Введение 3
Глава 1. Основные понятия и классификации туризма 5
1.1 Культурно-познавательный туризм 16
1.2 Экскурсия как основной элемент культурно - познавательного тура 21
1.3 Экскурсия для школьников, место в образовательном процессе.. .23
1.4 Туристский поход как элемент культурно -познавательного тура
Глава 2. Анализ туристско-рекреационных ресурсов Республики Хакасия ..29
2.1 Туристско-рекреационный потенциал Республики Хакасия 29
2.2 Анализ ресурсов культурно-познавательного туризма в Республике
Хакасия 37
Глава 3. Характеристика тура 41
3.1 Программа тура 42
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А - Географические игры: «Моя Россия»;« Мы познаем мир»50
Приложение В- Разработанные маршруты в Республике Хакасия 62
География как учебный предмет обладает уникальными возможностями в применении групповых форм обучения. Этому способствует интересное содержание предмета, возможность изучать его в разном темпе и с применением современных средств обучения. Это заставляет перейти к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству, что актуализирует выбранную тему.
Актуальностью данной работы, считаю развитие культурно-познавательного туризма, на территории Республики Хакасия, возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны, пробудить у обучающихся чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям народов.
Объект исследования: процесс обучения географии в школе.
Предмет исследования: формирование у обучающихся географических знаний о рекреационном потенциале республики Хакасия при помощи культурно-познавательного тура.
Цель: разработать культурно-познавательный тур по Республике Хакасия.
Для реализации цели были представлены следующие задачи:
1. Раскрыть специфику культурно-познавательного туризма;
2. Охарактеризовать экскурсию и туристский поход как основные элементы культурно-познавательного тура;
2. Провести анализ туристско-рекреационных ресурсов Республики Хакасия, а также перспектив развития и внедрения культурно¬познавательных туров;
3. Разработать программу культурно-познавательного тура._
Методологическую основу исследования составляют:
- теория учебной деятельности (Л.С.Выготский, ИЯ.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);
- методология педагогической деятельности (Л.Г.Вяткин, Г.И.Железовская, В.В.Краевский, Г.К.Паринова); учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, графический и картографический методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что она может быть использована педагогами средних образовательных учреждений студентами педагогического университета по разработке учебной экскурсии и туристского похода.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей 28 (МБОУ Лицей № 28); «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева» (КГПУ им В.П. Астафьева).
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников . Общий объем работы составляет 74 страниц. Список использованных источников составляет 25 источник.
Культурно-познавательный туризм является одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха. Под культурно-познавательным туризмом понимаются различные виды путешествий, отвечающие потребности духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности.
Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно¬исторических ценностей стран.
Основным элементом культурно-познавательных туров является экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) с целью приобретения новых знаний и получения новых впечатлений.
Анализ туристско-рекреационных ресурсов Республики Хакасии позволил установить, что главной особенностью культурной палитры Хакасии, небольшой по площади и населению республики на юге Восточной Сибири, является наличие древнейших археологических памятников, богатство и уникальность традиций и неповторимость нематериального культурного наследия.
Историко-культурное наследие обладает огромным потенциалом культурно-просветительского воздействия на современное общество. Оно является неотъемлемой частью современной культурной жизни. Памятники археологии позволяют значительно расширить горизонты исторического знания, тем самым влияя на общественное самосознание и культуру в целом. Приобщение общества к историко-культурному наследию приводит не только к росту уровня исторических знаний, но и повышает толерантность, что крайне важно в нашем многонациональном обществе. Следовательно, популяризация культурного наследия - это один из путей повышения общего уровня культурного развития современного общества. Наиболее оптимальным средством популяризации памятников истории и культуры является развитие культурно-познавательного туризма, позволяющего также активно развивать экономику региона.
Работа, проведенная во время данного экскурсионного маршрута, позволила донести до учащихся информацию об истории, культурно¬историческом наследии республики Хакасия при условии совмещения летнего оздоровительного отдыха и общения в неформальной обстановке. Вместе с тем приобретены навыки достижения поставленных целей и работы в команде на общий результат.