Введение 3
Глава 1. Основные понятия и классификации туризма 5
1.1 Культурно-познавательный туризм 16
1.2 Экскурсия как основной элемент культурно - познавательного тура 21
1.3 Экскурсия для школьников, место в образовательном процессе.. .23
1.4 Туристский поход как элемент культурно -познавательного тура
Глава 2. Анализ туристско-рекреационных ресурсов Республики Хакасия ..29
2.1 Туристско-рекреационный потенциал Республики Хакасия 29
2.2 Анализ ресурсов культурно-познавательного туризма в Республике
Хакасия 37
Глава 3. Характеристика тура 41
3.1 Программа тура 42
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А - Географические игры: «Моя Россия»;« Мы познаем мир»50
Приложение В- Разработанные маршруты в Республике Хакасия 62
География как учебный предмет обладает уникальными возможностями в применении групповых форм обучения. Этому способствует интересное содержание предмета, возможность изучать его в разном темпе и с применением современных средств обучения. Это заставляет перейти к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству, что актуализирует выбранную тему.
Актуальностью данной работы, считаю развитие культурно-познавательного туризма, на территории Республики Хакасия, возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны, пробудить у обучающихся чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям народов.
Объект исследования: процесс обучения географии в школе.
Предмет исследования: формирование у обучающихся географических знаний о рекреационном потенциале республики Хакасия при помощи культурно-познавательного тура.
Цель: разработать культурно-познавательный тур по Республике Хакасия.
Для реализации цели были представлены следующие задачи:
1. Раскрыть специфику культурно-познавательного туризма;
2. Охарактеризовать экскурсию и туристский поход как основные элементы культурно-познавательного тура;
2. Провести анализ туристско-рекреационных ресурсов Республики Хакасия, а также перспектив развития и внедрения культурно¬познавательных туров;
3. Разработать программу культурно-познавательного тура._
Методологическую основу исследования составляют:
- теория учебной деятельности (Л.С.Выготский, ИЯ.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);
- методология педагогической деятельности (Л.Г.Вяткин, Г.И.Железовская, В.В.Краевский, Г.К.Паринова); учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, графический и картографический методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что она может быть использована педагогами средних образовательных учреждений студентами педагогического университета по разработке учебной экскурсии и туристского похода.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей 28 (МБОУ Лицей № 28); «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева» (КГПУ им В.П. Астафьева).
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников . Общий объем работы составляет 74 страниц. Список использованных источников составляет 25 источник.
Культурно-познавательный туризм является одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха. Под культурно-познавательным туризмом понимаются различные виды путешествий, отвечающие потребности духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности.
Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно¬исторических ценностей стран.
Основным элементом культурно-познавательных туров является экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) с целью приобретения новых знаний и получения новых впечатлений.
Анализ туристско-рекреационных ресурсов Республики Хакасии позволил установить, что главной особенностью культурной палитры Хакасии, небольшой по площади и населению республики на юге Восточной Сибири, является наличие древнейших археологических памятников, богатство и уникальность традиций и неповторимость нематериального культурного наследия.
Историко-культурное наследие обладает огромным потенциалом культурно-просветительского воздействия на современное общество. Оно является неотъемлемой частью современной культурной жизни. Памятники археологии позволяют значительно расширить горизонты исторического знания, тем самым влияя на общественное самосознание и культуру в целом. Приобщение общества к историко-культурному наследию приводит не только к росту уровня исторических знаний, но и повышает толерантность, что крайне важно в нашем многонациональном обществе. Следовательно, популяризация культурного наследия - это один из путей повышения общего уровня культурного развития современного общества. Наиболее оптимальным средством популяризации памятников истории и культуры является развитие культурно-познавательного туризма, позволяющего также активно развивать экономику региона.
Работа, проведенная во время данного экскурсионного маршрута, позволила донести до учащихся информацию об истории, культурно¬историческом наследии республики Хакасия при условии совмещения летнего оздоровительного отдыха и общения в неформальной обстановке. Вместе с тем приобретены навыки достижения поставленных целей и работы в команде на общий результат.
1. Непомнящий В.В. Экологический туризм и устойчивое развитие: проблемы и перспективы // Проблемы устойчивого развития в современной географической науке и образовании: Материалы Всероссийской молодежной школы-семинара. - Томск: Дельтаплан, 2004. - С.174-178
2. Непомнящий В.В. Развитие экологического туризма как пример реализации принципов устойчивого развития // Проблемы устойчивого развития региона: Материалы третьей школы-семинара молодых ученых России. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2004. - С .179-184
3. Непомнящий В.В. Рекреационные потенциал заповедника «Хакасский»
как фактор устойчивого функционирования региона (на примере развития экологического туризма) // Материалы III Международной научно¬практической конференции «Туризм и региональное развитие». - Смоленск: Универсум, 2004. - С.530-539
4. Непомнящий В.В. Возможности развития экологического туризма в Центральной Хакасии // Алтай экология и природопользование: Материалы III российско-монгольской научной конференции молодых ученых и студентов. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. -С.358-363
5. Непомнящий В.В. Биоразнообразие заповедных территорий Хакасии как фактор развития экологического туризма // Культурно-экономические основания организации туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса: Тр. 3¬й межрегиональной. научно-практической конференции. - Томск: Дельтаплан, 2004. - С.126-129
6. Непомнящий В.В. Антропогенная трансформация природных комплексов под воздействием рекреационной деятельности // Теоретические и прикладные вопросы современной географии: Материалы Всероссийской молодежной школы-семинара. - Томск: Дельтаплан, 2005. - С.89-91
7. Непомнящий В.В. К вопросу об определении рекреационных нагрузок // Теоретические и прикладные вопросы современной географии: Материалы Всероссийской молодежной школы-семинара. - Томск: Дельтаплан, 2005. - С.91-94
8. Непомнящий В.В. Об опыте выявления рекреационной дигрессии в приозерных ландшафтах Республики Хакасия // Экология Южной Сибири и сопредельных территорий. Выпуск 9. / Отв. ред. В.В. Анюшин.- Абакан: Изд- во Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2005. Т.2. - С. 20-21
9. Непомнящий В.В. Характеристика рекреационного воздействия на прибрежные степные ландшафты Республики Хакасия // Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. Материалы 6-й международной научно-учебно-практической конференции. - Томск: ТГУ, 2005. - С. 102-104
10. Непомнящий В.В. Формы и структура пространственной организации зон отдыха в прибрежных ландшафтах Республики Хакасия // Экология Южной Сибири и сопредельных территорий. Выпуск 10. / Отв. ред. В.В. Анюшин.- Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. Т.2. - С. 65
11. Непомнящий В.В. Повышение экологической культуры население посредствам развития экологического туризма в охраняемых природных территорий // Экология Южной Сибири и сопредельных территорий. Выпуск 10. / Отв. ред. В.В. Анюшин. - Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. Т.2. - С. 92 23
12. Непомнящий В.В. Геоэкологические условия рекреационного природопользования в прибрежных экосистемах Хакасии // Вестник Томского государственного университета: Бюллетень оперативной научной информации. - Томск, 2006. № 104. - С. 117-123_
13. Постановление Правительства Республики Хакасия от 14.04.2010 № 172 «О Концепции развития туризма в Республике Хакасия на 2010-2016 годы» [электронный ресурс]
14. Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. проф. Чудновского А.Д. - М., 1. Закон Республики Хакасия от 29.11.1999 № 69 «О туристкой деятельности на территории Республики Хакасия» (в редакции от 20.02.2017 года).
15. .Государственная программа Республики Хакасия «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия (2015 — 2020 годы), утвержденная постановлением Правительства республики Хакасия от 31.10.2014 № 558.
16. Беськаев А.А. Национальный исследовательский Томский государственный университет «Экологический туризм как перспективное природоохранное направление туризма Республики Хакасии».Статья в сборнике трудов конференции, год издания: 2015.
17. Долженко Г.П. Рекреационная география, туризм, экскурсионное дело. Вып. 2. Библ. Указатель. Ростов-на-Дону. Ростовский университет. 2009.
18. Дурович А.П. Организация туризма / А.П. Дурович. - СПб.: Питер, 2009.
19. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.
20. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: продвижение туристского продукта: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008.
21. Киреева Ю.А. Основы туризма: учеб.-практ. пособ. / Ю.А. Киреева; Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2008.
22. Красноярские ярмарки. Журнал - 2007. - №11.
23. Самойленко А.А. География туризма [электронный ресурс]: учеб. пособие. - М.: Феникс, 2007.
24. Саратовцев Ю.И. Технология туризма [электронный ресурс]: учеб пособие. / Ю.И. Саратовцев. - СПб.: СПбГИЭУ, 2008
25. Сунчугашев Я.И. Памятники истории и культуры Хакасии / Я.И. Сунчугашев, Г.Я. Янгулова. - Абакан, 1974.