Введение 3
Глава 1. Источниковедческий потенциал художественного кино в контексте «визуального поворота» в исторической науке. 13
Глава 2. Образ учителя в советских кинофильмах середины 1940-х- середины 1980-х гг. 19
2.1. Образ учителя в кинематографе середины 1940-х - середины 1950-х
гг. 19
2.2. Особенности визуализации образа учителя
в период «оттепели» 25
2.3. Отражение образа учительства в киноискусстве 1970-х - первой
половины 1980-х гг. 32
Глава 3. Образ учителя в постсоветском кинематографе второй половины 1980-х - 2000-х гг. 40
3.1. Изменения в репрезентации образа учителя в кинофильмах эпохи
«перестройки». 40
3.2. Образ учителя в российском кинематографе (1990-е-2000-е) 47
Глава 4. Использование художественного кино в изучении истории образования второй половины XX - начала XXI вв. в школе. 72
4.1 Применение кинокартин об учительстве и школе в рамках уроков
истории. 72
4.2 Возможности использования советских кинофильмов о школе во
внеурочной работе. 78
Заключение 81
Список источников и литературы 84
Приложения
Школьное образование претерпевает изменения, которые закладывают основы будущей системы образования и структуры общества в целом. В связи с этим изучение образа педагога в историческом контексте и его отражение различных исторических источниках, в том числе визуальных, является важным, т.к. ретроспектива способствует пониманию механизмов реакции на события в прошлом, настоящем, а значит и в будущем.
Одним из информационных источников XX века стал кинематограф, он способен отражать основные веяния эпохи, настроение граждан в зависимости от конкретного периода и общественно-политической обстановки. В фильмах отражена не только идеология или ее отсутствие, но и место власти, народа и человека конкретной профессии в частности в общественном сознании и мировосприятии. В нашей работе рассмотрена эволюция образа школьного учителя во времена сталинского тоталитаризма, оттепели, застоя, перестройки и постсоветского периода в репрезентации художественного кинематографа соответствующих эпох.
Мы выдвигаем гипотезу, что образ учителя являлся маркером состояния общества, государственной системы, а значит изменялся в соответствии с течением времени.
Школа во все времена отражала состояние общества, поэтому изучение темы истории образования в послевоенный период должно быть построено не только на сухом фактическом материале, для усиления эмоционального эффекта и воспитательных целей можно использовать и визуальные источники.
Ххудожественные кинофильмы являются ценным источником для подбора медиа контента при попытке разнообразить и сделать более полным изучение темы образования в различные периоды СССР и Российской Федерации. Кинематограф помогает проследить перемены в отношении к школе и учителю в прошлом, а значит проследить вектор направления в будущем. Изучение темы культуры и образования входит в обязательные
общеобразовательные программы, и в целом данные темы являются «лакмусовой бумажкой» состояния общества на разных этапах развития.
Кроме того, художественная целостность, присущая кинематографу, функциональное единство изобразительных средств, способны усиливать эмоциональное воздействие на зрителя, на его оценочные суждения и ценностные ориентации, в том числе и в сфере морали. Нравственным идеалом советского киноискусства является активная личность, понимающая жизненные цели и задачи, но и общечеловеческие ценности. В современном российском обществе больше ценится свобода самовыражения, попытки понять свой путь учеником, учителем и государством в целом. Склонность к рефлексии характеризует современные фильмы о школе.
В современной школе использование кинофильмов в учебном процессе помогает достижению целей по ФГОС: формированию основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмыслению им опыта российской истории, усвоению базовых ценностей современного российского общества, воспитанию уважения к историческому наследию России1.
Объектом нашего исследования является эволюция образа учителя в отражении отечественного киноискусства с середины 1940-х до 2000-х гг.
Предмет исследования - способы отражения и характерные черты образа школьного педагога в отражении художественного кино в контексте изменений киноискусства и общественных реалий соответствующих периодов, а также познавательный и воспитательный потенциал применения изучаемых киноисточников в педагогическом процессе.
Цель - выявить тенденции эволюции и характерные черты образа учительства в отражении художественного кино второй половины 1940-х - 2000-х гг. в зависимости от изменений общественно-исторических реалий, а также определить педагогический потенциал использования темы в школе
Задачи:
1. Выявить общие черты и особенности визуализации образа учителя в отечественном и современном кино на основе анализа ключевых фильмов рассматриваемых десятилетий
2. Выделить основные этапы эволюции образа учителя в киноискусстве в контексте развития кинематографа и общеисторических тенденций изучаемых эпох, определить факторы, обусловившие эту эволюцию
...
Школьный учитель во все времена воспринимался по-разному, отношение учеников к нему, его материальное положение, взаимоотношения с коллегами и даже манера речи отражают время, в котором он живет. Кинематограф отражал образ педагога с определенными чертами, характерными эпохе, в которую снимался фильм.
В послевоенный период учитель воспринимался, как человек, который даёт знания детям, но при этом находится «выше» общества. Ученики относятся к учителю уважительно, не сомневаются в его правоте и достоверности информации, которую он преподаёт. Несомненно, образ педагога после войны отличался своей подверженностью советской идеологии и нёс в себе такие черты этого времени, как жертвенность и патриотизм. Советский кинематограф брал на себя сложную задачу сделать образ педагога приближенным к народу и в то же время несущим великую миссию просвещения.
В эпоху «оттепели» представление об учителе в системе общественных отношений меняется. Ученики начинают спорить, не соглашаться с учителем, его мнение больше не является неоспоримой истиной. Учитель начинает терять былой авторитет, переживает «кризис оттепельного мироощущения», по-новому осмысливаются роль и предназначение школьного преподавателя.
Общество 1960-1980-х годов все более остро ощущало «тупик», несостоятельность системы, но на школьной действительности это пока отразилось в своеобразном ключе. Ученики стали более современными, менее подверженными идеологическому воздействию, но значительная часть школы оставалась прежней. В учительской среде происходил своеобразный раскол между старшим поколением педагогов, приверженцами старого, жесткого, авторитарного стиля, и молодыми учителями, склонными к более либеральным взаимоотношениям с учениками и их родителями.
Переломным в репрезентации образа учительства периодом становятся годы «перестройки». На волне разоблачений «всего советского» кинематограф переносит свой нигилистический взгляд и на школьную тему, на образ советского учителя, предстающего в фильмах этих лет носителем старого мировоззрения, частью советской идеологической машины, либо растерянными, не умеющими приспособиться к новым реалиям людьми. Таким образом, если кинематографу с1940-х годов до 1980-х был присущ в целом позитивный образ учителя, с его эволюцией от идеализации к более реалистичному изображению, то с конца 1980-х гг. мы наблюдаем тотальную негативизацию этого образа. Апофеоз выражения нелестного отношения приходится на 2000-е, когда в подавляющем большинстве фильмов учитель изображен неудачником, без специальных знаний и работающий в школе вынужденно, либо приспособленцем. Насколько эта репрезентация реалистична? На
наш взгляд, представленный современным кинематографом образ учителя так же, в может, и в большей степени, далек от реального учительства, чем кинообразы 40-х годов прошлого столетия. Справедливости ради надо отметить, что кинорежиссеры поднимают в своих фильмах и реальные проблемы современного учительства, как то: тотальная
бюрократизация, низкий престиж и авторитет учительского труда, тяжелое материальное положение.
Таким образом, к началу XXI столетия система образования практически утратила важный канал, через который могла быть транслирована обществу положительная сторона профессии учителя, канал массового привлечения в школу молодых педагогов. Мироощущение современного учителя страдает серьезно подорвано по объективным причинам, но кинематограф только усиливает давление на моральное состояние учителей, на престиж профессии, отношение общества к учителям и к школе в целом. Это еще одна причина, почему, на наш взгляд, фильмы о школе необходимо использовать в школьном курсе истории и во внешкольной работе с подростками. Различные формы работы с этими киноисточниками, предложенные нами в методической части работы, помимо познавательных результатов, будут способствовать формированию личностных, гражданских качеств, критического мышления школьников, более объективному взгляду на процессы, протекающие в современной школе, и отношению к учительской профессии.
1. Аркус Л. Приключения белой вороны: эволюция школьного
фильма в советском кино //
https://www.culture.ru/materials/51093/priklxuchenixa-beloi-yorony-eyolyucixa- shkolnogo-filma-v-sovetskom-kino
2. Баранов, О. А. Кино и школа [Текст] / Баранов О. А., Пензин С. Н. // Искусство и образование. - 2014. - № 1. - С. 87-113
3. Баранов О.А. , Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью: Учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. 180 с.
4. Волков Е. В., Пономарева Е. В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. №10 (269). С. 23.
5. Горбачев О. В. Советский художественный кинематограф как исторический документ: особенности анализа и интерпретации // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург, 2015. Вып. 15.
6. Грей, Г. Кино: Визуальная антропология / Гордон Грей; пер. с англ. М.С. Неклюдовой. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 208 с.: ил.
7. Григорьева О. Образ учителя в советском кино: от «Весенней» оттепели до «Большой перемены» // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. - Саратов: «Научная книга», 2007. С. 223-239.
8. Ксенофонтов И.В. Использование потенциала фильмов духовнонравственной направленности в современной школе: методическое пособие для старших классов / И.В. Ксенофонтов. — Калуга: КГИМО, 2011. — 100 с..
9. Магидов В. М. Визуальная антропология / Гуманитарный симпозиум. Открытие и сообщаемость культур. М., 1998.
10. Магидов В. М. Визуальная антропология как социокультурное явление в ретроспективе и перспективе современного исторического знания // В едином историческом пространстве: сб. науч. ст. - М.: Изд-во РГГУ, 2009.
11. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М., РГГУ. 2005.
12. Митина Т.С. Образ учителя в советском кинематографе первой половины двадцатого столетия // Сибирский научный вестник. 2015. № 2. С. 124-128
13. Митина Т.С. Образ учителя в советском кинематографе периода «оттепели» // Сибирский научный вестник. 2015. № 4. С. 150-156.
14. Митина, Т.С. Особенности формирования идеального кинематографического образа советского учителя / Т.С. Митина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5.
15. Митина Татьяна Сергеевна. Репрезентация образа учителя в
государственной образовательной политике СССР средствами визуальной культуры: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Митина Татьяна Сергеевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Ульяновский
государственный университет], 2016
... всего 34 источника