Введение…………………………………………………………………………с.3
Глава I. Влияние СМИ на ребенка……с.6
1.1.Негативное и положительное влияние СМИ на ребенка………….с.6
1.2.Защита детей от негативного влияния СМИ……………………....с.11
Глава II. Анализ исследования проблемы влияния СМИ на формирование личности младшего школьника…с.15
Заключение…………………………………………………………………....с.23
Список литературы………с.25
Приложение…………………………………………………………………...с.28
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что в ФГОС НОО от 31.05.2021 года сказано: «ФГОС определяет элементы социального опыта, знания, умения, навыки, а так же социально – психологическую адаптацию обучающихся к условиям организации с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной среде» [2]. Социализация – процесс вхождения личности в общество, приобщение к его ценностям, нормам и культуре (Каган М. С. Социология. Социальная работа. 2000). Ценности, которые прививают детям с помощью СМИ, могут влиять на значимые аспекты их жизни, включая адаптацию в обществе, взаимоотношения и свое отношение к миру.
Различные формы СМИ используются детьми и подростками в различных форматах и целях. Это могут быть такие формы, как телевидение, радио, газеты, журналы, книги, интернет и социальные сети. СМИ оказывают значительное влияние на формирование мировоззрения детей и адаптацию их к социальным требованиям взрослого общества. Реклама, сериалы, новости и другие формы массовой информации создают своего рода социальную реальность, которую воспринимают дети и подростки. Кроме того, СМИ могут определять стандарты красоты, поведения и образа жизни, которыми руководствуются многие дети и подростки [6].
Использование СМИ имеет как положительные, так и отрицательные аспекты для детей. Отрицательные последствия использования СМИ включают утрату интереса к реальному окружающему миру, увеличение времени на просмотр СМИ, негативное влияние на здоровье ребенка. Однако, СМИ также могут быть важным средством для образования и развития ребенка. Положительными аспектами являются, например, возможность получения образовательной информации, обогащение культурного опыта, получение практических навыков информационного поиска и использования технологий, общение на социальных платформах. Отрицательными аспектами могут быть, например, негативное влияние на психическое и эмоциональное состояние детей, развитие социальной зависимости, увеличение общей дозы неконтролируемого времени на экранах, возможность контакта с негативными контентом и т.д.
Вышесказанное обусловило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: определить роли СМИ в социализации ребенка, выявить проблематику, связанную с использованием СМИ детьми.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать положительные и отрицательные аспекты использования СМИ детьми;
2. Изучить методы защиты детей от негативного влияния СМИ на ребёнка;
3. Проанализировать исследование о влиянии СМИ на формирование личности младшего школьника
Объектом являются психолого-педагогические аспекты использования СМИ детьми.
Предмет исследования – процессы социализации детей и взаимодействие детей с СМИ.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что, если воздействие СМИ на социализацию ребенка является двуединым, и зависит не только от способа использования, но и от качества контента, то использование СМИ может быть полезным и необходимым в процессе социализации ребенка при условии, что оно осуществляется под руководством взрослых, которые могут обеспечить контроль и регулирование того, на что ребенок обращает свое внимание.
Методологическую основу исследования составляют материалы ФГОС НОО и их методическое сопровождение, труды А.Е Войкунского, М.А. Галагузовой, М.А. Гулиной и др.
Для реализации задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс соответствующих объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ нормативной, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение опыта педагогов по использованию современных информационных технологий и интерактивных средств электронного обучения.
Структура работы определена целью и логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Данная работы была написана по теме «СМИ как средство социализации ребёнка». Работа была выполнена в период с 1 сентября 2023 года по 20 мая 2024 года. Была поставлена и достигнута цель работы, состоявшая в определении роли СМИ в социализации ребенка, выявлении проблематики, связанной с использованием СМИ детьми, в указанный период, путём решения следующих задач: проанализировали положительные и отрицательные аспекты использования СМИ детьми; изучили методы защиты детей от негативного влияния СМИ на ребёнка; исследовали влияние СМИ на формирование мировоззрения ребенка и адаптацию его к социальным требованиям взрослого общества.
Теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования позволил сформулировать следующие выводы:
1. воздействие СМИ на детей имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, медиа помогают развивать критическое мышление, повышают информированность и образованность детей, а также могут вдохновить на творчество и самовыражение. С другой стороны, негативное содержание в новостях и развлекательных программах может повлиять на психическое и эмоциональное состояние детей, формируя стереотипы и искаженные представления о действительности. Поэтому важно контролировать и ограничивать время, проведенное детьми перед экранами, а также активно обсуждать с ними то, что они видят и слышат в СМИ.
2. защита детей от негативного влияния СМИ требует совместных усилий со стороны законодателей, педагогов, родителей и средств массовой информации. Правовые меры, такие как законы о защите детей от вредных материалов, имеют ключевое значение. Образовательные учреждения должны проводить работу по информационно-медиа образованию. Родителям важно контролировать доступ своих детей к контенту. СМИ должны соблюдать этические стандарты по отношению к детям. Создание безопасной среды для детей является общественной задачей, требующей совместных усилий.
3. СМИ могут влиять на младших школьников и их вкусы. Программа нравственного развития обучает детей различать нравственное и ненравственное, используя игры и различные методики. Эксперимент показал, что программа помогла увеличить число детей с высоким уровнем нравственного развития.
Таким образом, гипотеза нашего исследования получила подтверждение.
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.10.2022).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. № 286. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/(дата обращения: 14.10.2022).
3. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организация одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22). - URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/95551609a5bfe91a11646eef1222a4cf.docx/(дата обращения: 21.10.2022).
4. Алферов А.Д. Психология развития школьников.- Ростов на Дону, 2020.- 416с.
5. Баева И.А. Особенности социализации подростка в условиях расслоения современного общества // Психология современного подростка: Хрестоматия.- Санкт-Петербург., 2019.- С.162
6. Белинская Е.П. Социальная психология личности.- Москва., 2019.-308с.
7. Войкунский А. Е. Интернет-воздействие на личность. Москва.,2004.- 223c.
8. Вмяков А. Интернет - тотальная угроза обществу // МЭ и МО.- 2007.- №11.-С. 18-23
9. Галагузова М.А. Социальная педагогика.- Москва, 2001.-416с.
10. Гулина М.А. Психология социальной работы. -Санкт-Петербург, 2020.-384с.
11. Невзорова, М. С. Методика развития интерактивной образовательной среды современной школы / М. С. Невзорова, И. А. Колдакова // Наука и образование. – 2022. –№ 4. – С. 31-40.
12. Андрюшина, А. С. Интерактивное обучение: аспекты, теории, методики, практики / А. С. Андрюшина, Е. В. Коротаева // Педагогическое образование в России. – 2021. – №4. – С. 26-33.
13. Шарычева, М. Э. Особенности применения интерактивных методов в процессе обучения младших школьников / М. Э. Шарычева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №4. – С.256-258.
14. Имомова, Ш. М. Роль социальных сетей в образовании / Ш. М. Имомова,
Ф. Ф. Норова // Universum: технические науки. – 2022. – №103. – С. 30-32.
15. Применение сетевых ресурсов в современном образовании / М. Горячев, М. Горячев, Н. Иванушкина, В. Мантуленко // Вестник Самарского государственного университета. – 2014. –№5. – С. 220-226.
16. Горячев, М. Д. Применение социальных сетей для взаимодействия с семьями учащихся в процессе формирования коммуникативной культуры младших школьников / М. Д. Горячев, Т. А. Яндукова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2016. – №3.1. – С. 72-77.
17. Баташова, С. М. Развитие медиакомпетентности обучающихся в условиях современной школы / С. М. Баташова, О. А. Петрухина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – №5. – С. 95-97.
18. Гордин, А. И. Информационная социализация детей и подростков / А. И. Гордин // Современное педагогическое образование. – 2019. – №3. – С. 157-161.
19. Корякин, С. В. Медиаобразование в обучении младших школьников: риски и возможности / С. В. Корякин, Д. В. Исмагилова // Universum: психология и образование. – 2022. – №12. – С. 8-10.
20 Чумак, М. И. Интернет поведение детей младшего школьного возраста / М. И. Чумак, М. Ю. Елагина // Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология. – 2021. – №4. – С. 40-51.
– С. 45-52.
21. Люгзаева, С. И. Формирование информационной культуры школьника на ступени начального общего образования / С. И. Люгзаева, О. И. Чированова // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2019. – №4. – С. 112-117.