ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОЯВЛЕНИЯ
АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие «агрессия» и «агрессивное поведение» 6
1.2. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте 10
1.3. Влияние стиля семейного воспитания на возникновение агрессии у
детей подросткового возраста 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты эмпирического исследования уровня агрессии в
подростковом возрасте и стилей семейного воспитания 30
2.3. Результаты исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания
и агрессии подростков 36
2.4. Психолого-педагогические рекомендации по снижению уровня
агрессии в подростковом возрасте в системе родительских отношений 38
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность исследования: в настоящее время общество столкнулось с возросшей агрессивностью подростков, об этом говорят социологи, психологи, учители и родители. Тревожным симптомом является и тот факт, что подростковая агрессия стала проявляться в крайних формах жестокости.
На подростка оказывает влияние его семья, школа, сверстники, а также деятельность различных средств массовой информации, но всё же семья является основным местом, где формируется мировоззрение ребенка, и закладываются морально-нравственные принципы личности. Принципы и методы воспитания, несомненно, влияют на формирование личности подростка. Нарушение процесса воспитания, именно проявление гиперопеки, чрезмерной строгости, пренебрежение потребностями подростка, ведет к искажению развития личности, в том числе и возникновению агрессии.
Подростковый возраст - это особый период, время развития самосознания человека. В этом возрасте у подростков интенсивно развиваются потребности, мотивы, приоритеты, отношения к представителям другого пола и, соответствующие этим образованиям, формы поведения
Агрессия у подростков как общий психологический и социальный феномен часто выступает предметом исследований, как в российском обществе, так и за рубежом.
Среди психологов и педагогов, которые занимались изучением агрессии у подростков, следует отметить Л.М. Семенюк, С.Л. Соловьева, В.И. Трубникова, за рубежом Л.В. Берковиц, А. Бандура, Р. Бэрон, Р. Уолтер.
Но, хотим отметить, что влияние особенностей стилей семейного воспитания на возникновение агрессии у подростков изучены недостаточно.
Важно учитывать особенности воспитания подростков в семьях при анализе причин агрессивного поведения, это значимый фактор для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными детьми подросткового возраста.
Исходя из этого, поставлена цель исследования: выявить взаимосвязь между стилем семейного воспитания и агрессией подростков.
Объект исследования: агрессия подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь стиля семейного воспитания и агрессии подростков...
Теоретическое и эмпирическое исследование проблемы привело к следующим выводам.
Целью нашего исследования являлось выявление взаимосвязи между стилем семейного воспитания и агрессией подростков. Для достижения указанной цели, нами была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем агрессии подростков, а именно, высокий уровень агрессии более характерен для подростков при опекающем и попустительском стиле воспитания; низкий уровень агрессии наблюдается при демократическом стиле воспитания.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу. Для решения поставленных задач:
1. Были рассмотрены основные подходы к характеристике понятий «агрессия» и «агрессивное поведение». В ходе изучения психолого-педагогической литературы выяснилось, что под агрессивностью стоит понимать черту личности и готовность к агрессии. Агрессивное поведение - это действие, направленное на причинение вреда другому человеку. Агрессия - это форма поведения, которая нацелена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
2. Были изучены особенности проявления агрессии в подростковом
возрасте. Проявления агрессии у подростков имеют физиологические и психологические причины. Физиологические причины агрессии: половое созревание, выработка гормонов, интенсивное развитие подкорковых структур. Психологические причины агрессии: низкая самооценка,
стремление к самоутверждению, внутриличностные конфликты подростка, непринятие группой сверстников, стремление к сепарации от родителей, наличие авторитетных друзья с девиантными формами поведения и любы е виды зависимостей у подростка.
Агрессия - это не только разрушительная сила, но ещё и очень мощная энергия, позволяющая подростку проявить волевые качества, такие как: настойчивость, решительность, целеустремлённость, инициативность и смелость.
3. Рассмотрели влияние стиля семенного воспитания на возникновение агрессии в подростковом возрасте. В зависимости от отношений, сложившихся между членами семьи, отношения родителей с ребенком и стиля воспитания, того или иного стиля поведения, формируются те или иные характерологические особенности.
Выделяется три основных стиля воспитания: демократический, авторитарный и попустительский. Каждый стиль воспитания по-разному влияет на поведение детей подросткового возраста.
4. Провели исследование уровня агрессии в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания. По результатам опросника исследования уровня агрессивности, мы выявили, что 72,7% подростков имеют высокий уровень агрессии, 27,3% подростков имеют средний уровень агрессии и 0% подростков имеют низкий уровень агрессии.
По результатам методики «Анализ семейных взаимоотношений» выявили следующие результаты: «недостаточность требований-запретов к ребенку» - 54,5% родителей; «гиперпротекция» - 50% родителей;
«чрезмерность требований» - 36,4% родителей; «минимальность санкции» - 36,4% родителей. Также, «чрезмерность санкций» наблюдается у 27,8% родителей; «игнорирование потребностей ребенка» - 18,2% родителей;
«недостаточность обязанностей» - 18,2% родителей; «чрезмерность
требований-запретов» - 18,2% родителей.
5. Провели сравнительный анализ взаимосвязи стиля семейного воспитания и агрессии подростков. Корреляционный анализ показал, что существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем агрессии подростков. Результаты говорят о то, что чем больше родители возлагают обязанностей на подростка, тем больше у подростка уровень физической и вербальной агрессии. Также, в семьях, где родители воспитывают детей в условиях повышенной моральной ответственности при отсутствии наказаний, у детей подросткового возраста в большей степени появляются различные формы агрессии.
6. Разработали психолого-педагогические рекомендации по снижению уровня агрессии в подростковом возрасте в системе родительских отношений.
Полученные данные могут быть применены в коррекционно-развивающей и просветительской работе практических психологов, а так же стать основой для разработки программ психологических тренингов, направленных на снижения уровня агрессии в подростковом возрасте.
1. Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 7-14.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / Сост. В.А. Аверин. 2-е изд, перераб. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. 379 с.
3. Андросова М.И. Вербальное проявление скрытой агрессии // Молодой ученый. 2014. №6 (65). С. 792-793.
4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. 512 с.
5. Баскакин Т.И. Ответственность и преодолевающее поведение в подростковом возрасте // Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. 2017. С. 217-223.
6. Бережнова О.В. Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте // В мире научных открытий. 2010. № 6-2 (12). С. 100-102.
7. Бернс, Р. Самосознание и защитные механизмы личности: Я - концепция и Я-образы / Под ред. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-м. 2003. 654 с.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд. М.: АСТ, 2009. 811 с.
9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. 352 с.
10. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
11. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. Проблема возраста. М.: Педагогика, 1984. С. 244-268.
12. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. СПб.: Питер, 2017. 144 с.
13. Дворянкина Д.С., Дунаевская Э.Б. Особенности теоретических подходов к рассмотрению понятий: агрессивность, агрессия, агрессивное поведение // Студенческий вестник. 2017. №3 (3). С. 30-32.
14. Донцов А.И., Полозова Т.А. Психологические детерминанты конфликтности подростков // Психологический журнал. 2011. №6. С. 33-34.
15. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2004. №2. С. 24-29...39