ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА
ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Понятие перфекционизма в психологической литературе 8
1.2. Признаки, причины перфекционизма старших школьников 18
1.3. Понятие мотива, мотивации в психолого-педагогической литературе . 24
1.4. Особенности мотивационной сферы старших школьников 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования 42
2.3. Возможности формирования мотивации достижения успеха старших
школьников с различными уровнями перфекционизма 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Приложение А 68
Приложение Б 70
В условиях современного общества и социальных изменений, личность испытывает различные качественные и количественные модификации, поэтому становится распространенным такое явление, как стремление к самосовершенствованию и идеализации себя. Для описания стремления личности к самосовершенствованию, ученые используют термин «перфекционизм».
Проблема перфекционизма является актуальной в настоящее время. В современной психологии становится все больше исследований в данной области, однако они относительно немногочисленны. В России данная проблема изучается сравнительно недавно. Отечественные работы о перфекционизме в основном направлены на анализ зарубежных исследований. В то время, как в зарубежной клинической психологии и психотерапии теории представлений о перфекционизме интенсивно разрабатывались с 60-80-х годов XX в. Это сложное, малоисследованное явление, его влияние может охватывать все сферы жизни личности.
Детерминанты этого явления развиваются ещё в детском возрасте. Особенно школьная среда и в частности, юношеский возраст, являются плодотворной почвой для развития данной личностной черты.
Проблема мотивационной сферы старших школьников также актуальная в психологической и педагогической науках. Проблема изучения мотивационной сферы личности в юношеском возрасте является наиболее востребованной, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием.
В настоящее время особую актуальность приобретают работы, посвященные изучению психологических характеристик человека, обуславливающих его продуктивность, успешность и высокое качество жизни. Большинство авторов в качестве такого внутреннего фактора называют мотивацию достижения, которая связана со стремлением добиться успеха в какой-либо деятельности, достичь определенного уровня мастерства.
Человек, руководствующийся данным мотивом, выбирает и ставит сложные задачи и цели и старается достичь их наиболее эффективно, упорно работает и стремится получить высокие результаты в значимой для себя деятельности. Желание осуществлять свою деятельность как можно лучше, опираться на высокие критерия качества и личные стандарты, может быть, как раз, и связано с перфекционизмом.
Особый интерес представляет исследование особенностей перфекционизма и мотивации достижения в юношеском возрасте, в период жизни, когда молодым людям свойственна постановка высоких, а иногда и завышенных. Ведь именно мотив достижения влияет на успешность обучения, определяет личностную активность старших школьников в учебном процессе.
Нами были выделены следующие противоречия:
- между разнообразием теоретических концепций и подходов изучения мотивационной сферы старших школьников и отсутствием единой концепции, которая давала бы целостное непротиворечивое феноменологическое описание природы мотивационной сферы;
- между отношением взаимосвязи феномена перфекционизма и мотивационной сферы в юношеском возрасте.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать ключевую проблему исследования: каковы особенности мотивации достижения успеха старших школьников с различными уровнями перфекционизма.
В связи с этим тема выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации): «Особенности мотивации достижения успеха старших школьников с различными уровнями перфекционизма».
...
Проблема формирования мотивационной сферы старшего школьника является актуальной в психологической науке. Данная проблема является наиболее востребованной, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием.
Отсутствие единой теории мотивационной сферы личности не позволяет ответить на многие психолого-педагогические запросы, связанные с особенностями успешной реализации потенциальных возможностей учащихся.
Также, в настоящее время особую актуальность приобретают работы, посвященные изучению психологических характеристик человека, обуславливающих его продуктивность, успешность и высокое качество жизни. Большинство авторов в качестве такого внутреннего фактора называют мотивацию достижения, которая связана со стремлением добиться успеха в какой-либо деятельности, достичь определенного уровня мастерства. Человек, руководствующийся данным мотивом, выбирает и ставит сложные задачи и цели и старается достичь их наиболее эффективно, упорно работает и стремится получить высокие результаты в значимой для себя деятельности. Желание осуществлять свою деятельность как можно лучше, опираться на высокие критерия качества и личные стандарты, может быть, как раз, и связано с перфекционизмом.
Особый интерес представляет исследование особенностей перфекционизма и мотивации достижения в юношеском возрасте, в период жизни, когда молодым людям свойственна постановка высоких, а иногда и завышенных целей.
Как было экспериментально доказано, высокий уровень выраженности перфекционизма тесно связан с мотивацией достижения успеха. Именно такие старшие школьники ставят перед собой цель и демонстрируют активное стремление в ее преодолении. Если цель значима и отдалена во времени, то это еще больше активирует их. Они легко включаются в свою деятельность, будь то, учебная, спортивная или творческая и подбирают такие средства и действия, которые направлены на достижение поставленной цели, правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются. В юношеском возрасте в их когнитивной сфере имеется ожидание успеха, поэтом школьники, включаясь в какую-либо деятельность, уверены в том, что добьются успеха. Они ожидают одобрения со стороны других за свои действия, направленные на достижение поставленной цели, собирают все свои силы, ресурсы, действия, а связанная с этим деятельность вызывает у них конструктивные эмоции. Такие школьники обычно стараются получить правильную, достоверную информацию о результатах своей деятельности и поэтому выбирают задачи средней или слегка повышенной степени трудности, и если при ее решении они потерпели неудачу, то снова возвращаются к ее разрешению. Как правило, школьники после неудачи добиваются наиболее лучших результатов, и свой успех приписывают внутриличностному фактору (способностями, терпением, старанием и т.д.), а неудачу объясняют случайным стечением обстоятельств.
...
1. Адлер А. О стремлении к превосходству. СПб.: Астер-Х, 2017. 44 с.
2. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 2013. 122 с.
3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1993. 368 с.
4. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. М.: Акварель, 2006. 367 с.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М., 2003. 672 с.
6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: МГУ, 2012. 166 с.
7. Гайдученко О.А. Факторы формирования стрессоустойчивости в период ранней юности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(38). 2016. URL: http://sibac.info/archive/guman. (дата обращения: 11.02.2016).
8. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства // Современная терапия психических расстройств. 2006. № 1. С. 31-41.
9. Гаранян Н., Холмогорова А., Юдеева Т Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №4. С. 18-48.
10. Гижицкий В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2016. 200 с.
11. Гилязиева Е.А. Психологические особенности подростков с перфекционистской ориентацией личности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.- практ. конф. № 2(29). 2015. URL: http://sibac.info/archive/guman/2(29).pdf). (дата обращения: 26.01.2016).
12. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2006. 336 с.
13. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. 2006. № 6. С. 73-89.
14. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2006. 210 с.
15. Дёмина А.А. Психологический формат изучения проблемы
перфекционизма // sci-article. 2014. № 6. URL.: http://sci-
article.ru/stat.php?i=1392997008. (дата обращения: 3.03.2017).
... всего 60 источников