Введение 3
Глава 1. Анализ изученности проблемы внимания детей с расстройством аутистического спектра в современной психолого-медико-педагогической литературе 8
1.1. Проблема внимания в психологии 8
1.2. Особенности развития внимания в детском возрасте 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания
младших школьников с расстройством аутистического спектра 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра 28
2.1. Организация, методы и методики исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 34
Выводы по второй главе 41
Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра 43
3.1. Научно - методологические подходы по коррекции и развитию внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра 43
3.2. Программа коррекции внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра 48
Выводы по третьей главе 55
Заключение 57
Библиография 61
Приложения
Актуальность исследования. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации. В дошкольном возрасте количество детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, достигает 25%. Среди школьников такие дети составляют 20—30%.
Внимание - это не отдельный психический процесс, а результат определенных межсистемных отношений в ЦНС, и тесно связано с познавательными процессами (восприятие, память, мышление). При внимании сознание ребенка направлено на объект и сосредоточено на нем с целью его отражения.
Развитие внимания тесно связано с формированием познавательной, волевой и эмоциональной сферой психики ребенка. Уровень сформированности внимания, безусловно, влияет на эффективность обучения детей, дальнейшее развитие познавательной деятельности.
Под нарушением внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при утомлении или органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда ребенок может воспринимать небольшое число объектов. Расстройства аутистического спектра (РАС) влекут за собой такие нарушения внимания, как отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность. В контексте инклюзивного образования, и доступной среды, когда дети с РАС включаются в обычный детский коллектив, необходимость изучения произвольного внимания у данной категории младших школьников актуальна и значима. Это связано как с личностно-ориентированным характером образования, в рамках которого уделяется особое внимание индивидуальным характеристикам обучающихся, так и с возрастающим количеством детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии. При этом проблема сформированности внимания у детей с РАС слабо освещена в современной психолого-педагогической литературе. Это и определило цель нашего исследования.
В специальной психологии особенности внимания школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассмотрены в трудах: Ивановой О.С. (2011), Лацкого П.А. (2014), Манелиса Н.Г., Хаустова А.В., Панцырь С.Н., Волгиной Н.Н., Мамонтовой Н.А. (2015), Гавриной С.Е., Кутявиной И.Г. (2017), Выготского Л.С. (2003), Гаврикова К.В., Глазачева О.С., Бердниковой Т.К. (2008), Гилберт К., Питерс Т. (2002), Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. (2008) и других.
Исследования особенностей произвольного внимания младших школьников с расстройствами аутистического спектра имеют большое значение для изучения протекания психических процессов у данной категории детей и, следовательно, для коррекции их познавательной деятельности.
По мнению многих психологов необходимо включение проблемы внимания и невнимания в широкий контекст целостного функционирования всех уровней психической регуляции.
Все вышесказанное и определяет актуальность нашего исследования.
Проблема исследования. Развитие произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра является одним из факторов успешного воспитания и обучения их в школе, однако система данного процесса требует дальнейшей разработки.
Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра, разработать и апробировать психолого-педагогическую программу коррекции произвольного внимания у данной категории учащихся.
Объект исследования: особенности произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: изучение и коррекция произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что произвольное внимание младших школьников с расстройством аутистического спектра будет характеризоваться: слабой устойчивостью, переключаемостью и снижением степени концентрации внимания. Использование разработанной нами психокоррекционной программы окажет положительное влияние на развитие внимания изучаемого контингента детей.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогической программы коррекции произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории развития внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Л.С. Выготский 1976, К.Д. Ушинский 2005, С.Л. Рубинштейн 1989, П.П. Блонский 1936, А.Р. Лурия 1975, Н.Н. Ланге 1967, У Джеймс 1991, В. Вундт 2007, Э. Титченер 1908); изучение внимания с точки зрения физиологических механизмов (А.Н. Леонтьев 1983, И.П. Павлов 1951, М.В. Бехтерев 1904, Т.А. Рибо 2016); изучение закономерностей и условий развития внимания (Н.Ф. Добрынин 1951, С.Л. Кабыльницкая 1974, Н.В. Дубровинская 1985, П.Я. Гальперин 1974); особенности развития внимания и психолого-педагогическая коррекция свойств внимания младших школьников с ОВЗ (Е.В. Золоткова, Е.В. Тюрина 2018, Ю.В. Ходос, Н.В. Шкляр 2015, Е.А. Ветрова 2018, Е.В. Фердерер, Г.В. Терехова 2018).
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2. Эмпирические методы (констатирующий эксперимент);
3. Методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
- Методика «Корректурная проба» Б. Бурдона (вариант геометрических фигур).
- Методика «Таблицы Шульте» (числовой вариант).
Организация исследования. Базой исследования явилось краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» (КГБУ СО «Реабилитационный центр «Радуга»). В исследовании принимали участие 12 детей в возрасте 8-9 лет с расстройством аутистического спектра.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2019 г. по 2021 г. и осуществлялось в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап - обоснование, разработка и апробирование психолого-педагогической программы коррекции и развития произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Формулирование общих выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Практическая значимость исследования. Заключается в разработке психолого-педагогической программы коррекции и развития произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра. Материалы данного эмпирического исследования могут быть полезны психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с данной категорией детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 50 источников и трех приложений. Работа включает 5 таблиц, 4 гистограммы.
Процесс обучения детей с расстройством аутистического спектра долгое время был жестко регламентирован едиными стандартами и программами. В современных условиях вариативного и инклюзивного подхода к образованию на первый план выходят возможность и необходимость сравнительного изучения своеобразия ребенка в разных условиях развития.
Изменение идеологических и ценностных парадигм в направлениях гуманизации, фундаментализации и интеграции в области изучения развития, обучения и воспитания лиц с особыми нуждами, процесс которого мы сейчас переживаем, сформировало объективную потребность в более глубоком изучении произвольного внимания у младших школьников с РАС. При этом на основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние изученности произвольного внимания у младших школьников с РАС можно как средне изученное, и большинство количество книг, статей и иных публикаций имеют срок давности более 10 лет.
Исторически внимание принято определять, как направленность сознания и его сосредоточенность на определенных объектах. Внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека, и по соответствию со степенью участия воли при сосредоточении внимания различают непроизвольное, произвольное и после произвольное внимание.
При проведении исследования по выявлению особенностей произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра мы сосредоточили внимание на исследовании концентрации и устойчивости внимания, считая, что данные свойств внимания являются наиболее важными для успешности всех видов деятельности школьников данной категории.
Полученные при проведении исследования результаты позволили сделать вывод о том, что все качества внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра развиты в недостаточной степени. У участников эксперимента превалировал низкий и средний уровень концентрации внимания.
Основными причинами недостатков внимания являются отвлечения, «застревания» и колебания внимания, обусловленные особенностями динамики нервных процессов, определяемых структурой дефекта. Наблюдения за выполнением обследуемыми задания показали, что причинами неудовлетворительного выполнения задания также явились отсутствие интереса к заданию и неуверенность в своих силах.
Произвольное внимание у детей формируется путем приучения их к новым видам деятельности.
Развитию произвольного внимания способствуют: ясная постановка задач и результата; развитие наблюдательности; воспитание в ребенке ответственного отношения к учебе и к качеству выполняемой работы; систематическое повышение объема, продолжительности и сложности учебных занятий; трудность занятий должна быть соизмерима с возможностями ребенка; воспитание в ребенке серьезных устойчивых интересов.
Методы психологической коррекции особенностей произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра чаще всего сводятся к игре, а метод исследования произвольного внимания у младших школьников с РАС сводиться к наблюдению и экспертной оценке.
Наиболее успешными методами психологической коррекции можно назвать: установление глазного контакта, использование игры, метод смены виды деятельности и предупреждения, метод «вот цель», метод понятной и повторяемой инструкции, метод «рука в руке», простота и доступность заданий.
Развитие и коррекция внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра должны проводиться в двух направлениях: возбуждение и поддержание внимания на занятиях, выработка и закрепление навыков произвольного внимания во всех видах деятельности; развитие отдельных свойств внимания, таких как устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение и объем. Оптимальным средством развития внимания являются упражнения, проводимые в интересных для школьников данной категории игровых и занимательных формах. Развитие внимания неотделимо от формирования всех сфер психики ребенка, поэтому психологам и педагогам следует всемерно развивать у младших школьников с расстройствами аутистического спектра познавательные интересы и произвольность всех психических процессов. Особое внимание следует обратить на формирование таких личностных свойств, как самостоятельность, чувство ответственности, умение ставить цели, задачи, дисциплинированность.
В соответствии с сделанными выводами была разработана и реализована программа развития произвольного внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра, рассчитанная на 10 индивидуальных заданий и решающая задачи:
• Развитие свойств внимания: концентрации, переключения, устойчивости.
• Развитие произвольности поведения развитие умения контролировать импульсивные действия.
• Воспитание наблюдательности, внимательности.
Проведение контрольного исследования после реализации программы показало, что есть положительные изменения в уровне развития переключения внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра экспериментальной выборки: среднее время поиска чисел уменьшилось у всех испытуемых, у одного ребенка - повысился качественно уровень развития переключения внимания, а также показатели внимания стали более равномерными.
В общем можно говорить о том, что программа коррекции внимания у младших школьников с расстройством аутистического спектра дала положительные результаты в виде повышения показателей устойчивости, переключения внимания, однако для получения более качественных, более ощутимых результатов необходимо продолжать работу в выбранном направлении.
Таким образом, поставленная нами цель и задачи были решены, выдвинутая нами в исследовании гипотеза получила подтверждение.
1. Анттила Т.А. Совместная творческая деятельность на уроке как средство обучения РКИ младших школьников // Русский язык за рубежом. 2009. № 6 (217). С. 37-42.
2. Ахметова З.А. Особенности взаимосвязи произвольного внимания и эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2018. Т. 18. № 5. С. 134¬138.
3. Басюк Д.О. Формирование внимания у детей с РАС младшего школьного возраста посредством подвижных игр // Студенческий электронный журнал Стриж. 2021. № 2-1. С. 121-124.
4. Батечко И.В., Викжанович С.Н. Особенности внимания и его развитие у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Инклюзивное образование: теория и практика. 2019. С. 28-32.
5. Ветрова Е.А. Система работы по развитию произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития с использованием инновационных технологий. - Электронный журнал «Постулат», Выпуск №4, 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/1408
6. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста (для бакалавров). М.: КноРус, 2018. 140 c.
7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 2003. Т. З. С. 328.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 943 с.
9. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в
отечественной и зарубежной психологии: учеб. пособие. Р.-н/Д.: Вена, 2007. 193 с.
10. Гавриков К.В., Глазачев О.С., Бердникова Т.К. Система медико-педагогического контроля готовности и адаптации детей 6-летнего возраста к обучению в школе: Информационное методическое письмо. Волгоград, 2008. С. 51-52, 74, 81.
11. Гаврина С.Е., Кутявина И.Г. Развиваем произвольное внимание у детей 5-6 лет, Издательство: Академия Развития, 2017. С. 13.
12. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. Деряевой О.В. - М.: Владос, 2002. С. 34.
13. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: хрестоматия, М: АСТ, 2008. С. 211-212, 213.
14. Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. М.: Практика, 2018. С. 113.
15. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003. С. 112.
16. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. - 2004. - № 12. - С. 73-75.
17. Двенадцать способов подготовки ребенка с РАС к обучению
счету [Электронный ресурс] // Ассоциация Комплексной Коррекционной помощи, №12, 2017. - режим доступа:http://www.corhelp.ru/razvitie-i-
obuchenie/12-spo sobov-podgotovki-rebenka-s-ras-k-obucheniyu- schetu
18. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью» от экспертов фонда «Обнажённые сердца [Электронный ресурс] // Аутизм Федеральный ресурсный центр - режим доступа:https://autism-frc.ru/news/russia/617
19. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Авторы - Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", 2004. - С. 24-25, 27.
20. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 2006. С. 27, 28-29.
21. Добрынин Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников // Вопросы психологии познавательной деятельности. М., 1995. С. 3-24.
22. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол-мед- пед. комис. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. 32 с.
23. Загорная Е.В. Справочник школьного психолога. СПб.: Наука и техника, 2012. 210 с.
24. Иванова О.С. Методы обследования детей с аутизмом // Болезни
нервной системы [Электронный ресурс], №10, 2011 - режим доступа:
http://www.likar. info/neurology/article-42332-chast-1 -metody-obsledovaniya- detej-s-autizmom/ Likar.info.
25. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб.: Детство-Пресс, 2011. 143 с.
26. Кабанова Д.А. Кинезеологические сказки как средство развития произвольного внимания у обучающихся младших классов с ЗПР // Воспитание будущего учителя-исследователя. Сборник материалов по итогам научной сессии студентов. 2020. С. 212-217.
27. Как обучать ребенка с РАС сосредоточенному вниманию
[Электронный ресурс] // Ассоциация Комплексной Коррекционной помощи, №4, 2015. - режим доступа:http://www.corhelp.ru/razvitie-i-obuchenie/kak-
obuchat-rebenka-s-ras-sosredotochennomu-vnimaniyu/
28. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 2001. С. 25, 200.
29. Колисниченко Г.В. Развитие внимания у младших школьников // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 5 (44). С. 816-819.
30. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 74, 75.
31. Лацкий П.А. Десять полезных хобби для совместных занятий с
детьми с РАС [электронный ресурс]// Самоидентификация, №1, 2014 - режим доступа: http://www.corhelp.ru/razvitie-i-obuchenie/desyat-poleznyh-
hobbi-dlya-sovmestnyh-zanyatij-s-detmi-s-ras/
32. Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Панцырь С.Н., Волгина Н.Н., Мамонтова Н.А. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. № 2 (47). 2015 - С. 8-15 [Электронный ресурс] - режим доступа http://psyjournals.ru/files/77257/autism_2015_2_manelis_khaustov.pdf.
33. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001. 422 с.
34. Михалева А.А. Педагогические условия развития произвольного внимания у младших школьников // Наука России: Цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам XV международной научной конференции. 2019. С. 51-54.
35. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф. 2007.
36. Никольская О.С., Веденина М.Ю. Особенности психического развития детей с аутизмом // Альманах института коррекционной педагогики [Электронный ресурс, Альманах №18] https://alldef.ru/ru/articles/almanah- 18/osobennosti-psihicheskogo-razvitijadetej-s-146(дата обращения 24.01.2021).
37. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. М.: Теревинф, 2005. 187 с.
38. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. М.: Педагогика, 2010. 325 с.
39. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л.М. Шипициной. М.: ВЛАДОС, 2003. 528 с.
40. Пугач В.В. Дети аутисты: «почему они прыгают?». - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2017. С. 108.
41. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7-9 лет, М.: Теревинф, 2007. С. 51.
42. Расстройства аутистического спектра [Электронный ресурс] http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/ASD.
43. Современные психолого-педагогические технологии
коррекционноразвивающего образования детей с расстройствами аутистического спектра: сборник методических рекомендаций / под ред. Н.Ю. Кийковой. Челябинск: ЧИППКРО, 2018. 46 с.
44. Степанова М.А. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского и П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2001. № 4 С. 106, 114.
45. Строганова Т.А., Орехова Е.В., Галюта И.А. Монотропизм внимания у детей с аутизмом // Экспериментальная психология. 2014. № 4. С. 66-82.
46. Хаустов А.В. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22-24 наября 2017 г., Москва. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 456 с.
47. Хрестоматия по вниманию под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова, М.: МГУ, 2004.
48. Чаткина С.Н., Китайкина А.Е. Исследование произвольного
внимания младших школьников в процессе тренинговых занятий // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. 2016. С. 231-236.
49. Чернышова Е.А. Особенности формирования произвольного внимания у младших школьников с РАС в процессе обучения // Вестник современных исследований. 2018. № 10.1 (25) С. 135.
50. Яцковец А.С. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на феномен игры // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 68 С. 190-205.