Введение 3
Глава 1. Теоретические основания для разработки элективного курса «Моделирование физических явлений» для старшей школы, реализующего межпредметные связи с другими учебными дисциплинами 6
§ 1. Понятие межпредметных связей в педагогической литературе 6
§ 2. Теоретические аспекты реализации межпредметных связей на уроках информатики 16
§ 3. Элективный курс «Моделирование физических явлений» как средство формирования межпредметных связей по физике и информатике 23
§ 4. Анализ программных средств, с помощью которых будет реализован элективный курс «Моделирование физических явлений» 27
Глава 2. Элективные курсы «Моделирование физических явлений» для обучающихся средней школы при изучении информатики 32
§ 1. Анализ электронных ресурсов по компьютерному моделированию физических явлений 32
§ 2. Программа элективного курса по информатике 38
§3 разработка заданий для элективного курса, реализующих межпредметные связи физики и информатики
§4 Создание элективного курса Моделирование физических явлений с помощью в конструктора сайтов Google
Заключение 54
Список литературы 59
Актуальность исследования. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Связь между учебными предметами является отображением объективно существующей связи между отдельными науками и практической деятельностью людей.
Доказывать важность внедрения межпредметных связей в процесс обучения нет необходимости. Межпредметные связи позволяют эффективно сформировать отдельные понятия внутри конкретных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий. Такие комплексные представления невозможно предоставить учащимся на уроках в рамках отдельного предмета.
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно - теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.
Реализация межпредметных связей позволяет формированию у школьников цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. Поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми. Это помогает учащимся при изучении предмета применять приобретенные ранее знания и умения из других учебных областей.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения учащихся средних общеобразовательных школ. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
В классической педагогике проблеме межпредметных связей посвящены работы П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанского, А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других. Психофизиологические основы межпредметных связей были заложены И.П. Павловым, И.М. Сеченовым.
Фундаментальными вопросами взаимосвязи учебных дисциплин посвящено большое количество исследований отечественных педагогов и психологов таких как В.А. Байдак, Г.И. Батурина, В.А. Далингер, О.Б. Епишева, И.Д. Зверев, Д.И. Кирюшкин.
Сущность межпредметных связей, их значение, функции и способы осуществления в процессе обучения в средней образовательной школе рассмотрены в работах В.Н. Келбакиани, П.Г. Кулагина, Н.А. Лошкарёвой, В.Н. Максимовой, Г.И. Саранцева, Г.Ф. Федорца, В.Н. Федорова и других.
Межпредметные связи как условие единства обучения и воспитания, как средство комплексного подхода к предметной системе обучения рассмотрены в исследованиях И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и других.
Информатика используется как метапредмет, некая надпредметная оболочка, способствующая углубленному развитию межпредметных связей учебных дисциплин в общеобразовательной школе. Планирование курса информатики средствами межпредметных связей, помогает формировать у школьников способность к деятельности в той сфере, которая им интересна, мотивируют их на творческую и познавательную активность. Вследствие чего повышается качество знаний как по предмету информатика, так и по другим предметам. Учащиеся обучаются самостоятельно приобретать знания, умение ориентироваться в современном социуме, позволяют им быть востребованными и успешными.
Цель дипломной работы: Разработка элективного курса, сбособствою- щего реализации межпредметных связей
Объект исследования: элективные курсы по информатики.
Предмет исследования: межпредметные связи информатики с другими учебными предметами.
...
Развитие современной науки характеризуется ярко выраженной интеграцией естественно-научных, социально-гуманитарных и технических знаний. Интеграционные процессы задают новые требования, которые предъявляются специалистам. Увеличивается значение знаний человека в смежных с основной специальностью навыков и умение комплексно использовать их при решении поставленных задач. Профильное обучение в школах не способно полностью удовлетворить разнообразные интересы школьников. В современных условиях профилизации школ все большую актуальность приобретают межпредметные связи в процессе школьного обучения.
Межпредметные связи в школьном обучении представляют конкретной выражение тех интеграционных процессов, которые происходят в современной науки и социальной жизни. Межпредметные связи выполняют образовательные, воспитательные и развивающие функции.
Междисциплинарные связи способствуют повышению практической и научно-теоретической подготовки школьников. Многосторонние межпредметные связи открывают учащимся возможность комплексного применения знаний из разных дисциплин в трудовой деятельности, развивают у них системообразующие представления, понятия, общенаучные приемы деятельности. Межпредметные связи закладывает основу комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
Межпредметные связи являются одним из главных факторов улучшения процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Обучение на основе межпредметных связей делается более доступным. Доступность обучение происходит за счёт организации процесса обучения, путем включения обобщенных межпредметных элементов в содержание учебно-познавательной деятельности.
Межпредметность является новейшим принципом и условием обучения, влияющим на содержание и структуру учебного материала. Реализация межпредметных связей активизирует методы обучения, ориентирует на использование комплексных форм организации обучения. Поэтому межпредметные связи обеспечивают единство учебно-воспитательного процесса.
Познавательные интересы школьников старшего звена, как правило, выходят за пределы традиционных школьных предметов. Чаще всего их интересы распространяются на сферы деятельности человека за кругом выбранного учащимися профиля обучения. Разнообразие интересов школьников обуславливает появление в старших классах элективных курсов. Данные элективные курсы имеют внепредметный или надпредметный характер.
Элективные курсы, обязательные для посещения по выбору учащихся, которые дополняют содержание профильного обучения. Целью элективных курсов - компенсация ограниченных возможностей базовых и профильных курсов. Важной целью элективных курсов является удовлетворение многообразных образовательных потребностей учащихся старших классов. Основными задачами элективных курсов являются формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач; приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда; продолжение профориентационной работы. Элективные курсы реализуются за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.
Информатика является основой системно-информационного подхода к анализу окружающего мира. Главным методологическим принципом информатики является изучение объектов и явлений окружающего мира с позиции процессов сбора, обработки и выдачи информации о них, а также тождества этих процессов при реализации в искусственных и естественных, биологических и социальных системах. Содержание курса информатики в старших классах нацелено на развитие у школьников основ системного восприятия мира, интегративное освоение ресурсов информационного моделирования в практической деятельности.
В процессе изучения школьных предметов осуществляется их связь с информатикой. Межпредметные связи в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, историей, биологией и другими предметами. В процессе изучения школьных предметов осуществляется их связь с информатикой. С математикой и физикой связь осуществляется через преставление о кодировании сигналов, системе координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графики и прочее. С биологией посредством «генетических» и «муравьиных» алгоритмов в программировании. Связь с историей осуществляется через изучение возникновения и развития устройств и способов обработки информации. Связь с лингвистикой происходит через понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к безграничному количеству литературы.
Связь информатики с процессом изучения и преподавания других предметов может рассматриваться через компьютерные презентации, решение математических задач с использованием численных методов на языке программирования и в табличном процессоре. Работа в текстовом процессоре способствуют улучшению орфографических и речевых навыков учащихся. Телекоммуникационные ресурсы могут использоваться как средство овладения иностранными языками. Для закрепления навыков решения наиболее сложных для учащихся формул по математике, физики и химии может быть использован «редактор формул». Эффективным средством поддержки изучения экономики и географии прим являются «базы данных».
...
1. Артамонова, Т.К. Применение предметной интеграции как важного фактора повышения эффективности обучения / Т.К. Артамонова - «Первое сентября», 2000. - festival.1september.ru/authors/208-112-108
2. Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Решение типовых задач по моделированию // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2005. № 1.
3. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2004. - № 5. - С. 150-154.
4. Бронфман В. В., Дунин С. М. Когда оживает физика// Информатика и образование. 1998. №4.
5. Бурсиан Э. В. Задачи по физике для компьютера. М.: Просвещение, 1991.
6. Воронина Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.-147с.
7. Горбушин Д. Ш., Саранин В. А. Виртуальные лабораторные стенды по физи- ке//Информатика и образование. 2003. №10.
8. Горстко А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. М.: Знание, 1991.
9. Гулд, Х. Компьютерное моделирование в физике / Х. Гулд, Я. Тобочник. - М.: Мир,1990.
10. Гурский Д. А. Вычисления в MathCAD. M.: Новое знание, 2003.
11. Гурьев А.И. Межпредметные связи - теория и практика [Текст]/А.И. Гурьев // Наука и образование - Горно-Алтайск, 1998 - №2. - 204 с.
12. Гурьев А.И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы: дис. д- ра пед. наук.[Текст]/А.И. Гурьев, Челябинск, 2002. - 372с.
13. Дьяконов В. П. Справочник по MathCAD PLUS 6.0 PRO. М.:СК Пресс, 1997.
14. Дьяконов В. П. Справочник по алгоритмам и программам на языке программирования бейсик для персональных ЭВМ. М.: Наука, 1987.
15. Дьяконов В. П. Справочник по применению системы Eureka. М.:Наука, 1993.
... всего 58 источников