержание экскурсий, направленных на изучение ядовитых растений, грибов; чрезвычайных ситуаций в природной среде; а также - правил поведения в лесу и на водоеме в разные времена года.
На первом этапе (2017 г.) был проведен анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, подобраны методики выявления уровня знаний правил безопасного поведения на природе младших школьников.
Вторым этапом (2017 г.) было проведение констатирующего эксперимента, в ходе которого выявлялся актуальное состояние объема знаний младших школьников о безопасном поведении в природной среде.
Завершающим этапом (2017-2018г.) стала разработка комплекса экскурсий по повышению уровня знаний правил безопасного поведения на природе.
Методы и методики исследования: анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов.
База исследования: МКОУ Новобирюсинская СОШ, Тайшетский район, Иркутская область. В исследовании принимали участие обучающиеся 4 класса, в количестве 20 человек.
Теоретические основы безопасного поведения младших школьников в психолого-педагогической литературе позволили сделать нам следующие выводы:
Личность младшего школьника - это гибкая, подвижная, значит, неустойчивая система. Именно поэтому она остро нуждается в обеспечении защищенности, ведь в отсутствие безопасности невозможно полноценное формирование личности.
Безопасность часто рассматривается в контексте понятия безопасного поведения. Безопасное поведение - это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающему. Безопасное поведение - это результат не только полученных знаний и усвоенных навыков, но и воспитание личностных характеристик, обеспечивающих человеку безопасную жизнедеятельность.
Безопасность надо рассматривать не столько как отсутствие реальной опасности, но как результат адекватной когнитивной оценки среды, способность занять наиболее благоприятную для себя позицию и гибко реагировать на изменения среды.
Младший школьный возраст характеризуется достаточно активным развитием потребности в двигательной активности, а также в исследовании имеющихся вокруг в доступе запретных зон. При этом безопасное поведение в этот возрастной период еще мало освоено. Более того, зачастую опасность ребенком может расцениваться как возможность для проявления смелости. Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и младших школьников во многом опирается на формирование и закрепление ассоциативных связей между потенциальной опасностью и навыками безопасного поведения. Для воспитания у ребенка таких характеристик ребенка не нужно нагружать его избыточной информацией (о рисках, опасностях, мерах по их предотвращению), как и не следует чрезмерно оберегать его от нового опыта. Работа по формированию безопасного поведения у детей младшего школьного возраста является педагогическим условием включения их в жизнь, становления и развития у них готовности эффективно действовать в непредсказуемых, опасных, критических условиях.
При изучении окружающего мира большое познавательное и воспитательное значение имеют экскурсии. Экскурсии объединяют учебный процесс в школе с жизнью, знакомят учащихся с реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении экскурсий, позволяет формировать безопасное поведение у детей младшего школьного возраста.
Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. В содержании общеобразовательных программ Российской Федерации есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Основными задачами данных разделов являются подготовка детей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Неумение адекватно действовать в жизнеопасных (чрезвычайных) ситуациях, отсутствие навыков правильного поведения в окружающей среде стало недопустимым. Это, в свою очередь, настоятельно требует разработки методов, приемов, технологий, направленных на развитие и совершенствование прикладных умений и навыков, психической сферы как основных компонентов формирования готовности к действиям в природных условиях и экстремальных ситуациях.
В настоящее время необходим новый подход к формированию готовности к действиям в экстремальных ситуациях на основе единства психики и деятельности. Мы выявили, что дети не знают элементарные правила поведения в природе, а конкретно как вести себя в лесу, если заблудился, как реагировать при чрезвычайной ситуации, что необходимо знать о растениях и грибах, как оказать первую медицинскую помощь при отравлении или солнечном ударе. Это чревато тем, что столкнувшись с опасной ситуацией в реальной жизни ребенок не сможет адекватно отреагировать и грамотно действовать.
Как мы выяснили, у младших школьников преобладает средний уровень сформированности безопасного поведения, что позволяет судить о возможной неготовности детей оперативно действовать в чрезвычайной и опасной ситуации. Сталкиваясь ежедневно с природной средой, ребенок должен уметь избежать или предвидеть опасную ситуацию, что позволить сохранить ему не только здоровье, но и жизнь.
Разработанные рекомендации позволят провести с полноценную работу по расширению знаний младших школьников о безопасном поведении на природе. Также проведенная представленным образом работа позволит сформировать у учеников навыки безопасного поведения при встрече с дикими животными, с ядовитыми растениями и грибами в естественных природных условиях.
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 148с.
2. Антропова, М.В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста/, М. В. Антропова, М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 1983. - 128с.
3. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. / Э.А. Арустамов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2001. - 254 с.
4. Ахмадуллина, X. Подготовка преподавателей ОБЖ в БГПУ. Программа учебной дисциплины «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» / X. Ахмадуллина // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. № 4. С. 47-48.
5. Бабанский, Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. - М., 1992. - 190 с.
6. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография / И.А. Баева. - СПб. : СОЮЗ, 2002. - 271с.
7. Белова, В.В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования / В.В. Белова // Сб. науч. тр.: Гос. НИИ семьи и воспитания. М., 1999. С. 52-63.
8. Белов, C.B. Примерная лекция по дисциплине «Введение в специальность на тему «Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности» / C.B. Белов // Безопасность жизнедеятельности. 2002. № 3. С. 37-43.
9. Берсенева, Т., Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» / Т. Берсенева, Т. Мельникова, А. Осокин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. № 10. С. 11 -16.
10. Бикмаев, И.А. Профессиональная психофизическая подготовка студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в физкультурных вузах / И.А. Бикмаев. - Омск, 2004. - 196с.
11. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 120с.
12. Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников Текст. : дис. . канд. пед. наук / Т.П. Васильева. М., 1998. - 185с.
13. Виноградова, Н.Ф. Ознакомление с окружающим миром / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 112с.
14. Вульфов, Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы / Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. - М., 1978. - 188с.
15. Газизулин, Т.Г. О методическом подходе формирования практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование» (профиль Безопасность жизнедеятельности) / Т.Г. Газизулин, М.Р. Максиняева // Молодой ученый №18 (77.1), 2014. - 89с.
16. Головачев, М.В. Дидактические основы конструирования и реализации курса «Безопасность жизнедеятельности» в системе профессиональной подготовки учителя подростков / Головачева М.В. - Н.Новгород, 2004. - 24с.
17. Гостюшин, A.B. Основы безопасности жизнедеятельности : Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений / A.B. Гостюшин. - М.: Просвещение, 1997. - 256с.
18. Давыдова, Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности : дис. . канд. пед.наук / Т.Ю. Давыдова. - Тула, 1999. - 204с.
19. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - М., 1999. - 320с.
20. Евлахов, В. Человек в природных условиях / В. Евлахов, В. Сюньков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. № 3. С. 8-11; № 1. С. 20¬22.
21. Егорова, Э.Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению Текст. : дис. . канд. пед. наук / Егорова Э.Я. - Йошкар-Ола, 2004. - 201с.
22. Зимонин, В.П. Формула безопасности для России / В.П. Зимонин // Безопасность. 1999. № 5-6. С. 37-41.
23. Ильин, А.А. Большая энциклопедия выживания / А.А. Ильин. -М. : Эксмо, 2005. - 248с.
24. Ишухина, Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников Текст.: дис. . канд. пед наук / Е.В. Ишухина. - Шуя, 2000. - 186с.
25. Киселева, Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ /
Э.М. Киселева. // Молодой ученый 2014 №12 (71). С.277-280.
26. Колесников, А.Н. Проблемы концептуальной безопасности / А.Н. Колесников, Ю.В. Щировский // Безопасность.1998. №7. С. 29-32.
27. Концепция формирования культуры безопасности
жизнедеятельности // Вестник образования России. 2005. № 23. С. 61-77; № 24. С. 43-66.
28. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника /
А.А. Люблинская. - Москва, 2000. - 301с.
29. Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / Л.А. Михайлов. - СПб. : Питер, 2007. - 301с.
30. Марчук, Н.Ю. Психолого-педагогические особенности
дистанционного обучения / Н.Ю. Марчук // Психолого-педагогические технологии создания виртуальной образовательной среды для межкультурного взаимодействия: мат. международной научно-практической конференции / Екатеринбург, 21-23 мая 2013 г. / УрГПУ, 2013. С.289-295.
31. Марчук, Н.Ю. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков / Н.Ю. Марчук, И.В. Пестова, Т.Р. Дильмиева. - Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. - 52с.
32. Михайленко, Д.А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности / Д.А. Михайленко // Молодой ученый. 2015. №6.4. С. 36 - 38.
33. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников /
B. Н. Мошкин // Монография. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. - 201с.
34. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры личной безопасности / В.Н. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. № 8. С.65-69.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - Москва, 2005. - 247с.
36. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1999. - 442с.
37. Патраков, Э.В. Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 13-14 ноября 2014 г., г. Екатеринбург / Э.В. Патраков. - Е. : УрФУ., 2014. - 487с.
38. Попова, Г.П. ОБЖ: школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / Г.П. Попова. - Волгоград : Учитель, 2005. - 147с.
39. Плющ, И.В. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства / И.В. Плющ, Н.А. Склянова, Н.Н. Шелегин. - М.: Сибирский учитель, 2001. №1. С.74-79.
40. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» // СПС ГАРАНТ.
41. Плешаков, А.А. Программа факультативного курса «Экология для младших школьников»/ А.А. Плешаков // Вестник образования. 1993. № 6. C. 72-80.
42. Плешаков, А.А. Программа "Природа и мы" (4 класс) / А.А. Плешкова. - М. : Просвещение, 2013 - 74с.
43. Столяренко, ЛД. Основы психологии. Изд. 3-е./ Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д., 1999. - 287с.
44. Симонова, Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие / Л.П. Симонова. - М. : Агар, 1997. - 144с.
45. Тимошин, Т Новейшая энциклопедия выживания / Т Тимошин, Ю. Барышев. - М. : АСТ- Астрель, 2014 - 278с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального школьного образования [Элек.ресурс] // Офиц.сайт Минобрнауки РФ URL. htt: // минобрнауки.рф /документы/ 1705 (дата обращения 16 ноября 2017г.) С. 2,6 , 16,19
47. Эльконин, Д.Б. Психология младшего школьника. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2009. - 372с.