Введение 3
1. Экологическое воспитание в школе 5
1.1. Цели, задачи, формы и методы экологического воспитания 5
1.2. История экологического воспитания 9
1.3. Проблемы и перспективы экологического образования и
воспитания в школе 11
2. Экологические проблемы Средиземноморья 14
2.1. Экологические проблемы как глобальные проблемы человечества....21
2.2. Факторы экологического воздействия на окружающую среду 27
2.3 Средиземноморье как регион со специфическими экологическими проблемами 33
3. Использование материала по экологии Средиземноморья в школе 43
3.1. Содержание образовательных стандартов по теме «Экология» 44
3.2. Разработка урока - игры по теме «Изучение глобальных
экологических проблем на примере Средиземноморья на уроках социально-экономической географии мира » 47
Заключение 50
Библиографический список 51
Приложения 54
Человек и природа неразделимы между собой. На современном этапе развития человечества развился кризис, именуемый экологической проблемой. Экологический кризис отнюдь не новое явление. Некоторые ученые считают, что древние цивилизации уже сталкивались с трудностями отношений в системе “человек - природа”. Об этом нам говорят факты внезапного исчезновения жителей о. Пасхи и ранних цивилизаций в Центральной Америке. Причинами их внезапного исчезновения принято считать аридизацию климата и ряд возникнувших с этим проблем, таких как голод и возможные пандемии. В эпоху технического прогресса экологическая проблема стоит остро. У человека появилась возможность влиять на состояние природы. Если люди не прекратят пагубно и безжалостно воздействовать на окружающую среду, исход будет самым печальным - полное уничтожение экосистемы - живых организмов и их связи между собой.
Чтобы такого не произошло, необходимо воспитывать в человеке любовь к природе, экологическую культуру и ответственность.
Экологическое воспитание в наши дни приобретает большое значение в обществе. Ученики, получившие представление об экологии, будут бережнее относиться к природе. Экологическую культуру следует прививать не только в средней, но и в старшей школе, когда у учащихся формируется более широкий кругозор и масштабное мышление. Именно это определяет актуальность данной работы.
Объект исследования - экосистема Средиземноморья.
Предмет исследования - экологические проблемы Средиземноморья.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление и исследование факторов, влияющих на экологию региона Средиземноморья.
Для реализации запланированной цели поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать понятие “экологическое воспитание”;
2) ознакомиться с современными целями, задачами, формами и методами экологического воспитания;
3) выявить глобальные экологические проблемы и рассмотреть их на примере изучения Средиземноморья;
4) обозначить факторы воздействия на окружающую среду Средиземноморья;
5) рассмотреть содержание современных образовательных стандартов по теме “экология”;
6) создать методическую разработку, урок-конференцию по теме “Изучение глобальных экологических проблем на примере Средиземноморья на уроках социально экономической географии мира”, взяв за основу курс учебника “География” В.П. Максаковского, 10 класс.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: анкетирование, тестирование, анализ, синтез, изучение передового педагогического опыта, картографический метод, математический и статистический методы.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы литературные источники по философии - Урсула А.Д. [30], Чумакова А.Н. [35], педагогике - Каменского Я.А. [14], Ушинского К.Д. [4], экологии - Алексеева С.В. [1], Мотузовой Г.В. [22], географии - Добрынина Б.Ф. [8],публикации Института Европы РАН, отчеты Евросоюза и Евростата по развитию стран Европы, материалы периодической литературы и ресурсы интернета. А также, материалы отчета о практике по социальной и физической географии в Турции, студентов четвёртого курса, специальность 050103.65 “География” Красноярск 2014г.
На сегодняшний день экологическая грамотность одно из приоритетных направлений в области образования. Современные методы образования позволяют наиболее качественно освещать экологические проблемы человечества. Любовь к природе и ответственность за неё необходимо прививать на всем протяжении обучения в школе.
Наиболее острые экологические проблемы представлены в работе на примере региона Средиземноморье. Выявлены и исследованы факторы, влияющие на экологию региона Средиземноморья.
В ходе урока-конференции планируется достичь поставленных целей; расширить и углубить географические компетенции учащихся, изучить современную глобальную экологическую, политико-экономическую и социальную обстановку. Способствовать развитию коммуникативных навыков; выслушивать мнение оппонентов и отстаивать собственную точку зрения. Способствовать развитию навыка работы в команде.
1. Алексеева С.В. Экология: Учебное пособие ВУЗов. - СПб.: СМИО, 2006 - 96 с.
2. Амерханова Н.Э. Научная статья “Экологическое воспитание в школе” Интернет-портал “Социальная сеть работников образования” URL: www.nsportal.ru
3. Анисимова Т.И. Мировоззрение и устойчивое развитие (программа элективных курсов для средней школы) Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации. Сборник материалов научно-практической конференции. - М.: МИОО. - 2006. 31с.
4. Арканов А.К. Идеи Ушинского. - М.: Просвещение, 2002. - 312 с.
5. Белоусова О. А. Некоторые аспекты воспитания экологической культуры будущего специалиста: Ежемесячный научный журнал “Молодой ученый” № 1 (60) / 2014
6. Гаврилов А. В., Гаврилова Л. А. Дидактические принципы
экологического образования студентов в высшей школе. Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция - состояние, проблемы и перспективы развития». Ч. I. (Минск, апрель, 1999)
7. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в Федеральных Государственных Стандартах второго поколения. - М.: Образование и экология, 2011
8. Добрынин Б. Ф., физическая география Западной Европы, 1949 М.,
Интернет-ресурс Букинист URL:www. bookinist. net
9. Интернет-ресурс Google Планета земля. URL:www.google.com/earth
10. Интернет-ресурс Википедия. Свободная энциклопедия URL: www.ru.wikipedia.org
11. Интернет-ресурс Путеводитель по планете земля URL:
www.webmandry.com
12. Интернет-ресурс Яндекс. Карты URL:www.maps.yandex.ru
13. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
14. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений.— М.: Юрайт-М, 2001—607 с.
15. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учебное пособие для 10 кл. образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. - 350 с.
16. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: учебное пособие для 9 - 11 классов. - М.: Школа-Пресс, 2001 - 203 c.
17. Маринченко А.В. Приоритет экологическому образованию. - М.: Феникс, 2008 - 598 с.
18. Материалы отчета о практике в Турции по социальной и физической географии, студентов четвёртого курса, специальность 050103.65 “География” Красноярск 2014г.
19. Медоуз Д., Рандерс Й. Пределы роста. 30 лет спустя / Пер. с англ. - M.: ИКЦ Академкнига, 2007 - 342 с.
20. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: В 3-х т. - М.: Прогресс - Пангея, 1995 - 983 c.
21. Мотузова Г.В., Карпова Е.А. Химическое загрязнение и его экологические последствия: Учебник. - М.: Издательство Московского Университета, 2013 - 304 с.
22. Мотузова, Г. В. Безуглова О. С. :Экологический мониторинг почв: Учебник для ВУЗов. - М.: Академический проспект, 2007 - 237с.
23. Мэддисон Э. Контуры мировой экономики в 1 - 2030 гг. Очерки по макроэкономической истории. - М.: Изд. Института Гайдара, 2012 - 584 с.
24. Проблемы экологии и экологического образования: состояние, пути решения. По материалам Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 20-21 октября 1998 года.
25. Прозоров Л.Л., Экзарьян В.Н. Введение в геоэкологию: Учебник для ВУЗов. - М.: 2000 - 209 с.
26. Розанов Л.Л. Вклад Дж. П. Марша в учение об окружающей среде. - М.: Научный диалог. 2014 - № 1 Естественные науки. - С. 127 - 139
27. Сетевой журнал "Живая Планета" 30 ноября 2009 URL: www.zoopage.ru/
28. Тоффлер Э.Шок будущего1970. — М.:АСТ, 2008. — 560 с
29. Турик Л. А. Дебаты: игровая, образовательная, развивающая технология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
30. Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие (философские и концептуальные проблемы). М.: 2001 - 231 с.
31. Фролов И.Т., Загладин В.В. Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М.: Наука, 2001.
32. Чернова Н.М., Белова А.М. Общая экология: Учебник для ВУЗов. - М.: Дрофа, 2004 - 416 с.
33. Чернова Н.М., Галушин В.М. Основы экологии: Учебник. - М.: Дрофа, 2007 - 302 с.
34. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. - М.: Проспект. 2009 - 430 с.
35. Чумаков А.Н. Реконструкция глобального мира - веление времени: Международная жизнь, № 2-3, 2009