ИЗОТЕКСТ В ЧТЕНИИ ПОДРОСТКА
|
Введение 3
Глава 1. Изотекст как метахудожественный жанр
1.1. Понятие изотекста и этапы его развития 7
1.2. Жанровая специфика изотекста 16
1.3. Идейно-художественные особенности комикса А. Олейникова «Соня
из 7 «буээ» 22
1.4. Проблематика и поэтика комикса Джо Келли «Я убиваю великанов». 28
Глава 2. Возможности работы с комиксом в школьной практике
2.1. Комикс в системе внеклассного чтения учащихся: обзор учебно-методической литературы 34
2.2. Методика организации и проведения классного часа на материале
комикса А. Олейникова «Соня из 7 «буээ» 46
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 1 63
Приложение 2 64
Глава 1. Изотекст как метахудожественный жанр
1.1. Понятие изотекста и этапы его развития 7
1.2. Жанровая специфика изотекста 16
1.3. Идейно-художественные особенности комикса А. Олейникова «Соня
из 7 «буээ» 22
1.4. Проблематика и поэтика комикса Джо Келли «Я убиваю великанов». 28
Глава 2. Возможности работы с комиксом в школьной практике
2.1. Комикс в системе внеклассного чтения учащихся: обзор учебно-методической литературы 34
2.2. Методика организации и проведения классного часа на материале
комикса А. Олейникова «Соня из 7 «буээ» 46
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 1 63
Приложение 2 64
Комиксы уже на протяжении довольно большого количества времени являются отдельным видом литературы, который стремительно набирает обороты и пользуется большим почтением и спросом как среди самых искушённых читателей, так и среди любителей жанрового искусства. Однако в последние десятилетия ведётся все больше споров о состоятельности изотекста как самостоятельного литературного жанра и целесообразности использования его в школьной практике изучения литературы.
На сегодняшний день изменения формата книги демонстрируют переход полиграфического издания в мультимедийное пространство, а также создание альтернативных вариантов существования печатного слова. Это влияет на изменение парадигмы читательского назначения того или иного жанра литературы, появляется вариативность использования печати в различных сферах и возможность объединения развлекательной стороны литературы с обучением. По этой причине одной из популярных форм слияния литературы с изображением является комикс, который долгое время вызывал в России недоверие и предубеждения, связанные с представлением об их низкой культурной ценности. Сегодня комиксу в различных видах и формах находят всё большее применение в сфере образования.
Исследования вопроса востребованности комикса и возможности включения его в образовательное пространство проводятся сейчас всё чаще. Опубликованные методические разработки, связанные с использованием изотекста в школе, находим у многих учителей- практиков: Груздевой И.В., Сурдуковской С.В., Дульцевой Е.Г. [13], Чекалиной Е.А., Морозова В.Э. [40], Соловьевой Ю.И. [37], Гутриной Л. Д. [14]. Возможность включения комиксов в список чтения для подростка отмечается как зарубежными (Young Adult Library Services Association (YALSA) с 2009 г. публикует список «Лучших графических романов для молодежной аудитории» в помощь преподавателям, библиотекарям, родителям и детям), так и отечественными исследователями (Ильясов Д. Ф., Олефир С. В., Юлдашева А. Н. [18], Т. Е. Жембровская [15]). О популярности комикса у подростков говорит проведённый в рамках данного исследования констатирующий эксперимент (Приложение 2).
Комиксы уверенно вошли в круг читательских предпочтений современного подростка, но зачастую школьники выбирают не самые лучшие примеры изотекста. Большинство учеников читает зарубежные комиксы жанров супергероики, фантастики, вестерна. В силу частого отсутствия понимания пользы изотекста многими педагогами-практиками отвергается возможность его интеграции в образовательное пространство и включение комиксов в списки чтения для учащихся. В связи с этим многие достойные примеры изотекста остаются не замеченными учениками. Распространенность жанра комикса среди школьников, возможность применения этого вида литературы для решения методических и психологических задач при работе с подростками определили актуальность данной работы.
Объектом исследования в работе является изотекст в системе подросткового чтения, а предметом - процесс интеграции комикса в образовательное пространство.
Целью исследования стало выявление образовательного и воспитательного потенциала комиксов и возможностей их использования в практике школьного обучения учащихся.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить понятие «изотекст» и обозначить этапы его развития;
2. Выделить жанровые особенности изотекста и проиллюстрировать их на примере отечественного комикса А. Олейникова «Соня из 7 «буээ» и зарубежного комикса Джо Келли «Я убиваю великанов»;
3. Выявить современные методические подходы по включению комикса в систему внеклассного чтения учащихся;
4. Представить вариант методической разработки обсуждения с подростками комикса А. Олейникова «Соня из 7 «буээ».
Художественный материал исследования. В ходе работы нами были проанализированы два комикса, один являет собой пример российского визуального нарратива («Соня из 7 «буээ» А. Олейникова), другой - пример из зарубежного сегмента жанра изотекста («Я убиваю великанов» Джо Келли). Отбор текстов был произведён по тематическому принципу: проблемы подростковой жизни.
Для реализации цели в работе были использованы следующие методы: структурный, культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента и поискового эксперимента).
Теоретико-методологической базой исследования стали научные труды, работы исследователей, посвященные проблеме признания комикса как полноценного литературного жанра. Вопросами истории развития и преобразования изотекста занимались Ю.А. Александров [1], Волков А., Кутузов К. [9], Кунин А.И. [21] и другие ученые. Кроме того, в нашем исследовании мы опирались на труды специалистов в области детского чтения и методистов Р.В. Николаевича [17], Е.А. Леоновой [4], Г.В. Пранцовой, Е.С. Романичевой [31], И.Н. Арзамасцевой [3].
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в рамках дисциплины «Детская литература», в процессе педагогической практики студентов, на занятиях внеклассного чтения, элективных курсов, в научно-исследовательской деятельности школьников.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Во введении определяется актуальность разрабатываемой темы, обозначается цель и задачи. Первая глава посвящена определению понятия «изотекст», его истории, специфике отечественных и зарубежных визуальных нарративов. Во второй главе рассмотрены подходы к использованию изотекста в школьной практике и представлена методическая разработка для 7-8 классов. В заключении работы подводятся итоги и делаются выводы. Список литературы включает 42 источника.
На сегодняшний день изменения формата книги демонстрируют переход полиграфического издания в мультимедийное пространство, а также создание альтернативных вариантов существования печатного слова. Это влияет на изменение парадигмы читательского назначения того или иного жанра литературы, появляется вариативность использования печати в различных сферах и возможность объединения развлекательной стороны литературы с обучением. По этой причине одной из популярных форм слияния литературы с изображением является комикс, который долгое время вызывал в России недоверие и предубеждения, связанные с представлением об их низкой культурной ценности. Сегодня комиксу в различных видах и формах находят всё большее применение в сфере образования.
Исследования вопроса востребованности комикса и возможности включения его в образовательное пространство проводятся сейчас всё чаще. Опубликованные методические разработки, связанные с использованием изотекста в школе, находим у многих учителей- практиков: Груздевой И.В., Сурдуковской С.В., Дульцевой Е.Г. [13], Чекалиной Е.А., Морозова В.Э. [40], Соловьевой Ю.И. [37], Гутриной Л. Д. [14]. Возможность включения комиксов в список чтения для подростка отмечается как зарубежными (Young Adult Library Services Association (YALSA) с 2009 г. публикует список «Лучших графических романов для молодежной аудитории» в помощь преподавателям, библиотекарям, родителям и детям), так и отечественными исследователями (Ильясов Д. Ф., Олефир С. В., Юлдашева А. Н. [18], Т. Е. Жембровская [15]). О популярности комикса у подростков говорит проведённый в рамках данного исследования констатирующий эксперимент (Приложение 2).
Комиксы уверенно вошли в круг читательских предпочтений современного подростка, но зачастую школьники выбирают не самые лучшие примеры изотекста. Большинство учеников читает зарубежные комиксы жанров супергероики, фантастики, вестерна. В силу частого отсутствия понимания пользы изотекста многими педагогами-практиками отвергается возможность его интеграции в образовательное пространство и включение комиксов в списки чтения для учащихся. В связи с этим многие достойные примеры изотекста остаются не замеченными учениками. Распространенность жанра комикса среди школьников, возможность применения этого вида литературы для решения методических и психологических задач при работе с подростками определили актуальность данной работы.
Объектом исследования в работе является изотекст в системе подросткового чтения, а предметом - процесс интеграции комикса в образовательное пространство.
Целью исследования стало выявление образовательного и воспитательного потенциала комиксов и возможностей их использования в практике школьного обучения учащихся.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить понятие «изотекст» и обозначить этапы его развития;
2. Выделить жанровые особенности изотекста и проиллюстрировать их на примере отечественного комикса А. Олейникова «Соня из 7 «буээ» и зарубежного комикса Джо Келли «Я убиваю великанов»;
3. Выявить современные методические подходы по включению комикса в систему внеклассного чтения учащихся;
4. Представить вариант методической разработки обсуждения с подростками комикса А. Олейникова «Соня из 7 «буээ».
Художественный материал исследования. В ходе работы нами были проанализированы два комикса, один являет собой пример российского визуального нарратива («Соня из 7 «буээ» А. Олейникова), другой - пример из зарубежного сегмента жанра изотекста («Я убиваю великанов» Джо Келли). Отбор текстов был произведён по тематическому принципу: проблемы подростковой жизни.
Для реализации цели в работе были использованы следующие методы: структурный, культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента и поискового эксперимента).
Теоретико-методологической базой исследования стали научные труды, работы исследователей, посвященные проблеме признания комикса как полноценного литературного жанра. Вопросами истории развития и преобразования изотекста занимались Ю.А. Александров [1], Волков А., Кутузов К. [9], Кунин А.И. [21] и другие ученые. Кроме того, в нашем исследовании мы опирались на труды специалистов в области детского чтения и методистов Р.В. Николаевича [17], Е.А. Леоновой [4], Г.В. Пранцовой, Е.С. Романичевой [31], И.Н. Арзамасцевой [3].
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в рамках дисциплины «Детская литература», в процессе педагогической практики студентов, на занятиях внеклассного чтения, элективных курсов, в научно-исследовательской деятельности школьников.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Во введении определяется актуальность разрабатываемой темы, обозначается цель и задачи. Первая глава посвящена определению понятия «изотекст», его истории, специфике отечественных и зарубежных визуальных нарративов. Во второй главе рассмотрены подходы к использованию изотекста в школьной практике и представлена методическая разработка для 7-8 классов. В заключении работы подводятся итоги и делаются выводы. Список литературы включает 42 источника.
Комикс является относительно новой формой искусства, отражающейся в синтезе вербального и невербального текста, а именно языка и изображений. Начав своё развитие с конца 19 века, к середине 20¬го он становится уже полноправной частью искусства.
В это время начинают активно появляться графические романы, комиксы-адаптации к литературным произведениям. Комиксы таким образом становятся неотъемлемой частью культурного просвещения масс.
Являясь объектом массовой культуры, изотекст несёт в себе важную просветительскую функцию, которая до недавнего времени была связана именно с комиксами-адаптациями. С изменением читательской парадигмы и распространением медиа комикс стал гораздо более самостоятельной единицей.
В 1980-м году в России начинают появляться американские комиксы и европейские графические романы, что пробуждает интерес людей к культуре графических романов и стимулирует комиксистов создавать новые рисованные истории. Важным событием является появление в 1987¬м году комикса-адаптации повести Кира Булычева «Похищение человека». С этим событием связана дальнейшая традиции комикса в России: зачастую комиксы имеют литературный источник.
Способы адаптации текстов, ставшие основой для комикса, универсальны и близки способам, создающим новые художественные формы, опираются на исходную форму другого искусства. В связи с монтажностью комикса и его секвенциональным характером можно говорить о нём как о метахудожественном жанре. Изотексту присуще постоянное расширение семиотической системы: он включает новые знаки в систему, подчиняет потребностям комикса художественные приёмы других видов искусства. Соответственно изучение комикса может происходить только как изучение открытой системы.
В ходе работы нами были проанализированы два изотекста, один демонстрирует пример отечественного визуального нарратива («Соня из 7 «буээ» А. Олейникова), другой является примером из зарубежного сегмента жанра комикса («Я убиваю великанов» Джо Келли).
Мы рассматривали данные тексты в контексте подростковой литературы. Нами были определены такие важные особенности комиксов в качестве отдельного вида подростковой литературы, как:
1) Дидактическая функция;
2) Функция ознакомления;
3) Принадлежность к литературе модернизма;
4) Чёткая связь между вербальной и невербальной частью;
5) Возможность использования произведений в образовательном пространстве.
При обзоре учебно-методической литературы о комиксе в системе внеклассного чтения учащихся мы определили факторы, обуславливающие необходимость использования изотекста в школе: клиповость мышления современного подростка, ослабленный интерес к линейному традиционному тексту, заинтересованность в визуальных способах передачи информации. Безусловно, применение текстов новой природы нуждается в дальнейшем изучении литературоведами, методистами, педагогами. Далеко не все тексты визуального характера, так же как и линейные тексты, могут быть задействованы в системе обучения школьников. Однако уже сейчас, несмотря на недостаточную изученность жанра комикса, можно говорить в готовности школьников воспринимать подобные тексты, принимать участие в их анализе, осуществлять научно-исследовательскую работу на их материале.
Проведённый нами эксперимент подтвердил возможность внедрения в образовательное пространство такого вида литературы, как изотекст.
Таким образом, цель и задачи, поставленные во введении, достигнуты.
В практической части нашего исследования была создана методическая разработка, прошедшая апробацию.
Данный материал имеет методическую значимость и может быть использован при подготовке классного часа в школе, также возможно применение разработки на уроке внеклассного чтения. Перспективой дальнейшего методического освоения комикса в школе может стать использование данного приёма в практике преподавания литературы.
В это время начинают активно появляться графические романы, комиксы-адаптации к литературным произведениям. Комиксы таким образом становятся неотъемлемой частью культурного просвещения масс.
Являясь объектом массовой культуры, изотекст несёт в себе важную просветительскую функцию, которая до недавнего времени была связана именно с комиксами-адаптациями. С изменением читательской парадигмы и распространением медиа комикс стал гораздо более самостоятельной единицей.
В 1980-м году в России начинают появляться американские комиксы и европейские графические романы, что пробуждает интерес людей к культуре графических романов и стимулирует комиксистов создавать новые рисованные истории. Важным событием является появление в 1987¬м году комикса-адаптации повести Кира Булычева «Похищение человека». С этим событием связана дальнейшая традиции комикса в России: зачастую комиксы имеют литературный источник.
Способы адаптации текстов, ставшие основой для комикса, универсальны и близки способам, создающим новые художественные формы, опираются на исходную форму другого искусства. В связи с монтажностью комикса и его секвенциональным характером можно говорить о нём как о метахудожественном жанре. Изотексту присуще постоянное расширение семиотической системы: он включает новые знаки в систему, подчиняет потребностям комикса художественные приёмы других видов искусства. Соответственно изучение комикса может происходить только как изучение открытой системы.
В ходе работы нами были проанализированы два изотекста, один демонстрирует пример отечественного визуального нарратива («Соня из 7 «буээ» А. Олейникова), другой является примером из зарубежного сегмента жанра комикса («Я убиваю великанов» Джо Келли).
Мы рассматривали данные тексты в контексте подростковой литературы. Нами были определены такие важные особенности комиксов в качестве отдельного вида подростковой литературы, как:
1) Дидактическая функция;
2) Функция ознакомления;
3) Принадлежность к литературе модернизма;
4) Чёткая связь между вербальной и невербальной частью;
5) Возможность использования произведений в образовательном пространстве.
При обзоре учебно-методической литературы о комиксе в системе внеклассного чтения учащихся мы определили факторы, обуславливающие необходимость использования изотекста в школе: клиповость мышления современного подростка, ослабленный интерес к линейному традиционному тексту, заинтересованность в визуальных способах передачи информации. Безусловно, применение текстов новой природы нуждается в дальнейшем изучении литературоведами, методистами, педагогами. Далеко не все тексты визуального характера, так же как и линейные тексты, могут быть задействованы в системе обучения школьников. Однако уже сейчас, несмотря на недостаточную изученность жанра комикса, можно говорить в готовности школьников воспринимать подобные тексты, принимать участие в их анализе, осуществлять научно-исследовательскую работу на их материале.
Проведённый нами эксперимент подтвердил возможность внедрения в образовательное пространство такого вида литературы, как изотекст.
Таким образом, цель и задачи, поставленные во введении, достигнуты.
В практической части нашего исследования была создана методическая разработка, прошедшая апробацию.
Данный материал имеет методическую значимость и может быть использован при подготовке классного часа в школе, также возможно применение разработки на уроке внеклассного чтения. Перспективой дальнейшего методического освоения комикса в школе может стать использование данного приёма в практике преподавания литературы.
Подобные работы
- ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В ПОДРОСТКОВОМ ЧТЕНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ (НАПРИМЕРЕ СЕРИЙНЫХ КОМИКСОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)
Дипломные работы, ВКР, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2025 - Веб-туны как часть южнокорейской культуры в XXI веке (на примере романтических историй)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023



