Введение 5
Глава 1. Изучение окислительно-восстановительных реакций в школьном курсе органической химии 8
Часть 1.1. Основные положения теории окислительно¬восстановительных процессов 10
Часть 1.2. Закономерности образования продуктов окисления органических веществ различных классов в зависимости от условий протекания реакции и природы окислителя 21
§1.2.1. Алканы 23
§1.2.2. Алкены 23
§1.2.3. Алкины 26
§1.2.4. Арены 27
§1.2.5. Спирты 29
§1.2.6. Алдегиды и кетоны 30
§1.2.7. Карбоновые кислоты 32
Глава 2. Составление уравнений ОВР с участием органических веществ 34
Часть 2.1. Способы расстановки коэффициентов в ОВР с участием органических веществ 37
§2.1.1. Метод электронного баланса 37
§2.1.2. Кислородно-водородный метод расстановки коэффициентов в ОВР 39
§2.1.3. Метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций) 40
§2.1.4. Метод макроподстановки 44
Часть 2.2. Анализ учебной и методической литературы по теме «Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ»
Часть 2.2. Разработка методических рекомендаций по формированию навыков составления уравнений ОВР с участием органических веществ в рамках факультативного
курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по химии» 46
Урок 1 55
Урок 2 62
Урок 3 69
Урок 4 74
Урок 5 80
Урок 6 86
Заключение (выводы) 89
Список литературы 90
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Окислительно-восстановительные процессы издавна интересовали химиков и даже алхимиков. Среди химических реакций, происходящих в природе, быту и технике, огромное множество составляют окислительно-восстановительные: сгорание топлива, окисление питательных веществ, тканевое дыхание, фотосинтез, порча пищевых продуктов и т.д. В таких реакциях могут участвовать как неорганические вещества, так и органические. Однако если в школьном курсе неорганической химии разделы, посвященные окислительно-восстановительным реакциям, занимают значительное место, то в курсе органической химии этому вопросу уделено недостаточно внимания.
Особенно важным является изучение данной темы в связи с требованиями к выполнению некоторых заданий ЕГЭ, где требуется составить уравнение реакции с участием органических веществ, а не просто схему окислительно-восстановительных процессов. Реагент должен указываться не над стрелкой, а являться полноценным компонентом реакции; обязательна расстановка коэффициентов перед формулами всех веществ.
В связи с этим поиск наиболее оптимальных методов составления уравнений ОВР и расстановки коэффициентов в ОВР с участием органических веществ является весьма актуальным.
Цель работы - формирование у учащихся навыков составления уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ и поиск наиболее оптимальных методов расстановки коэффициентов в данных реакциях.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучение литературы по теме окислительно-восстановительные реакции в школьном курсе химии.
2. Исследование различных методов расстановки коэффициентов в ОВР с участием органических веществ и выбор оптимального метода.
3. Анализ учебной и методической литературы по окислительно-восстановительным реакциям с участием органических веществ.
4. Разработка и апробация методических рекомендаций для формирования навыков составления уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ в рамках факультативного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по химии».
Научная новизна. Наиболее оптимальными методами составления уравнений ОВР и расстановки коэффициентов в ОВР с участием органических веществ были признаны методы: метод электронного баланса, метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), кислородно-водородным метод и метод макроподстановки. Выбор используемого метода расстановки коэффициентов в ОВР зависит от характера окислительно-восстановительного процесса и конкретных условий протекания реакции.
Практическая значимость. Автором были разработаны методические рекомендации для формирования навыков составления ОВР с участием органических веществ. Данные разработки в качестве модуля «Окислительно-восстановительные реакции» вошли в элективный курс «Подготовка учащихся к ЕГЭ по химии» для учащихся 11 класса Фаначетской СОШ №9.
Аппробация работы. Результаты исследовательской работы были представлены в виде устного доклада на VIII Межрегиональной научно-практической конференции «Химическая наука и образование Красноярья», г. Красноярск, 20-22 мая 2015 года, а также при участии в работе VIII Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции «Инновации в естественнонаучном образовании», г. Красноярск, 12 ноября 2015 года, по материалам которых имеются соответствующие публикации.
Публикации. По теме ВКР опубликованы материалы 2-х докладов (приложения 1-2). Достижения в области научно-исследовательской и учебной деятельности представлены на сайте КГПУ им. В.П. Астафьева в разделе «Портфолио»: http://portfolio.kspu.ru/#/profile/5667.
По проделанной работе можно сделать следующие выводы:
1. Проведен анализ учебной и методической литературы по теме «Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ».
2. Рассмотрены различные методы расстановки коэффициентов в ОВР с участием органических веществ и даны рекомендации по выбору оптимального метода.
3. Разработан и апробирован Модуль №5 «Окислительно-восстановительные реакции», содержащий методические рекомендации для формирования навыков составления уравнений ОВР с участием органических веществ в рамках факультативного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по химии» для учащихся 11 класса.
1. Митрохин Р.В. - Лабораторный практикум по методике обучения химии; учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 276 с.
2. Стаханова С. В., Свириденкова Н. В. Окислительно¬восстановительные реакции // Химия для школьников. - 2013. - № 1. - С. 2-16.
3. Асанова Л. И. Ещё раз об окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ // Химия для школьников. 2014. - №5. - С. 3-25.
4. Красноярский Центр оценки качества образования [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cok.cross-edu.ru.
5. Степень окисления в органических соединениях [электронный ресурс].
- Режим доступа: https://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na- urok/11 -klass—cetveertvi-god-obucenia/urok-no7-valentnost-valentnye- vozmoznosti-i-razmery-atomov-himiceskih-elementov/stepen-okislenia- atomov-v-molekulah-organiceskih-vesestv.
6. Медведев Ю.Н. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления // Химия для школьников. - 2009. - N 4. - С. 8-21.
7. Дерябина Н.Е. Методика формирования умения определять степень окисления атома // Химия в школе. - 2007. - N 7. - С. 24-27.
8. Дерябина Н.Е. Приём макроподстановки как способ определения коэффициентов в уравнениях ОВР // Химия в школе. - 2007. - № 10. - С. 40-43.
9. Молчанова Г.Н. Реакции окисления в органической химии // Химия для школьников. - 2010. - № 1. - С. 22-30.
10. Молчанова Г. Н., Снастина М.Г. Окислительно-восстановительные реакции // Химия для школьников. - 2014. - № 3. - С. 36-42.
11. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции. - М.: Просвещение, 1989. - 141 с.
12. Воробьёва Н.И. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции // Химия для школьников. - 2008. - № 4. - С. 39-47.
13. Мычко Д.И. Как быстро расставить коэффициенты в уравнениях окислительно восстановительных реакций // Х1м1я: праблемы выкладання. 2009. - № 11. - С. 33-38.
14. Кузнецова Л.В., Пашкова Л.И., Власенко К.К. Особенности окислительно-восстановительных реакций в органической химии. Алканы. Алкены // Химия в школе. - 2012. - №9. С. 26-31.
15. Кузнецова Л.В., Пашкова Л.И., Власенко К.К. Особенности окисления углеводородов: алкинов, алкадиенов, аренов и циклоалканов // Химия в школе. - 2014. - №4. С. 7-13.
16. Окислительно-восстановительные реакции: Методические указания к лабораторной работе по химии для студентов дневного и заочного обучения / Каз. гос. арх. -строит. академия; Сост. В.А. Бойчук, Н.С. Громаков, Казань, 2004.-17 с.
17. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. - 6-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 256 с.: ил.
18. Органическая химия. 10(11) класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская.- 6-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 368с.
19. Органическая химия. 10(11) класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская.- 5-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 176 с.
20. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономорёв, В. И. Теренин; Под ред. В. И. Теренина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 304 с.: ил.
21. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. - 11-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2006 - 267, [5] с. ил.
22. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобщеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара; под ред. Н. Е. Кузнецовой. - 4-е изд. перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 288 с. : ил.
23. Ахметов Н. С. Химия: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1998. - 256 с.: ил.
24. Ахметов Н. С. Химия: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - 2¬е изд., с испр. - М.: Просвещение 1999. - 175 с.: ил.
25. Гузей Л. С., Суровцева Р. П. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 240 с.: ил.
26. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Е. Минченков, А. А. Журин, П. А. Оржековский. - М. : Мнемозина, 2010. - 192 с. : ил.
27. Химия: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, Н. Н. Гара. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 288 с.: ил.
28. Химия: 10 класс: профельный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, Н. Н. Гара, И. М. Титова / под ред. проф. Н. Е. Кузнецовой. - 3-е изд., перераб. - М.: М Вентана-Граф, 2011. - 384 с.: ил.
29. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суворовцева. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 288с.: ил.
30. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен по химии. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена 2015 года по химии // Химия для школьников. - 2014. - № 4.
- С. 3-18.
31. Уравнения окислительно-восстановительных реакций [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru/ucheb158.htm.
32. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс] // http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/16306bf8-a50e-4e60- 83a7-972ea7385944/80.swf упражнения по овр
33. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс] // http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/01c8297c-968f-4e32- b9de-dc5d908bb3d2/79.swf метод электронного баланса
34. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс] // http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f69a43f1-638e-4961- 95e0-54bce432df00/78.swfопределение овр
35. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс] // http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbdf-8cff-11db- b606-0800200c9a66/ch08 43 02.swf Электронный баланс с озвучкой
36. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс] //http://files. school-collection.edu.ru/ dlrstore/bb 14522c-aae7 -11db- abbd-0800200c9a66/ch08 02 17.swf-фотосинтез
37. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс] // http ://files. school-collection.edu.ru/ dlrstore/617 fdbde-8cff- 11db- b606-0800200c9a66/ch08 43 01.swf- тест по овр.
38. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ / Р.А. Лидин. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 351с.