ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы обучения речевому этикету младших школьников 5
§1. Этикет: понятие, структура 5
§2. Характеристика речевого этикета 10
§3. Виды речевых ситуаций и речевых формул 14
Выводы по главе 1 22
Глава II. Обучение речевому этикету младших школьников на специальных занятиях 24
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента 24
§2. Содержание экспериментального обучения 34
§3. Результаты экспериментального обучения 48
Выводы по главе II 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение 65
Формирование навыков речевого этикета - неотъемлемая часть развития речи. Вопросами обогащения словаря школьников занимались такие отечественные педагоги как К.Д. Ушинский, А.П. Усова, Е.И.Тихеева, Е.Н. Водовозова, О.С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Н.С. Рождественского, Ю.К. Бабанского, Л.П. Федоренко и других.
Проблемы речевого этикета отражены в работах А.А. Акишиной, А.Г. Балакая, В.Е. Гольдина, Н.И. Формановской и др. В них мы находим мысли о социальной значимости речевого этикета, о функциях этикетных выражений в речевом общении, о выборе этикетных формул по отношению к разным собеседникам. К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Эта проблема стала достаточно распространённая наше время.
С первого дня пребывания ребёнка в школе ставится задача по обогащению речи такими языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия, благодарности, знакомства, приглашения, просьбы и т. д. Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
Цель: выявить эффективность специальных занятий в обучении
речевому этикету младших школьников.
Объектом исследования является процесс обучения речевому этикету младших школьников.
Предмет: специальные занятия как средство обучения речевому этикету младших школьников.
Гипотеза: обучение речевому этикету младших школьников будет эффективным, если проводить специальные занятия, включающие теоретическую и практическую часть, и предусматривающие использование речевых формул в ситуациях «приветствия», «просьбы», «извинения», «прощания» и «телефонного разговора».
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
2) провести констатирующий срез и выявить ошибки младших школьников в использовании этикетных речевых формул в различных речевых ситуациях;
3) составить программу для экспериментального обучения;
4) провести экспериментальное обучение и выявить его эффективность.
Методы: анализ методических исследований, учебных пособий,
методической литературы, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент, экспериментальное обучение.
Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Различаютречевую и неречевую формыэтикета. Речевая форма или речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости; содержит правила использования этикетных формул в
различных речевых ситуациях (обращение, приветствие, прощание,
просьба, пожелание, комплимент, похвала, утешение, сочувствие,
соболезнование, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение).
Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим.
Виды этикета: придворный этикет - строго установленный порядок и формы обхождения при дворцах монархов;
воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм, манер поведения военнослужащих во всех сферах их жизни и деятельности;
дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных мероприятиях;
общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между лицами любого общества;
деловой этикет - правила поведения деловых партнеров в отношении друг с другом при организации и проведении деловых контактов с партнерами по бизнесу.
Подвиды этикет: столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, столовый, «выходного дня», религиозный, повседневный, служебный, праздничный, профессиональный, свадебный.
Речевой этикет-регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности.
Формулы речевого этикета: здравствуйте, очень рад, разрешите вас поздравить, искренне сочувствую, если вас не затруднит, большое вам спасибо и т.д.
С целью выявления особенностей владения младшими школьниками формулами речевого этикета был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании принимали участие ученики 2 «Е» и 2 «В» классаМБОУ СОШ №149. Общее количество 46 человек. Констатирующий эксперимент включал в себя анкетирование и тестирование.
Итоги анкетированияпоказали, что младшие школьники затрудняются использовать речевые формулы в ситуациях «прощания», «извинения», «просьбы».
Итоги тестирования показали, что младшие школьники затрудняются использовать речевые формулы в ситуациях «приветствия», «телефонного разговора».
Констатирующий срез доказал выбор актуальной темы. Считаем, что младшим школьникам необходимо специальное обучение в области речевого этикета. На этапе формирующего эксперимента ученикам предложены специальные занятия, включающие упражнения на использование формул речевого этикета в различных речевых ситуациях.
Занятия проводились один раз в неделю в течение пяти недель. Каждое занятие включало в себя 2 части: теоретическую и практическую. Сначала дети узнавали необходимый теоретический материал, а затем закрепляли во время практических занятий. При выполнении упражнений ситуации проигрывались, либо выполнялись устно.
...
1. Акишина А.А. Этикет русского телефонного разговора. - М., 1990.
2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Практикум вежливого речевого общения: Учебное пособие. Изд.5-е.
- М.: Книжный дом «Либроком», 2013. - 184с.
3. Актуальные проблемы культуры речи[Текст]. - М.,1970. - 403с.
4. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. - СПб., 1996 г.
5. Арутюнова Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и "почему" - реплики в русском языке. - ФН. - 1970.
6. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990 г.
7. Балакай А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета: Свеше 4000 этикетных слов и выражений / А. Г. Балакай. -М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО « Транзиткнига», 2004. - 681, [7]
8. Богданова А.К., и Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., «Просвещение», 1975.
9. Бондарь Ф.Т. Воспитание сознательной дисциплины культуры поведения у мл. школьников : Вологда. 1984 г.
10. Бушелева, Б.В. О культуре поведения / Б.В. Бушелева. М.: Знание, 1974.-96 с.
11. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Культура и исскуствореч.
Современная риторика. Ростов-на-Дону. Изд. "Феникс", 1993г. - 576 с.
12. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. - 5-е изд. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. в 6-ти томах. Т. 2, 4.
- М.: Педагогика, 1982. - 428 с.
14. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М.: 2000
15. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.
16. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.
17. Информационно-образовательный портал.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vevivi.ru
18. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие - 4-е изд. М.: - обучение: Флинта: Наука, 2001г. - 496 с.
19. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет.
... всего 50 источников