Введение 3
Глава 1. Изотекст как метахудожественный жанр
1.1. Понятие изотекста и этапы его развития 7
1.2. Жанровая специфика изотекста 16
1.3. Идейно-художественные особенности комикса А. Олейникова «Соня
из 7 «буээ» 22
1.4. Проблематика и поэтика комикса Джо Келли «Я убиваю великанов». 28
Глава 2. Возможности работы с комиксом в школьной практике
2.1. Комикс в системе внеклассного чтения учащихся: обзор учебно-методической литературы 34
2.2. Методика организации и проведения классного часа на материале
комикса А. Олейникова «Соня из 7 «буээ» 46
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 1 63
Приложение 2 64
Комиксы уже на протяжении довольно большого количества времени являются отдельным видом литературы, который стремительно набирает обороты и пользуется большим почтением и спросом как среди самых искушённых читателей, так и среди любителей жанрового искусства. Однако в последние десятилетия ведётся все больше споров о состоятельности изотекста как самостоятельного литературного жанра и целесообразности использования его в школьной практике изучения литературы.
На сегодняшний день изменения формата книги демонстрируют переход полиграфического издания в мультимедийное пространство, а также создание альтернативных вариантов существования печатного слова. Это влияет на изменение парадигмы читательского назначения того или иного жанра литературы, появляется вариативность использования печати в различных сферах и возможность объединения развлекательной стороны литературы с обучением. По этой причине одной из популярных форм слияния литературы с изображением является комикс, который долгое время вызывал в России недоверие и предубеждения, связанные с представлением об их низкой культурной ценности. Сегодня комиксу в различных видах и формах находят всё большее применение в сфере образования.
Исследования вопроса востребованности комикса и возможности включения его в образовательное пространство проводятся сейчас всё чаще. Опубликованные методические разработки, связанные с использованием изотекста в школе, находим у многих учителей- практиков: Груздевой И.В., Сурдуковской С.В., Дульцевой Е.Г. [13], Чекалиной Е.А., Морозова В.Э. [40], Соловьевой Ю.И. [37], Гутриной Л. Д. [14]. Возможность включения комиксов в список чтения для подростка отмечается как зарубежными (Young Adult Library Services Association (YALSA) с 2009 г. публикует список «Лучших графических романов для молодежной аудитории» в помощь преподавателям, библиотекарям, родителям и детям), так и отечественными исследователями (Ильясов Д. Ф., Олефир С. В., Юлдашева А. Н. [18], Т. Е. Жембровская [15]). О популярности комикса у подростков говорит проведённый в рамках данного исследования констатирующий эксперимент (Приложение 2).
Комиксы уверенно вошли в круг читательских предпочтений современного подростка, но зачастую школьники выбирают не самые лучшие примеры изотекста. Большинство учеников читает зарубежные комиксы жанров супергероики, фантастики, вестерна. В силу частого отсутствия понимания пользы изотекста многими педагогами-практиками отвергается возможность его интеграции в образовательное пространство и включение комиксов в списки чтения для учащихся. В связи с этим многие достойные примеры изотекста остаются не замеченными учениками. Распространенность жанра комикса среди школьников, возможность применения этого вида литературы для решения методических и психологических задач при работе с подростками определили актуальность данной работы.
Объектом исследования в работе является изотекст в системе подросткового чтения, а предметом - процесс интеграции комикса в образовательное пространство.
Целью исследования стало выявление образовательного и воспитательного потенциала комиксов и возможностей их использования в практике школьного обучения учащихся.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить понятие «изотекст» и обозначить этапы его развития;
2. Выделить жанровые особенности изотекста и проиллюстрировать их на примере отечественного комикса А. Олейникова «Соня из 7 «буээ» и зарубежного комикса Джо Келли «Я убиваю великанов»;
3. Выявить современные методические подходы по включению комикса в систему внеклассного чтения учащихся;
4. Представить вариант методической разработки обсуждения с подростками комикса А. Олейникова «Соня из 7 «буээ».
Художественный материал исследования. В ходе работы нами были проанализированы два комикса, один являет собой пример российского визуального нарратива («Соня из 7 «буээ» А. Олейникова), другой - пример из зарубежного сегмента жанра изотекста («Я убиваю великанов» Джо Келли). Отбор текстов был произведён по тематическому принципу: проблемы подростковой жизни.
Для реализации цели в работе были использованы следующие методы: структурный, культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента и поискового эксперимента).
Теоретико-методологической базой исследования стали научные труды, работы исследователей, посвященные проблеме признания комикса как полноценного литературного жанра. Вопросами истории развития и преобразования изотекста занимались Ю.А. Александров [1], Волков А., Кутузов К. [9], Кунин А.И. [21] и другие ученые. Кроме того, в нашем исследовании мы опирались на труды специалистов в области детского чтения и методистов Р.В. Николаевича [17], Е.А. Леоновой [4], Г.В. Пранцовой, Е.С. Романичевой [31], И.Н. Арзамасцевой [3].
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в рамках дисциплины «Детская литература», в процессе педагогической практики студентов, на занятиях внеклассного чтения, элективных курсов, в научно-исследовательской деятельности школьников.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Во введении определяется актуальность разрабатываемой темы, обозначается цель и задачи. Первая глава посвящена определению понятия «изотекст», его истории, специфике отечественных и зарубежных визуальных нарративов. Во второй главе рассмотрены подходы к использованию изотекста в школьной практике и представлена методическая разработка для 7-8 классов. В заключении работы подводятся итоги и делаются выводы. Список литературы включает 42 источника.
Комикс является относительно новой формой искусства, отражающейся в синтезе вербального и невербального текста, а именно языка и изображений. Начав своё развитие с конца 19 века, к середине 20¬го он становится уже полноправной частью искусства.
В это время начинают активно появляться графические романы, комиксы-адаптации к литературным произведениям. Комиксы таким образом становятся неотъемлемой частью культурного просвещения масс.
Являясь объектом массовой культуры, изотекст несёт в себе важную просветительскую функцию, которая до недавнего времени была связана именно с комиксами-адаптациями. С изменением читательской парадигмы и распространением медиа комикс стал гораздо более самостоятельной единицей.
В 1980-м году в России начинают появляться американские комиксы и европейские графические романы, что пробуждает интерес людей к культуре графических романов и стимулирует комиксистов создавать новые рисованные истории. Важным событием является появление в 1987¬м году комикса-адаптации повести Кира Булычева «Похищение человека». С этим событием связана дальнейшая традиции комикса в России: зачастую комиксы имеют литературный источник.
Способы адаптации текстов, ставшие основой для комикса, универсальны и близки способам, создающим новые художественные формы, опираются на исходную форму другого искусства. В связи с монтажностью комикса и его секвенциональным характером можно говорить о нём как о метахудожественном жанре. Изотексту присуще постоянное расширение семиотической системы: он включает новые знаки в систему, подчиняет потребностям комикса художественные приёмы других видов искусства. Соответственно изучение комикса может происходить только как изучение открытой системы.
В ходе работы нами были проанализированы два изотекста, один демонстрирует пример отечественного визуального нарратива («Соня из 7 «буээ» А. Олейникова), другой является примером из зарубежного сегмента жанра комикса («Я убиваю великанов» Джо Келли).
Мы рассматривали данные тексты в контексте подростковой литературы. Нами были определены такие важные особенности комиксов в качестве отдельного вида подростковой литературы, как:
1) Дидактическая функция;
2) Функция ознакомления;
3) Принадлежность к литературе модернизма;
4) Чёткая связь между вербальной и невербальной частью;
5) Возможность использования произведений в образовательном пространстве.
При обзоре учебно-методической литературы о комиксе в системе внеклассного чтения учащихся мы определили факторы, обуславливающие необходимость использования изотекста в школе: клиповость мышления современного подростка, ослабленный интерес к линейному традиционному тексту, заинтересованность в визуальных способах передачи информации. Безусловно, применение текстов новой природы нуждается в дальнейшем изучении литературоведами, методистами, педагогами. Далеко не все тексты визуального характера, так же как и линейные тексты, могут быть задействованы в системе обучения школьников. Однако уже сейчас, несмотря на недостаточную изученность жанра комикса, можно говорить в готовности школьников воспринимать подобные тексты, принимать участие в их анализе, осуществлять научно-исследовательскую работу на их материале.
Проведённый нами эксперимент подтвердил возможность внедрения в образовательное пространство такого вида литературы, как изотекст.
Таким образом, цель и задачи, поставленные во введении, достигнуты.
В практической части нашего исследования была создана методическая разработка, прошедшая апробацию.
Данный материал имеет методическую значимость и может быть использован при подготовке классного часа в школе, также возможно применение разработки на уроке внеклассного чтения. Перспективой дальнейшего методического освоения комикса в школе может стать использование данного приёма в практике преподавания литературы.
1. Александров Ю. Русский комикс, М.: Новое литературное обозрение,
2010. - 352 с.
2. Антанасиевич И. Адаптации русской классики в комиксах королевской Югославии, Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социальные и гуманитарные исследования». - Т.2, №1(7), 2016.
3. Арзамасцева И.Н. Комикс в образовании: есть ли польза для дела?, Народное образование. 2002 - № 9 - с. 132-135.
4. Асонова Е.А. Визуальное в литературе, или О современном
компетентном ребёнке// Детские чтения. - 2019 - № 2 - с. 416-424.
5. Асонова Е.А. Детские книги в круге чтения взрослых. - М.:
Издательство Совпадение, 2017. - 288 с.
6. Асонова Е.А. Читать не вредно. - М. Издательство Совпадение, 2017. - 80 с.
7. Баринова Т.М., Гарипова И.О., Каранова В. В., Леонова Н.П., Шкатова Е.А. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам. - Магадан: Издательство Охотник, 2011. - 211 с.
8. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: роман-комикс; пер. с англ. С. Долотовской. - М.: Астрель: CORPUS, 2012. - 128 с.
9. Вишневская О.Б., Фатеев М.Ю. Художественный мир комиксов как отражение инновационной формы искусства XX-XXI вв. // Культурное наследие Сибири. - 2015 - № 18 - С. 94-101.
10. Волков А., Кутузов К. Тайная история комиксов: Герои. Авторы. Скандалы. - М.: АСТ, 2017. - 167 с.
11. Г орлова Л. Комикс как система кодов // Изотекст: Статьи и комиксы / сост. А.И. Кунин. - М., 2010. - С. 71.
12. Гречушникова Т.В. Литературный комикс в культурном контексте // Вестник Тверского государственного университета. Серия Филология. - 2014 - № 4 - С. 288-291.
13. Груздева И.В., Сурдуковская С.В., Дульцева Е.Г., Мастерская полезного действия в чтении как социокультурная публичная практика работы с текстами разных форматов // Пермский педагогический журнал. - 2019 - № 10 - С. 47-51.
14. Гутрина Л.Д. В чём фокус? Урок по творчеству М.Я. Бородицкой в школе // Филологический класс. - 2019 - № 4 (58) - С. 133-137.
15. Жембровская Т.Е. Формирование читательского интереса у школьников, или Как приучить подростка к книге // Литература в школе.- 2016 - № 11 - С.42-43.
16. Изотекст: сборник материалов конференции исследователей комиксов, 19-20 мая 2016 г. URL:https://publications.hse.ru/books/225432819(Дата обращения: 15.03.2019)
17. Изотекст: Сборник материалов III Конференции исследователей
рисованных историй 4 апреля 2018 г. URL:
https://izotext.rgub.ru/review/izotekst-2018/(Дата обращения 25.03.2019)
18. Ильясов Д. Ф., Олефир С. В., Юлдашева А. Н., Педагогические особенности использования текстов новой природы в работе с низкомотивированными и слабочитающими школьниками // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 6. — С. 128-144.
19. Келли Джо, Ниимура Кэн Х. М. «Я убиваю великанов». - М.:
Издательство XL Media, 2016.
20. Кожокарь Д. А. Клиповое мышление как феномен современности и его
влияние на восприятие радионовостей. 2016 г. [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-myshlenie-kak-fenomen-sovremennosti-i-ego-vliyanie-na-vospriyatie-radionovostey (Дата обращения: 12.03.2020)
21. Козлов Е.В. Коммуникативность комикса (в текстуальном и семиотическом аспектах). Дисс. к. филол. н. Волгоград, 1999. 235 с.
22. Кунин 2013 — Кунин А. И. Комикс в России // Библиография. 2013. №
4. С. 45-55.
23. Лаврова А.Н. PR-деятельность книжных издательств как фактор взаимодействия с медиапространством // Вестник Московского университета, серия Журналистика. - 2015. №2. - 41-48 с.
24. Лейдерман Н.Л. Теория жанра: научное издание. - Екатеринбург: Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т., 2010. - 904 с.
25. Ленте Ван. История комиксов. - М.: Издательство Манн, Иванов иФербер, 2019. - 224 с.
26. Макарова Е. Человек-паук перебрался в «Эксмо-АСТ» //
Университетская книга: информационно-аналитический журнал.
17.01.2018. URL: http://www.unkniga.ru/news/7885-chelovek-pauk-
perebralsya-v-eksmo-ast.html(дата обращения: 10.04.2019).
Т1. Мелентьева Ю.П. Основные модификации чтения: особенности формирования и бытования. Библиотековедение. 2013 г. С. 54-62. URL: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2013-0-5-54-62
28. Минералова И.Т. Детская литература: учебник и практикум для СПО / И.Г. Минералова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 333 с.
29. Николаевич Р.В. «Ленивый читатель» и изотекст. - С.-Петербург: Лема, 2016. - 118 с.
30. Олейников Алексей, Яржомбек Тимофей. «Соня из 7 «Буээ» - М. : Издательство Белая ворона/Альбус корвус, 2019.
31. Официальный сайт фестиваля «КомМиссия» [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://www.kommissia.ru/(Дата обращения: 15.03.2019)
32. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. - 2 изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2015. - 368 с.
33. Работа библиотек с комиксами в целях приобщения молодежи к чтению: методические рекомендации / Сост. Р. С. Сахаренкова. Краснодар: МУК ЦБС г. Краснодара, 2019.
34. Сандалова С. Русскому комиксу - быть? Комикс - индустрия в России. URL: https: //vernskv.ru/pubs/komiks-industriya-v-rossii-55930d48f2ad411e113c1025(Дата обращения: 14.03.2019)
35. Скаф М. Эволюция героя: образы классических сказок в современном визуальном контексте // Читатель в поиске / Под ред. Е. А. Асоновой, Е.С. Романичевой. - М.: Библиомир, 2018. С. 68 — 82.
36. Скотт МакКлауд. Понимание комикса. - М.: Белое яблоко, 2016. - 215
с.
37. Соловьева Ю.И. Опыт организации проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе // Вестник науки и образования. - 2019. № 24 (78) - С. 56-58
38. Тоффлер Э. Третья волна, 1980. — М.: АСТ, 2010. — 784 с.
39. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Ineternum. — 2010. — № 1.
40. Чекалина Е.А., Морозов В. Э. Как построить уроки РКИ на материале детского комикса // Русский Русский язык за рубежом. - 2014 - №4 - С. 4-22.
41. Ядровская Е.Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя- школьника в процессе литературного образования (5-11 классы) /Е.Р. Ядровская. - С.-Петербург: Издательство ООО Книжный Дом, 2012. - 184 с.
42. Янков А. Графические новеллы и комиксы в контексте приобщения молодежи к чтению // Изотекст: Статьи и комиксы / сост. А.И. Кунин. - М., 2010. - С. 219.