Введение 3
Глава 1. Экономико-географическая характеристика городов-спутников
Красноярска 5
1.1 Города-спутники: понятие, типы и функциональные особенности....5
1.2. Краткая характеристика Красноярской городской агломерации 10
1.3. ЭГХ г. Дивногорска 16
1.4. ЭГХ г. Железногорска 22
1.5. ЭГХ г. Сосновоборска 26
Глава 2. Автобусная обзорная экскурсия в «город-спутник» для учащихся
9 класса 31
2.1. Автобусные обзорные экскурсии для учащихся в СОШ: понятие,
особенности, организационные моменты, место в образовательном процессе 31
2.2. Методическая разработка автобусной обзорной экскурсии «г. Железногорск — город-спутник г. Красноярска» 38
Заключение 85
Список использованных источников
В рамках исполнения нового Федерального образовательного стандарта все большую роль при изучении учебного материала играет внеурочная деятельность. Как правило, она ориентирована на формирование универсальных учебных действий в нестандартном виде, способном заинтересовать учащихся, зачастую — за пределами школы. Одной из таких форм внеурочной работы выступает экскурсия. Понятие «экскурсия» (от лат. Excursio - «выдвижение», военный термин древних римлян, то есть разведывательная экспедиция, военный поход, но также и «прогулка, поездка») означает «посещение достопримечательностей с образовательной или увеселительной целью» [2].
Особенное значение эта форма имеет для предмета «география» (как физической географии, так и экономической), поскольку позволяет знакомить учащихся с изучаемым материалом не теоретически, а с живыми примерами (флора, фауна, минералы, особенности рельефа; местное население, промышленность).
В данной работе была разработана учебная, обзорная автобусная экскурсия в ЗАТО город Железногорск, для обучающихся 9 классов СОШ. Это закрытый город с уникальными промышленными предприятиями, такими как ФГУП «Горно-химический комбинат», ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева», Химзавод - филиал ОАО «Красноярский машиностроительный завод» является ярким примером города-спутника г. Красноярска.
Объектом исследования является изучение городов-спутников с учащимися 9 классов.
Предметом исследования выступает обзорная автобусная экскурсия по «городу-спутнику».
Цель работы — разработать методические рекомендации автобусной обзорной экскурсии в г. Железногорск, для учащихся 9-ых классов.
Задачи:
1) Изучить экономико-географические особенности городов- спутников Красноярска;
2) Рассмотреть понятие, особенности, организационные моменты и место в образовательном процессе автобусных обзорных экскурсий для учащихся в СОШ;
3) Разработать автобусную обзорную экскурсию «г. Железногорск — город-спутник г. Красноярска»
Целью данной работы была методическая разработка автобусной обзорной экскурсии для учащихся. Для этого были рассмотрены формы внеурочной работы в школе и экскурсия как одна из них.
В ходе выполнения работы автор пришел к выводу, что экскурсия позволяет организовать работу по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, и является наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника.
Для педагога каждая учебная экскурсия делится на три этапа: подготовка к экскурсии, ее проведение на месте и использование материала экскурсии на последующих уроках. Готовясь к такому мероприятию, учитель заблаговременно изучает место, маршрут, экскурсионные объекты, определяет пункты, наиболее удобные для проведения наблюдений, сбора материала, отдыха экскурсантов, для беседы с учащимися.
В рамках данной работы объектом экскурсии был выбран город- спутник Красноярска - Железногорск. По мнению автора экскурсия в этот город позволяет обозначить для учащихся всю серьёзность и значимость какую выполняет город не только на краевом и региональном уровне, но и на уровне всего государства.
В ходе экскурсии предлагается познакомить учащихся с историей города и его градообразующим предприятием.
Важно отметить, что такая учебная экскурсия может выполнять не только учебные, просветительские функции, но и служить в целях профессиональной ориентации учащихся. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ЗАТО город Железногорск с его градообразующим предприятием ФГУП ГХК, может служить объектом экскурсии как формы внеурочной работы учащихся.
1. Городков А. В. Основы территориально-пространственного развития городов.
- Брянск, 2009. - 326 с.
2. Добрина Н.А. Экскурсоведение. - М.: ФЛИНТА, 2013 . - 288 с.
3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2006. - 320 с.
4. Емельянова Н.В. Агломерационные процессы и трансформация расселения Сибири / Н.В. Емельянова. - М.: Эслан, 2010. - С. 263.
5. Илюхин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации. - М.: Турист, 1980. - 270 с.
6. Каунов А.М. Экономика. 10-11 классы: элективный курс «Организация и бизнес-планирование собственного дела» / сост. . - Волгоград: Учитель, 2007.
- 205 с.
7. Красноярская агломерация в системе расселения региона [Электронный ресурс] http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=354Дата последнего посещения: 9 июня 2018 г., свободный. - яз.рус. URL.
8. Куставинова З.Т. Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной
деятельности. [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/vospitatelnayarabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy- formy Дата последнего посещения: 9 июня 2018 г., свободный. - яз.рус. URL.
9. Кучин С. П. Биография МО ЗАТО Железногорск (г. Красноярск-26) / С. П. Кучин, А. А. Просвирин. — Красноярск: Буква, 2006. — 159 с.
10. Лаппо Г.М. Агломерации в России в XXI веке. - Полит.ру, - 2010. - №17. - С. 45.
11. Лаппо Г.М. География городов: Учеб. пособие для геогр. ф-товву зов, - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 480 с.
12. Правила перевозки детей для проведения школьной экскурсии [Электронный
ресурс] http://klass-exc.ru/2012/10/02/pravila-perevozki-detej-dlya-proveden/
Дата последнего посещения 16 мая 2018 года., свободный. - яз.рус. URL.
13. Сичинава В.А. Экскурсионная работа. - М.: Просвещение, 1981. - 298 с.
14. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года. - Красноярск, 2013. - 160 с.
15. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Дивногорск до 2030 года. - Дивногорск, 2016. - 67 с.
16. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ (последняя редакция).
17. Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года
18. Федеральный Закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года
19. Федеральный Закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года
20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/Дата последнего посещения 26 мая 2018., свободный. - яз.рус. URL.
21. Харламов И.Ф.. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.