ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОЯВЛЕНИЯ
АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие «агрессия» и «агрессивное поведение» 6
1.2. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте 10
1.3. Влияние стиля семейного воспитания на возникновение агрессии у
детей подросткового возраста 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты эмпирического исследования уровня агрессии в
подростковом возрасте и стилей семейного воспитания 30
2.3. Результаты исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания
и агрессии подростков 36
2.4. Психолого-педагогические рекомендации по снижению уровня
агрессии в подростковом возрасте в системе родительских отношений 38
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОЯВЛЕНИЯ
АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие «агрессия» и «агрессивное поведение» 6
1.2. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте 10
1.3. Влияние стиля семейного воспитания на возникновение агрессии у
детей подросткового возраста 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты эмпирического исследования уровня агрессии в
подростковом возрасте и стилей семейного воспитания 30
2.3. Результаты исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания
и агрессии подростков 36
2.4. Психолого-педагогические рекомендации по снижению уровня
агрессии в подростковом возрасте в системе родительских отношений 38
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность исследования: в настоящее время общество столкнулось с возросшей агрессивностью подростков, об этом говорят социологи, психологи, учители и родители. Тревожным симптомом является и тот факт, что подростковая агрессия стала проявляться в крайних формах жестокости.
На подростка оказывает влияние его семья, школа, сверстники, а также деятельность различных средств массовой информации, но всё же семья является основным местом, где формируется мировоззрение ребенка, и закладываются морально-нравственные принципы личности. Принципы и методы воспитания, несомненно, влияют на формирование личности подростка. Нарушение процесса воспитания, именно проявление гиперопеки, чрезмерной строгости, пренебрежение потребностями подростка, ведет к искажению развития личности, в том числе и возникновению агрессии.
Подростковый возраст - это особый период, время развития самосознания человека. В этом возрасте у подростков интенсивно развиваются потребности, мотивы, приоритеты, отношения к представителям другого пола и, соответствующие этим образованиям, формы поведения
Агрессия у подростков как общий психологический и социальный феномен часто выступает предметом исследований, как в российском обществе, так и за рубежом.
Среди психологов и педагогов, которые занимались изучением агрессии у подростков, следует отметить Л.М. Семенюк, С.Л. Соловьева, В.И. Трубникова, за рубежом Л.В. Берковиц, А. Бандура, Р. Бэрон, Р. Уолтер.
Но, хотим отметить, что влияние особенностей стилей семейного воспитания на возникновение агрессии у подростков изучены недостаточно.
Важно учитывать особенности воспитания подростков в семьях при анализе причин агрессивного поведения, это значимый фактор для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными детьми подросткового возраста.
Исходя из этого, поставлена цель исследования: выявить взаимосвязь между стилем семейного воспитания и агрессией подростков.
Объект исследования: агрессия подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь стиля семейного воспитания и агрессии подростков...
На подростка оказывает влияние его семья, школа, сверстники, а также деятельность различных средств массовой информации, но всё же семья является основным местом, где формируется мировоззрение ребенка, и закладываются морально-нравственные принципы личности. Принципы и методы воспитания, несомненно, влияют на формирование личности подростка. Нарушение процесса воспитания, именно проявление гиперопеки, чрезмерной строгости, пренебрежение потребностями подростка, ведет к искажению развития личности, в том числе и возникновению агрессии.
Подростковый возраст - это особый период, время развития самосознания человека. В этом возрасте у подростков интенсивно развиваются потребности, мотивы, приоритеты, отношения к представителям другого пола и, соответствующие этим образованиям, формы поведения
Агрессия у подростков как общий психологический и социальный феномен часто выступает предметом исследований, как в российском обществе, так и за рубежом.
Среди психологов и педагогов, которые занимались изучением агрессии у подростков, следует отметить Л.М. Семенюк, С.Л. Соловьева, В.И. Трубникова, за рубежом Л.В. Берковиц, А. Бандура, Р. Бэрон, Р. Уолтер.
Но, хотим отметить, что влияние особенностей стилей семейного воспитания на возникновение агрессии у подростков изучены недостаточно.
Важно учитывать особенности воспитания подростков в семьях при анализе причин агрессивного поведения, это значимый фактор для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными детьми подросткового возраста.
Исходя из этого, поставлена цель исследования: выявить взаимосвязь между стилем семейного воспитания и агрессией подростков.
Объект исследования: агрессия подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь стиля семейного воспитания и агрессии подростков...
Теоретическое и эмпирическое исследование проблемы привело к следующим выводам.
Целью нашего исследования являлось выявление взаимосвязи между стилем семейного воспитания и агрессией подростков. Для достижения указанной цели, нами была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем агрессии подростков, а именно, высокий уровень агрессии более характерен для подростков при опекающем и попустительском стиле воспитания; низкий уровень агрессии наблюдается при демократическом стиле воспитания.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу. Для решения поставленных задач:
1. Были рассмотрены основные подходы к характеристике понятий «агрессия» и «агрессивное поведение». В ходе изучения психолого-педагогической литературы выяснилось, что под агрессивностью стоит понимать черту личности и готовность к агрессии. Агрессивное поведение - это действие, направленное на причинение вреда другому человеку. Агрессия - это форма поведения, которая нацелена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
2. Были изучены особенности проявления агрессии в подростковом
возрасте. Проявления агрессии у подростков имеют физиологические и психологические причины. Физиологические причины агрессии: половое созревание, выработка гормонов, интенсивное развитие подкорковых структур. Психологические причины агрессии: низкая самооценка,
стремление к самоутверждению, внутриличностные конфликты подростка, непринятие группой сверстников, стремление к сепарации от родителей, наличие авторитетных друзья с девиантными формами поведения и любы е виды зависимостей у подростка.
Агрессия - это не только разрушительная сила, но ещё и очень мощная энергия, позволяющая подростку проявить волевые качества, такие как: настойчивость, решительность, целеустремлённость, инициативность и смелость.
3. Рассмотрели влияние стиля семенного воспитания на возникновение агрессии в подростковом возрасте. В зависимости от отношений, сложившихся между членами семьи, отношения родителей с ребенком и стиля воспитания, того или иного стиля поведения, формируются те или иные характерологические особенности.
Выделяется три основных стиля воспитания: демократический, авторитарный и попустительский. Каждый стиль воспитания по-разному влияет на поведение детей подросткового возраста.
4. Провели исследование уровня агрессии в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания. По результатам опросника исследования уровня агрессивности, мы выявили, что 72,7% подростков имеют высокий уровень агрессии, 27,3% подростков имеют средний уровень агрессии и 0% подростков имеют низкий уровень агрессии.
По результатам методики «Анализ семейных взаимоотношений» выявили следующие результаты: «недостаточность требований-запретов к ребенку» - 54,5% родителей; «гиперпротекция» - 50% родителей;
«чрезмерность требований» - 36,4% родителей; «минимальность санкции» - 36,4% родителей. Также, «чрезмерность санкций» наблюдается у 27,8% родителей; «игнорирование потребностей ребенка» - 18,2% родителей;
«недостаточность обязанностей» - 18,2% родителей; «чрезмерность
требований-запретов» - 18,2% родителей.
5. Провели сравнительный анализ взаимосвязи стиля семейного воспитания и агрессии подростков. Корреляционный анализ показал, что существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем агрессии подростков. Результаты говорят о то, что чем больше родители возлагают обязанностей на подростка, тем больше у подростка уровень физической и вербальной агрессии. Также, в семьях, где родители воспитывают детей в условиях повышенной моральной ответственности при отсутствии наказаний, у детей подросткового возраста в большей степени появляются различные формы агрессии.
6. Разработали психолого-педагогические рекомендации по снижению уровня агрессии в подростковом возрасте в системе родительских отношений.
Полученные данные могут быть применены в коррекционно-развивающей и просветительской работе практических психологов, а так же стать основой для разработки программ психологических тренингов, направленных на снижения уровня агрессии в подростковом возрасте.
Целью нашего исследования являлось выявление взаимосвязи между стилем семейного воспитания и агрессией подростков. Для достижения указанной цели, нами была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем агрессии подростков, а именно, высокий уровень агрессии более характерен для подростков при опекающем и попустительском стиле воспитания; низкий уровень агрессии наблюдается при демократическом стиле воспитания.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу. Для решения поставленных задач:
1. Были рассмотрены основные подходы к характеристике понятий «агрессия» и «агрессивное поведение». В ходе изучения психолого-педагогической литературы выяснилось, что под агрессивностью стоит понимать черту личности и готовность к агрессии. Агрессивное поведение - это действие, направленное на причинение вреда другому человеку. Агрессия - это форма поведения, которая нацелена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
2. Были изучены особенности проявления агрессии в подростковом
возрасте. Проявления агрессии у подростков имеют физиологические и психологические причины. Физиологические причины агрессии: половое созревание, выработка гормонов, интенсивное развитие подкорковых структур. Психологические причины агрессии: низкая самооценка,
стремление к самоутверждению, внутриличностные конфликты подростка, непринятие группой сверстников, стремление к сепарации от родителей, наличие авторитетных друзья с девиантными формами поведения и любы е виды зависимостей у подростка.
Агрессия - это не только разрушительная сила, но ещё и очень мощная энергия, позволяющая подростку проявить волевые качества, такие как: настойчивость, решительность, целеустремлённость, инициативность и смелость.
3. Рассмотрели влияние стиля семенного воспитания на возникновение агрессии в подростковом возрасте. В зависимости от отношений, сложившихся между членами семьи, отношения родителей с ребенком и стиля воспитания, того или иного стиля поведения, формируются те или иные характерологические особенности.
Выделяется три основных стиля воспитания: демократический, авторитарный и попустительский. Каждый стиль воспитания по-разному влияет на поведение детей подросткового возраста.
4. Провели исследование уровня агрессии в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания. По результатам опросника исследования уровня агрессивности, мы выявили, что 72,7% подростков имеют высокий уровень агрессии, 27,3% подростков имеют средний уровень агрессии и 0% подростков имеют низкий уровень агрессии.
По результатам методики «Анализ семейных взаимоотношений» выявили следующие результаты: «недостаточность требований-запретов к ребенку» - 54,5% родителей; «гиперпротекция» - 50% родителей;
«чрезмерность требований» - 36,4% родителей; «минимальность санкции» - 36,4% родителей. Также, «чрезмерность санкций» наблюдается у 27,8% родителей; «игнорирование потребностей ребенка» - 18,2% родителей;
«недостаточность обязанностей» - 18,2% родителей; «чрезмерность
требований-запретов» - 18,2% родителей.
5. Провели сравнительный анализ взаимосвязи стиля семейного воспитания и агрессии подростков. Корреляционный анализ показал, что существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем агрессии подростков. Результаты говорят о то, что чем больше родители возлагают обязанностей на подростка, тем больше у подростка уровень физической и вербальной агрессии. Также, в семьях, где родители воспитывают детей в условиях повышенной моральной ответственности при отсутствии наказаний, у детей подросткового возраста в большей степени появляются различные формы агрессии.
6. Разработали психолого-педагогические рекомендации по снижению уровня агрессии в подростковом возрасте в системе родительских отношений.
Полученные данные могут быть применены в коррекционно-развивающей и просветительской работе практических психологов, а так же стать основой для разработки программ психологических тренингов, направленных на снижения уровня агрессии в подростковом возрасте.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2019 - СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ И
СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2013 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С
АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И СТРАХОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Особенности Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ, И РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НИМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016



