Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение и коррекция произвольной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №167255

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы исследования особенностей памяти у детей с задержкой психического развития 8
1.1. Память как психологический феномен 8
1.2. Особенности памяти у детей младшего школьного возраста в
норме 15
1.3. Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР 18
Вывод по первой главе 23
Раздел 2. Исследование особенностей памяти у детей младшего школьного
возраста с ЗПР 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 29
Вывод по второй главе 34
Раздел 3. Методические рекомендации по коррекции произвольной памяти у
младших школьников с ЗПР 36
3.1 Основные направления, формы и методы коррекции памяти у
младших школьников с ЗПР 36
3.2. Психолого-педагогическая программа для развития памяти у
младших школьников с ЗПР 39
Выводы по 3 главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение


Актуальность. Память является результатом способностей человека и является условием приобретения знаний, формирования навыков и умений, обучения. Нормальное функционирование отдельного человека или общества в целом невозможно без памяти. Память важна для человека и для всех людей, поэтому к развитию этой способности у детей с психическим недоразвитием следует относиться более ответственно. В связи с эпидемиологической обстановкой в мире, необходимо создать новый способ проведения коррекционно-развивающих занятия, чтобы развитие детей не стояло на месте. [9]
С общественной точки зрения, изменения, происходящие на нынешнем этапе развития общества, требует преобразований в системе развитии и коррекции когнитивных нарушений у детей с ЗПР. [65]
В настоящее время можно заметить, что количество детей с психическими или физическими отклонениями значительно увеличилось, особенно с задержкой психического развития. В рамках психолого-педагогических исследований можно найти большое количество материала, свидетельствующего о специфических особенностях детей с ЗПР. [31]
Предпосылки данной формы отклонений в развитии детей анализировались такими исследователями, как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др. Все они образуют связь между недоразвитием психических функций и остаточными состояниями после перенесенных в пренатальный, натальный и постнатальный периоды органических повреждений центральной нервной системы, а также генетическим повреждением центральной нервной системы, которое привело к недостаточному развитию памяти у детей. [52]
Также обратим внимание на то, что количество детей, не усваивающих учебный материал, сильно выросло и это является главной проблемой, следовательно, и число учащихся с задержкой психического здоровья также возросло. На ухудшение психического здоровья детей влияют учебные нагрузки, напряженный школьный режим, поэтому количество детей, нуждающихся в специальной помощи таких специалистов как, медицинский персонал, психологов, педагогов каждый раз растет. [10]
Из-за трудностей и нагрузок в школе учащимся затруднительно управлять своим поведением и эмоциями, и вести себя в соответствии с требованиями в обществе, регулировать различные психические состояния и процессы. [20]
У учащихся с задержкой психического развития на фоне преимущественно сохранной когнитивной деятельности можно заметить недостаточное развитие наиболее сложных форм мышления из -за повышенной отвлекаемости, не способности концентрироваться и обдумывать задания, что приводит к низкой успеваемости в школе. [68]
Для формирования у детей познавательной деятельности с ними необходимо проводить коррекционную работу. Также надо помнить об особенностях протекания психических процессов, в данном случае памяти у детей с ЗПР.
Изучение развития памяти у детей с задержкой психического развития в процессе обучения - является одной из актуальных задач психологии и требует постоянного изучения. [16] Постижение памяти, играющую большую роль в обучении и формирование познавательной деятельность, является насущным направлением научных исследований ЗПР. В нашем исследовании мы будем рассматривать особенности произвольной памяти у младших школьников с ЗПР. [24]
По сравнению с нормально развивающимися детьми младшего школьного возраста детям с ЗПР характерно недостаточное развитие памяти, не соответствующее их возрасту. Поэтому нельзя не сказать о важности изучения свойств памяти у младших школьников с ЗПР. [34] Чтобы максимально обеспечить продуктивность обучения в школе детей с ослабленной памятью, необходимо больше внимания уделять на дополнительное привлечение наглядности, визуализации информации, многократному повторению и рациональному объему запоминаемого материала. [26]
В современном мире большую роль играют стремления к индивидуализации школьного образования с учетом особенностей и уровня психического развития ребенка. Раннее выявление и коррекция помогут подобрать оптимальные методы обучения для каждого ребенка индивидуально. [31]
Свои коррективы в образовательный процесс внесла Пандемия вирусной инфекции (COVID-19), поставив перед педагогами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения, используемые педагогами многие десятилетия, стали недоступны.
Поэтому педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, а это достаточно большая и неоднородная группа, остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Так как минимальная пауза в занятиях сведет усилия на нет. В данной ситуации переход на дистанционную форму обучения позволил продолжить коррекционную работу в том формате, который доступен в условиях карантина.
Цель исследования: изучить особенности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие памяти у данной категории учащихся.
Задачи:
1. Изучить особенности произвольной памяти у детей с задержкой психического развития.
2. Провести эмпирические исследования по изучению произвольной памяти у детей с ЗПР.
3. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования - память у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекционно-развивающая программа для развития памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: скорость формирования слуховой памяти, зрительной памяти и произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР снижена по сравнению с их сверстниками, которые росли нормально. Младшие школьники с ЗПР обладают относительно ограниченным, недостаточно развитым объемом кратковременной слуховой памяти. Использование разработанной нами психокоррекционной программы окажет положительное влияние на развитие памяти изучаемого контингента детей.
Методы исследования: анализ научной литературы, тесты, метод количественной и качественной обработки.
Методики исследования:
- Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса;
- Методика «Запоминание 10 слов», Лурия А.Р. (исследование слухоречевой памяти).
- Методика «Память на образы»
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе рассмотрена одна из наиболее актуальных проблем современной психологии - развитие памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В теоретической части нашей работы мы проанализировали литературу по проблеме изучения нарушений памяти и путей ее развития.
Память - это основа способностей учащихся и условие для обучения, приобретения знаний и формирования навыков и умений. Память связывает прошлое, настоящее и будущее и обеспечивает единство ума, придавая ему индивидуальность.
Причины нарушений у детей младшего школьного возраста с ЗПР связаны с целым рядом клинических, психологических и образовательных факторов. У школьников с задержкой психического развития наблюдаются различные нарушения памяти, в частности снижение объема и точности произвольного запоминания. Младшие школьники с ЗПР больше времени уделяют заданиям, так как при их выполнении произвольная регуляция процесса запоминания оказывается недостаточной. Наблюдаются отставания в развитии как зрительной, так и слуховой памяти. Однако зрительная память ухудшается в меньшей степени.
Одной из причин снижения эффективности мнемонической деятельности у школьников с психическим недоразвитием является неспособность рационально организовывать и контролировать задания, а также применять навыки запоминания. С помощью целенаправленных корректирующих и развивающих задач дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут прививать навыки, необходимые им для мнемонической деятельности. Это позволило бы существенно компенсировать недоразвитие наблюдаемых процессов памяти, поскольку без участия памяти ни одна психическая функция не может выполняться, а сама память не может быть представлена вне другого психического процесса.
Для коррекции и развития произвольной памяти мною была разработана коррекционная программа, состоящая из упражнений и дидактических игр. Данная программа была разработана с условием использования её как в дистанционном формате, так и очном.
Средством развития памяти является дидактические игры и упражнения. Дидактические игры способствуют развитию памяти в процессе учебной деятельности и делают сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяют школьнику получить собственный опыт.
Дидактическая игра упорядочивает поведение младшего школьника. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Он учится контролировать себя, действовать правильно, тем самым лучше запоминает необходимый материал.


1. Андрианов, Е.И. О развитии двигательной памяти у детей с задержкой психического развития с помощью игр и игровых упражнений / Е.И. Андрианов // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2015. - № 5.
2. Аникин, Д.А. Память как социальный феномен / Д.А. Аникин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - № 1.
3. Антошечкина, Г.К. Особенности слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Г.К. Антошечкина, А.Г. Литвинова, Н.Ю. Верхотурова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 5.
4. Арскиева, З.А. Развитие логической памяти у детей младшего школьного возраста / З.А. Арскиева // Символ науки. - 2016. - № 2.
5. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника / Т.В. Артемьева. - Казань: Отечество, 2013.
6. Аршавский Ю.И. Нейронные механизмы памяти: синаптическая и геномная гипотезы. [Текст] / Ю.И. Аршавский // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - 2011. - Т.61. - №6.
7. Ахмаева,М.А. Проблемы реализации психолого-педагогического сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья /М.А.Ахмаева//Материал Всероссийскойнаучно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение иобразование детей с различными формами дизонтогенеза» (г. Екатеринбург, 26-27 апреля 2018г.). - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018.
8. Бабкина Н.Б. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляция у младших школьников /Н.Б. Бабкина. - М.,2002.
9. Батуева, С.В. Развитие памяти у старших дошкольников, как одно из условий успешного обучения / С.В. Батуева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - № 2.
10. Бирюкова, Ю.С. Организационно-педагогические условия
инклюзивного образования в образовательных организациях / Ю.С. Бирюкова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (г. Екатеринбург, 26-27 апреля 2018г.). - Екатеринбург: Уральский государственный
педагогический университет, 2018.
11. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей ЗПР учеб. пособие /Л.Н. Блинова. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
12. Блонский, П. П. Память и мышление / П.П. Блонский. - Москва : Гос. соц.-экон. изд-во, 1995.
13. Бойко А.А. Исследование памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР в работе социального психолога. [Текст] / А.А Бойко, Т.И. Лях // Научный альманах. - 2016. № 2-4 (16).
14. Бруннер Е.Ю. Ведущие виды запоминаний детей 6-7 лет. [Текст] / Е.Ю. Бруннер, А.Н. Дробноход // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 47-1.
15. Букреева, А.А. Коррекция памяти младших школьников / А.А.Букреева // Концепт. - 2015. - № 1.
16. Булгаков, О.А. Память человека и возможность ее улучшения / О.А. Булгаков // Вестник российских университетов. - 2014. - № 1.
17. Власова Т.А. Обучение детей ЗПР /Т.А. Власова. - М., 1985.
18. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии: Просвещение, 1973.
19. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / Под ред. А.А. Смирнова. - М., 2007.
20. Воробьева, Е.А. Особенности достижения детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста личностных результатов в рамках реализации ФГОС НОО / Е.А. Воробьева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Фундаментальные и прикладные проблемы начального общего образования» (г. Елец, 24-25 октября 2019г.). - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019.
21. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. - СПб.: Речь, 2003.
22. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Хрестоматия по общей психологии/ Л.С. Выготский - М.,1999.
23. Гасанова, Ф.Р. К вопросу диагностики и классификации задержки психического развития / Ф.Р. Гасанова // Сборник научных статей и материалов VI международной научно-практической конференции
24. Головина, Е.С. Индивидуальные особенности памяти младшего школьника / Е.С. Головина // Молодой ученый. - 2017. - №10.1.
25. Грибанова Е.В. О необходимости развития когнитивных процессов младших школьников / Е.В. Грибанова, Н.В. Гурьянова, Г.В.Колисниченко // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2019. - № 14.
26. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
27. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор- составитель Н.Д.Шматко) - М.: "Аквариум", 2001.
28. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития. Понять, чтобы помочь / А.О. Дробинская. - М.: Академия, 2005. - 168 с. Егинисова, А.К. Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития / А.К. Егинисова, Д.А. Бердибаева //COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2019. - № 1.
29. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст] / Т.В. Егорова. - М., 1973.
30. Емелина, Д.А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2018. - № 1.
31. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева. - М.:Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 176 с.
32. Жарикова Н.Д. Дети с ЗПР в общеобразовательном классе: монография. [Текст] / Н.Д. Жарикова // Вестник ТОГИРРО, - №1 (13). 2011.
33. Забрамная С.Д., Костенкова, Ю.А. Дидактический материал для занятий с детьми младшего школьного возраста / С.Д. Забрамная, Ю.А.
34. Загребельная, И.Л. Вариативные формы образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
организациях: опыт и перспективы развития / И.Л. Загребельная // Сборник научных трудов и материалов научно-практической
конференции «Конференциум Академии социального управления». - 2019.
35. Зейгарник Б.В. Психология памяти. Хрестоматия / Б.В. Зейгарник. - М.,1979.
36. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. - М.,1961.
37. Значение памяти в жизни и деятельности человека. [Текст] / URL: http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=znachenie-pamati-v-gizni- cheloveka(дата обращения 10.02.2021).
38. Золоткова, Е.В. Формирование познавательных процессов у младших школьников с задержкой психического развития / Е.В. Золоткова, Е.В. Тюрина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58.
39. Зотова,Т.В. Развитие памяти младших школьников с использованием
мнемо-карт / Т.В. Зотова, Е.А. Парнас // Материалы VII научнопрактической конференции преподавателей и студентов «Развитие познавательных способностей младших школьников» (Москва, 24 октября 2019г.). - М,: Московский педагогический
государственный университет, 2020.
40. Ибрагимова, Г.Г. Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития / Г.Г. Ибрагимова, М.А. Муратова // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 7.
41. Игина, К.А. Психологическая характеристика памяти младших школьников / К.А. Игина, А.В. Мекшинева, А.С. Чуприкова // Сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции «Будущее науки - 2019» (г. Курск, 5-26 апреля 2019г.). - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019.
42. Ильмурзина, Л.М. Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития / Л.М. Ильмурзина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2.
43. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие/ З.М. Истомина -М.: «Академия»,1998.
44. Капитонова, Д.В. Психолого-педагогическое сопровождение младших
школьников с задержкой психического развития в условиях
инклюзивного образования / Д.В. Капитонова, Н.Н. Васягина // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы психологии
личности» под ред. Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой. - Екатеринбург, 2018.
45. Караханян, К.Г. Возрастные особенности памяти и их влияние на успешность в обучении / К.Г. Караханян // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 4.
46. Ковальская, А.С. Разработка индивидуальных образовательных
программ для детей с задержкой психического развития / А.С. Ковальская // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС» (г. Екатеринбург, 26 -27 апреля 2017г.). - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический
университет, 2017.
47. Козубовский В.М. Познавательные процессы. Общая психология/ В.М. Козубовский -М.,2008.
48. Кондратьева Н.П. Развитие логической памяти младших школьников. [Текст] / Н.П. Кондратьева, Т.Е. Кузавкова // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. Сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения», посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Комсомольск-на-Амуре: Урал-Пресс, 2015.
49. Кондратьева, А.Н. К вопросу об особенностях произвольной памяти младших школьников / А.Н. Кондратьева, Г.Ф. Биктагирова // Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет,
2017.
50. Косарева, В.Ю. Определение специальных образовательных потребностей обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях психолого-медико-педагогической комиссии / В.Ю. Косарева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и
образование детей с различными формами дизонтогенеза» (г. Екатеринбург, 26-27 апреля 2018г.). - Екатеринбург: Уральский
государственный педагогический университет, 2018.
51. Кудашкин О.В. Развитие смысловой памяти младших школьников в процессе психологического тренинга / О.В. Кудашкин, А.А. Сенина // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опят решения» (Саранск, 14-15 марта 2019 г.). - Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2019.
52. Кузнецова Л. В, Переслени Л.И., Солнцева Л.И и др. Основы специальной психологии /.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
53. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / К.С. Лебединская. - М.: Академия, 1999.
54. Лебединский В.В Нарушения психического развития у детей: Учеб. Пособие/ В.В. Лебединский. - М.: ВЛАДОС, 1995.
55. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. Хрестоматия по общей психологии/ А.Н. Леонтьев. -М.,1979.
56. Лобанова // Вестник современных исследований. - 2017. - № 6.
57. Ломакина, Д.А. Развитие смысловой памяти у детей младшего школьного возраста / Д.А. Ломакина, Е.А. Маркушевская, В.В. Виноградов // Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. - 2016. - № 1.
58. Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. [Текст] / В.И. Лубовский. - М: Юрайт, 2014.
59. Лурия А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. - М., 1975.
60. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Хрестоматия по общей психологии/ А.Р. Лурия. - М., 1979.
61. Лях Т.И. Исследование памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в работе специального психолога / Т.И. Лях, А.А. Бойко // Научный альманах. - 2016. - № 2.
62. Макарова, О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии / О.А. Макарова // Концепт. - 2013. - №1.
63. Маклаков А.Г. Общая психология. [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2012.
64. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2006.
65. Маркина О.А. Особенности памяти у детей с ЗПР. [Текст] / О.А. Маркина // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации, материалы VII Всероссийской студенческой научно -практической конференции с международным участием. Новосибирск: Бора-Пресс, 2018.
66. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992.
67. Микерова Г.Г. Проблема развития памяти младших школьников в процессе обучения / Г.Г. Микерова, А.Н. Сонько // KANT. - 2018. - №2.
68. Мишенева Л.Н. Особенности памяти у детей с ЗПР. [Текст] / Л.Н. Мишенева, А.А. Белисова, С.В. Васерман, Е.А. Кронштатова, Н.И. Николаева // Наука и общество в эпоху перемен. - 2018. - №1 (4).
69. Мищенко, З.И. Средства коррекции произвольной памяти младших школьников с нарушением интеллекта / З.И. Мищенко, И.А. Агафонова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - № 3.
70. Мокрова А.А. Забывание информации. Факторы, влияющие на забывание. [Текст] / А.А Мокрова, К.Д. Трубникова, Е.А. Клокова, В.Н. Череженова // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - №1 (81).
71. Москвина, О.Ю. Обучение детей с задержкой психического развития в массовой школе при введении ФГОС для детей с ОВЗ / О.Ю. Москвина // Сборник статей по материалам II всероссийской научнопрактической конференции по педагогике (с международным участием) «Деятельность образовательных учреждений в условиях новых образовательных стандартов (г. Сортавала, 30 сентября 2017г.). - СПб.: Фонд научных исследований в области гуманитарных наук «ЗНАНИЕ - СИЛА», 2017.
72. Мурафа, С.В. Мнемические способности младших школьников с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Мурафа Светлана Валентиновна. М., 2012.
73. Мурафа, С.В. Продуктивность мнемических способностей детей 7-12 лет с задержкой психического развития / С.В. Мурафа // Сибирский психологический журнал. - 2011. - № 41.
74. Немов Р.С. Общая психология в 3 т. Т. П. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. [Текст] / Р.С. Немов. - 6-е изд. перераб. и доп. - М.Юрайт, 2015.
75. Никитина, О.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей
младшего школьного возраста с ОВЗ в массовой школе / О.Н. Никитина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (г. Екатеринбург, 26-27 апреля 2018г.). - Екатеринбург: Уральский государственный
педагогический университет, 2018.
76. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. - Москва : Высшее образование: МГППУ, 2013.
77. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие/ А.А. Осипова. - М., 2001.
78. Паршикова, Ю.С. Секреты детской памяти / Ю.С. Паршикова // Научный электронный меридиан. - 2019. - № 15.
79. Першикова, Д.А. Особенности развития произвольной памяти в младшем школьном возрасте / Д.А. Першикова, Н.Н. Рубцова, В.В. Виноградов // Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. - 2017. - № 1.
80. Петрова, С.Ю. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста / С.Ю. Петрова // Материалы Международной студенческой научно-практической конференции «Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы / под ред. И.Д. Лельчицкого, О.О. Гониной (Тверь, 28 февраля-01 марта 2018 г.) - Тверь: Тверской государственный университет, 2018..
81. Писаревская, А.А. Память как творческий процесс формирования личности и культуры / А.А. Писаревская // Молодой ученый. - 2015. - № 5.
82. Подобед, В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития [Текст] / В.Л. Подобед // Дефектология. - 1981. - № 3.
83. Подольская О.А. Теория и практика инклюзивного образования: учеб. пособие. [Текст] / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - М.:Директ-Медиа, 2018.
84. Полтавская, Е.А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры / Е.А. Полтавская // Концепт. - 2015. № - 1.
85. Понявина, П.О. Особенности развития памяти младших школьников с
задержкой психического развития / П.О. Понявина // Материалы международной студенческой научно-практической конференции «Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018» (21-23 марта 2018г.). - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова, 2018.
86. Постникова, О.В. Педагогические условия развития смысловой произвольной памяти у детей дошкольного возраста / О.В. Постникова // Молодой ученый. - 2016. - №13.
87. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.
88. Психология памяти. Учебное пособие / Под ред. Т.И. Зинченко, В.П. Зинченко. - Дубна, 2000.
89. Психология памяти: учебное пособие / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. - М.: Просвещение, 2000.
90. Раковчена, С.С. Возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов младших школьников / С.С. Раковчена // Акмеология. - 2013.
91. Рубинштейн С.Л. Память. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 1998.
92. Самохвалова, В.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала [Текст] / В.И. Самохвалова // Возрастные и индивидуальные различия памяти; под ред. А.А. Смирнова. - М., 1967.
93. Симинякина, Л.В. Методологическое обоснование исследования произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития в начальной школе / Л.В. Симинякина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (г. Екатеринбург, 25-26 апреля 2019г.). - Екатеринбург: Уральский педагогический университет, 2019.
94. Слепенкова, Е.А. Проблемы обучения детей с задержкой психического развития в начальной школе / Е.А. Слепенкова, Т.В. Моисеева // Сборник статей по материалам научно-практической
конференции «Инновационная деятельность в образовании» (Нижний Новгород, 28 ноября 2019 г.). - Н. Новгород: ФГБОУ ВПО
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Кузьмы Минина», 2020.
95. Смирнов А. А. Избранные психологические труды / А.А. Смирнов. - М.,1987.
96. Смирнов, А. А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А. А. Смирнов. - Москва : АПН, 1999.
97. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти: учебно-методическое пособие / А.А. Смирнов. - М.: Экзамен, 2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ