Введение 3
Глава 1. Природные условия субарктического пояса Красноярского края
1.1 Географическое положение 6
1.2 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые 7
1.3 Климат и внутренние воды 11
1.4 Почвенно-растительный покров 18
Глава 2. Антропогенное воздействие на ландшафты субарктического пояса Красноярского края 24
2.1 Антропогенные ландшафты и экологические проблемы 24
2.2 Влияние экономического развития на ландшафты субарктического пояса
Красноярского края 34
Глава 3. Разработка элективного курса «Антропогенное воздействие на ландшафты субарктического пояса Красноярского края» в школьном курсе географии для 8 класса 41
3.1 Анализ программ по географии, рассматривающих вопрос антропогенного воздействия на ландшафты 41
3.2. Элективный курс «Антропогенное воздействие на ландшафты субарктического
пояса Красноярского края» 49
Заключение 77
Список литературы 79
Актуальность темы.
2017 год объявлен Годом экологии. Проблемы в природе, которые в последнее время приобретают все большие размеры, связаны с уязвимостью ландшафтов, что в дальнейшем может привести к их гибели при неправильных действиях человека. Поэтому необходимо тщательно отслеживать и контролировать любое антропогенное воздействие.
По итогам анкетирования вопроса по проблемам антропогенного воздействия на ландшафты Красноярского края среди учителей географии и обучающихся, наибольшее число респондентов отметили наибольшую загрязненность северных районов и городов региона.
Стоит сказать, что наша страна большей частью лежит в пределах особой зоны Севера. Планетарная же зона Севера занимает обширные северные территории многих стран. Она охватывает территорию в 20,5 млн. км2(без ледяного панциря Гренландии), из них на долю Российского Севера приходится более 11,9 млн. км2. Население зоны Севера 13 млн. человек, из них в России проживает 11,7 млн. В общей площади России доля зоны Севера превышает 70% [58].
Особое значение Красноярского края, в частности сама территория зоны субарктического пояса крайне необходима для будущего развития нашей страны, она стратегически важная и богатая необходимыми ресурсами для России. Поэтому в настоящее время необходимо изучать антропогенное воздействие на территорию, чтобы уже со школьных времен привить экологическую культуру у обучающихся.
Важно с раннего возраста знакомить с природой малой Родины - территорией Красноярского края, с воздействием на нее человеком и экологическим состоянием, поэтому данная тема является актуальной.
2017 has been declared the Year of ecology. Problems that become in recent times a large size, in view of the vulnerability landscape, which can lead to their death at the wrong actions of man. So you need to carefully track and monitor any anthropogenic impact.
According to the results of the survey on challenges of human impact on the landscapes of the Krasnoyarskiy krai, the largest number of respondents said pollution in the North of the region.
It is worth noting that our country mostly lies within the special zone of North. Planetary North zone occupies a vast Northern territory in many countries. It covers an area of 20.5 million km2(without the ice of Greenland), of which the share of the Russian North accounts for more than 11.9 million km2. The population of the Northern zone of 13 million people, of which Russia is home to 11.7 million, a total area of Russia, the share of the Northern zone exceeds 70% 58.
Of particular importance in Krasnoyarskiy krai, in particular the zone of the subarctic belt is extremely necessary for the future development of our country, strategically important and rich in the necessary resources to Russia. Therefore already now it is necessary to study the anthropogenic impact on the territory, to have from school to instill ecological culture among schoolchildren.
It is important from an early age to acquaint with the nature of the small homeland - the territory of the Krasnoyarsk territory, its environmental condition, so the topic is relevant.
Цель: формирование у обучающихся в школьном курсе географии
представлений антропогенного воздействия на ландшафты.
Задачи:
1. Проанализировать и обработать литературу по теме исследования;
2. Изучить природные условия субарктического пояса Красноярского края;
3. Рассмотреть антропогенное воздействие на субарктический пояс Красноярского края и выявить основные проблемы;
4. Проанализировать учебно-методические комплексы по географии на предмет антропогенного воздействия на ландшафты;
5. Разработать программу элективного курса "Антропогенное воздействие на природу субарктического пояса Красноярского края" в школьном курсе географии для 8 класса общеобразовательной школы на основе диссертационного материала.
Объект исследования: субарктический пояс Красноярского края.
Предмет исследования: антропогенное воздействие на ландшафты в школьном курсе географии.
Практическая значимость: разработана программа элективного курса «Антропогенное воздействие на природу субарктического пояса Красноярского края» с дальнейшим применением в школьном курсе географии в 8 классе.
Материалы магистерской диссертации были использованы на Всероссийской научно-практической конференции «География и геоэкология на службе инновационного образования» в 2016 и 2017 годах.
Методы исследования: литературный, географический, картографический и историко-статистический.
Новизна работы: разработан элективный курс «Антропогенное воздействие на природу Красноярского края».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка литературы.
В работе были исследованы природные условия субарктического пояса Красноярского края: географическое положение, геология, рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир. С запада граница района исследования проходит по устьевой части реки Енисей, восточная граница - по устьевой части реки Хатанга, северная граница - по арктическому побережью Таймырского п-ова, южная граница по плато Путорана Средне-сибирского плоскогорья. С севера омывается Карским морем, с северо-востока - морем Лаптевых. На территории выделены 4 морфоструктурные области: Северо-Сибирская низменность, г. Бырранга, Прибрежная равнина, Приенисейская низменность. Территория находится в арктическом и субарктическом климатическом поясах. Тип климата - резко-континентальный. В районе исследования представлены следующие природные зоны: арктических пустынь, (побережье Таймырского полуострова), тундра и лесотундра. В магистерской диссертации изучено антропогенное воздействие на ландшафты субарктического пояса Красноярского края и на основе материалов разработан элективный курс для обучающихся 8 классов «Антропогенное воздействие на ландшафты субарктического пояса Красноярского края»
Вывод 1. Суровость природно-климатических условий субарктического пояса Красноярского края, с долгой, холодной и малоснежной зимой, с температурой до - 50ОС сказывается на бедности и разреженности растительного покрова, на сложности восстановления природы после любого техногенного воздействия.
Исследованы экологические проблемы и антропогенное воздействие на ландшафты субарктического пояса Красноярского края. К ним относятся: загрязнение воды, воздуха, почв, усиление термокарстовых, термоэррозионных, термообразионных процессов в результате разведки и разработки полезных ископаемых, строительства гидросооружений, дорог, техногенных объектов, пожаров, выпаса оленей, использования гусеничного транспорта. В результате стремления нефтяных компаний быстро и дешево выкачать нефть и газ многие легкоранимые северные территории края превращаются в безжизненные, усиливаются термоэррозионные, термоабразионные, термокарстовые процессы. Пожары оказывает отрицательное влияние на экологическое состояние окружающей среды и изменяют границы экологических ниш, условия существования живых организмов. Строительство дорог (автомобильных, железнодорожных), строительные производства оказывают негативное воздействие на природные комплексы, усиливают термокарстовые процессы. Строительство водохранилищ вызывают негативные последствия: усиление эрозии берегов, всплывание торфяных бугров, деградация многолетней мерзлоты. Радон и прочие радионуклиды в
большом количестве излучаются из подземных вод, поднимаемых при разработке газовых месторождений. При постоянной добыче газа, в крупных масштабах радионуклиды представляют опасность для здоровья людей и живых организмов. Под влиянием выпаса оленей мохово-лишайниковый покров замещается устойчивыми злаками, а со временем происходит его деградация. Гусеничный транспорт приводит к образованию колеи, перемешиванию почвенных горизонтов и к деградации почвенного покрова и усилению термокарстовых процессов.
Вывод 2. Природа севера крайне ранима и уязвима. Любое малейшее воздействие человека на северные ландшафты приводит к непоправимым последствиям: деградации почв, ландшафтов, многолетних мерзлых пород и как следствию - усилению термокарстовых, термоэрозионных, термоабразионных процессов.
Экологическое воспитание необходимо в школьной программе, поэтому был разработан элективный курс «Антропогенное воздействие на ландшафты субарктического пояса Красноярского края». С юного возраста дети должны знать природу, учиться понимать ее, знать ее проблемы, чувствовать ее красоту. Поэтому школа и общество должны воспитывать эти качества с раннего детства.
1. Агроприродный потенциал Приенисейской Сибири: оценка и
использование: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.
Красноярск, 2012. 168 с.
2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. -М., 2013.
3. Александровский А.Л. и др. Главные направления долговременного развития географических исследований. (География и перестройка). Монографический сборник. -М., 2010.
4. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. -М., 2014.
5. Анучин В.А. Основы природопользования, теоретический аспект. -М., 2012.
6. Анучин В.А. Теоретические проблемы географии. -М.,2014.
7. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. Избр. пед.труды.-М., 2014.
8. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. -М.,2014.
9. Баранский Н.Н. Избранные произведения т. 1-2 под ред. В.А. Анучина и Ю.Г. Саушкина. -М, 2015.
10. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. -М., 2014.
11. Белоусов И.И. Основы учения об экономическом районировании. -М., 1976.
12. Берлянт А.М. Карта - второй язык географии. -М., 2013.
13. Берлянт А.М. Образ пространства карта и информация. -М., 2013.
14. Берлянт А.М. Теоретические проблемы картографии. - М., 2014.
15. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. -М., 2014.
16. Бестужев-Лада И.В. Школа 21 века размышления о будущем. Педагогика, №6, 2014.
17. Блауберг В.И., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 2015.
18. Географические факторы формирования и функционирования современного землепользования на территории Красноярского края: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 232 с.
19. Геоморфология - основные понятия и процессы: учеб. пособие для студентов вузов / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014.
104 с.
20. Гидрология: рабочая тетрадь: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 48 с.
21. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.,2012.
22. Даринский А. В. Краеведение. - М., 2012.
23. Даринский А. В. Методика преподавания географии. -М., 1975.
24. Девятченко П.Л., Мельниченко Т.Н. «Экологические проблемы северных территорий Красноярского края»
25. Дидактика, Под ред. М.Н.. Скаткина и И.Я.Лернера, - М., 2014..
26. Душина И. В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. -М., 1996.
27. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. - М., 2002.
28. Дьяконов К. Н. Современные методы географических исследований. - М., 1996.
29. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М., 1982.
30. Закон Российской Федерации об образовании. Учительская газета № 28 от 4.08.1992.
31. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. Избранные труды. -М.,2014.
32. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М.,2012.
33. Изучение географии по новой программе / Под. ред. Бибик А. Е., Соловьева А. И. и др. -М., 2014.
34. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. -М.,1975.
35. Исаченко Г.М. География сегодня. -М., 1979.
36. Использование средств обучения в преподавании географии / Под. ред. Барышевой Ю. Г. -М., 2014.
37. Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. -М.,1968.
38. Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. -М., 2014.
39. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. -М.,2014.
40. Клюев Н.Н. Эколого-географическое положение России и ее регионов. - М., 1996.
41. Кочуров Б.И. География экологических ситуаций. - М., 2013.
42. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический аспект). -М.,2015.
43. Крищунас В. Р. Концепция географического образования в средней школе. География в школе. №1, 2014.
44. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания. - М.,1976.
45. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир. -М., 2012.
46. Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. -Минск, 1996.
47. Леднев В.С. Содержание образования сущность, структура, перспективы. -М.,1991.
48. Леднев В.С. Содержание образования. - М.,2014.
49. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.,1979.
50. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознания, личность. -М., 2015.
51. Лернер И.Я. Каким должно быть базовое содержание общего образования. -М.: Педагогический вестник. 5(59),1982.
52. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М., 2015.
53. Логика научного исследования. Отв. ред. П.В. Копнин и М.В. Попович. - М., 1965.
54. Лямин В.С. География и общество. -М.,2015.
55. Максаковский В.П. Географическая картина мира (в трех томах). - Ярославль, 1996.
56. Максаковский В.П. Историческая география мира. -М., 2013.
57. Развитие почвенного покрова в Приенисейской Сибири (по результатам исследований на археологических памятниках) / Краснояр. гос. аграр. ун-т.
Красноярск, 2013. 176 с.
58. Территориальное стратегическое планирование: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 128 с.
59. Чернихова Е. Я. Учебные экскурсии по географии.- М., 2015.
60. [Электронный ресурс]: http ://www. vseznaika. org/geography/kakie-
klimaticheskie-poyasa-est-v-rossii/
61. [Электронный ресурс]:http://www.kznexp.ru/files/expedition/2009/64.jpg