Введение 3
1 Теоретические основы исследования 7
1.1 Тенденция развития профессии редактор 7
1.2Профессиональные и личностные качества редактора 17
1.3Функции редактора 27
2 Анализ работы редактора в телекомпании ТВК 31
2.1 Характеристика работы редактора программы «Новое утро» 39
2.2 Характеристика работы редактора программы «Новости» 41
2.3 Характеристика работы редактора программы «Воскресные новости». .. 45
2.4 Характеристика работы редактора программы «После новостей» 49
2.5 Характеристика работы редактора программы «Прямой эфир» 51
Заключение 55
Список использованных источников 59
Приложение АИнтервью с главным редактором телекомпании «ТВК» Марией
Бухтуевой 64
Приложение Б Анкета 1 68
Приложение В Ответы продюсера программы «Новое утро» 69
Приложение Г Ответы редактора программы «Новости» 71
Приложение Д Ответы редактора программы «Воскресные новости» 76
Приложение Е Ответы редактора программы «После новостей» 80
Приложение Ж Ответы редактора программы «Прямой эфир» 83
Приложение 3 План программы «Новости» 87
Приложение И План программы «Воскресные новости» 88
Приложение К План программы «Прямой эфир» 89
По данным фонда «Общественное мнение» за 2020 год более 60 % россиян смотрят телевизионные программы практически каждый день [Более 60% россиян смотрят телевизор почти каждый день, показал опрос, 2021].
Телевидение остается важнейшим инструментом распространения информации. Оно трансформируется и конвергируется и делает программы популярными на сегодняшний день. Также важной характеристикой телевидения остается достоверность фактов.
В научном контексте телевидение как объект исследования по-прежнему активно изучается. Примерами работ могут служить: В. Ю. Познин «Техника и технология СМИ. Радио - и тележурналистика», О. Н. Семакина «Совмещение деятельности шеф-редактора и ведущего информационных программ: новая региональная специфика». Работы лежат в русле тех исследований, в центре которых деятельность редактора, формы организации работы современной редакции.
Особенное место в этой творческой группе принадлежит редактору. Без правильной работы редактора на телекомпании невозможно добиться результатов в создании качественной программы, конкурентоспособности. Телевизионный редактор берет на себя обязательства и достигает поставленные цели вместе со своей командой, он является лидером среди корреспондентов и всей редакции.
Профессия телередактор изменялась, переживала трансформацию и в конечном итоге вобрала себя всю совокупность редакторских функций и обязательств, стала цельной. Появление интернета, усовершенствование технологий изменило технологию работы редакторов. В нашем исследовании мы проследим тенденции развития профессии телевизионный редактор, дадим определение, характеристику. На примере телекомпании ТВК разберем функции главного редактора и характеристики его работы, которая заключается в организации рабочего процесса и выполнения творчески задач...
Проведенное исследование позволило определить ключевые характеристики и тенденции работы редактора телекомпании.
Работа выполнена на материалах региональной телекомпании, полученные результаты называют характеристики и тенденции, характерные для её редакций и не претендуют на универсальность для всего красноярского медиапространства. Однако изученные в ходе исследования теоретические источники, в центре изучения которых также работа региональных СМИ, позволяют говорить о том, что результаты проведенного нами анализа пересекаются с результатами этих исследований. О. Н. Семакина в работе «Совмещение деятельности шеф-редактора и ведущего информационных программ: новая региональная специфика» говорит о совмещении деятельности в региональных телекомпаниях. Приходится брать на себя дополнительные обязанности. В свою очередь, это говорит о возможности назвать общие для региональных телередакций характеристики и тенденции: дифференциация профессии редактор, универсализация.
На основе работ по теории журналистики И. Н. Кемарской, В. В. Егорова, Б. Д. Гаймаковой, В. Ф. Познина, мы проследили тенденцию развития профессии редактор телекомпании. Определили базовые профессиональные и личностные качества для редактора: терпение, быстрота реакций, умение сказать нет, идти на риск, энергичность, психологическая гибкость, а также обозначили его основные функции.
В теоретической части мы также дали общую характеристику работы телевизионного редактора. Мы проанализировали двадцать одну научную публикацию, посвященную изучению работы редактора в редакции. Специальность постоянно видоизменялась, включала в себя новые свойства как написание материалов, поиск героев, замещение ведущего, искореняла другие. Свойства были описаны теоретиками И. Н. Кемарской, В. В. Егоровым. Если, в период застоя телевизионный редактор был в роли цензора, то потом он становился более самостоятельным. А впоследствии тесно сотрудничал с автором, редактируя его материалы вместе с ним. Профессия телевизионный редактор сначала была одной направленности, затем стала универсальной, но приобрела дифференциацию. Исходя из теоретических работ, была определена тенденция универсальности, многозадачности редактора программы. Также мы определили тенденции в профессии редактора: дифференциация специальности на типы: главный редактор, редактор конкретных программ, выпускающий редактор, редактор-координатор. Это разделение, которое было выделено теоретиком В. Ф. Позниным, на практике, не смотря на современные процессы конвергенции, гибридизации, сохраняется в современной редакции телекомпании.
В практической части нашего исследования мы проводили анкетирование, интервью и наблюдение. Анкетирование проводилось в формате онлайн с 5 марта по 5 июня 2021 года. Было проведено десять интервью с главным редактором телекомпании ТВК Марией Бухтуевой. Интервью проводились в формате живой встречи и в формате онлайн с 5 марта по 26 мая 2021 года. Наблюдение осуществлялось в редакции телекомпании ТВК. Наблюдая за процессом, находясь в редакции, мы смогли увидеть взаимоотношение журналистов друг с другом и редакторами. Мы разработали анкету, которая включала в себя вопросы на определение главных функций редактора программ, его качеств. Результаты анкетирования были включены в практическую часть. Мы определили характеристику работы редактора: создание концепции программы, поиск героев, специалистов, редактирование и написание материалов, ведение информационных и аналитических программ, регулирование процесса работы, управление творческой командой...
1 Басмурзина, Н. А. Тенденции развития информационного вещания регионального телеканала / Н. А. Басмурзина // Проблемы массовой коммуникации: новые подходы. - 2019. - №2. - С. 3 - 4.
2 Более 60% россиян смотрят телевизор почти каждый день, показал опрос [Электронный ресурс] / РИА Новости. - 2020. - Режим доступа: https://ria.ru/20180514/1520486867.html.
3 Большой толковый словарь русского языка / ред. С. А. Кузнецов. - СПб, 1998. - 1534 с.
4 Волкова, Е. Г. О некоторых аспектах взаимоотношений редактора и автора / Е.Г. Волкова // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2007. -№3. - С. 79 - 85.
5 Газоян, А. Г. Культурно-просветительская функция телевидения в рефлексии тележурналистов / А. Г. Газоян // Проблемы массовой коммуникации: новые подходы. - 2016. - №2. - С. 82 - 83.
6 Гаймакова, Б.Д. Методика и практика редактирования телевизионных передач / Б. Д. Гаймакова. - М.: Искусство, 1975. - 131 с.
7 Гаймакова, Б.Д. Основы редактирования телепередач. Учебное пособие / Б. Д. Гаймакова. — Москва, 2001. — 132 с.
8 Гринева, Ю. О. Повышение эффективности редакционных процессов в результате внедрения редакционно-издательской системы / Ю. О. Гринева // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2009. - №3. - С. 168 - 178.
9 Дедов, А. Н. Технологии телевизионной журналистики. Учебное пособие / А.Н. Дедов. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2017. - 199 с.
10 Дьякова, Л. Н. О проблеме редактора на современном телевидении / Л. Н. Дьякова // Коммуникация в современном мире. - 2015. - №2. - С. 77 - 80.
11 Егоров, В. В. Телевидение: теория и практика: учебное пособие / В. В. Егоров. - Москва: Международный независимый эколого-политологический университет, 1993. - 306 с.
12 Еременко, К. В. Дисциплина «Психология редакторской деятельности» как способ формирования профессионального мышления редактора / К. В. Еременко // Общество. Коммуникация. Образование. - 2011. - 59 - 63.
13 Еремина, А. Д. Функции редактора качественного СМИ в эпоху медиатрансформации / А. Д. Еремина // Материалы Международного научного форума «Ломоносов-2019» . - 2019. - С. 1 - 2.
14 Зверева, Н. В. Школа тележурналиста: учебное пособие для вузов / Н.
B. Зверева. - Москва: Аспект Пресс, 2004. - 320 с.
15 Искандарова, Н. Р. Критерии отбора и редактирования материалов для информационных выпусков «Первого канала»: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Искандарова Негина Рустамовна. - Москва, 2010. - 18 с...45