Введение 3
1. Школьная экскурсия, как форма обучения географии 4
1.1. Учебная экскурсия как форма учебной работы 4
1.2. Виды школьных экскурсий 9
1.3. Методика проведения школьных экскурсий 15
2. Роль гидрологического поста в научных исследованиях 17
2.1. История становления гидрологических наблюдений 17
2.2. Особенности работы гидрологического поста 20
3. Разработка экскурсии на гидрологический пост 38
3.1. Гидрографическая характеристика р. Енисей 38
3.2. Гидрологический пост Красноярск - р. Енисей 43
3.3. Разработка экскурсии на гидрологический пост 45
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложения 60
Актуальность. Школьные экскурсии обладают большим
потенциалом, так как помогают при изучении теоретического материала, иллюстрируют изученную теорию, дают новые впечатления, помогают сплотить классный коллектив. Экскурсионные мероприятия могут показать работу специалистов и способствовать профориентации школьников. Изучение географии предполагает знакомство с географическими объектами, в том числе и гидрологическими. Систематическому сбору данных в этом направлении помогают организованные гидрологические посты. В черте города Красноярска находится несколько гидрологических постов: Красноярск - р. Енисей, Красноярск - р. Кача, Базаиха - р. Енисей. На каждый из них, возможно, организовать экскурсию школьников. Важность включения учащихся в процесс изучения географических объектов в природе определяет актуальность выбранной темы.
Цель: разработка экскурсии на гидрологический пост.
Задачи
1. Рассмотреть особенности организации и проведения школьных экскурсий.
2. Выявить особенности работы гидрологического поста.
3. Разработать учебную экскурсию на гидрологический пост «Красноярск
- р. Енисей» и создать учебный буклет «Оборудование гидрологического поста».
Объект исследования: школьные экскурсии.
Предмет исследования: работа гидрологического поста как объекта экскурсии.
Методы: анализ литературы и источников по теме исследования, исторический, картографический, наглядно-иллюстративный (создание буклетов).
1. Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания географии большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий - необходимое условие формирования естественнонаучных знаний.
2. Гидрологические посты имеют важное значение для хозяйственной жизни человека, так как отслеживают уровни воды в реке, в том числе и критические. Поэтому важно знакомить школьников с особенностями работы данной службы.
3. Экскурсия на гидрологический пост и непосредственное знакомство с приборами и методами наблюдения окажет большую помощь педагогу в выработке у учащихся представлений о гидрологии, практическом использовании знаний о водных ресурсах, способах прогнозирования.
1. Гаврилов А. М., Богомазова З.П. Практическая Гидрология - Л. ГИМИЗ, 1948 - 106с.
2. Гидрология суши. - энциклопедия (электронный ресурс)/дата
обращения 13.05.2022г. - режим доступа:
http://knowledge.su/gZgidrologiya-sushi.
3. Добрина Н.А. Экскурсоведение. - М.: ФЛИНТА, 2013 . - 288 с.
4. Ежегодные данные о режиме и ресурсах поверхностных вод суши (ЕДС) 2015.
5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2007. 216 с.
6. Журавлева М.М. Экскурсоведение. - Иркутск: ООО «Мегапринт», 2011. - 121 с.
7. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Указ. соч. С. 335.
8. Ишекова Т.В. Экскурсионное дело. - Саратов: Научная книга, 2006. - 40 с.
9. Куставинова З.Т. Экскурсия - одна из форм внеурочной
образовательной деятельности. [Электронный ресурс]
http: //nsportal .ru/nachalnaya-
shkola/vospitatelnayarabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form- vneurochnoy-formy Дата последнего посещения: 01 мая 2022 г.
10. Наставления гид. стан. и постам/ Утверждено Главным управлением гидрометеорологической службы СССР 1 ноября 1973 г. - ВЫП. 2., Часть 2 (гидрологические наблюдения на постах)169 с., 14 приложение 40с.
11. Наставления гид. стан. и постам/ Утверждено Главным управлением гидрометеорологической службы СССР 5 апреля 1977 г.- ВЫП. 6., Часть 1 (гидрологические наблюдения и работы на больших и средних реках) 210 с., 14 приложение 33 с.
12. Петрова А.Н. Основы экскурсоведения. - М.: Искусство, 2003. - 136с.
13. Политова Е.А., Пудова О.В. Формы и методы организации внеурочной
деятельности. [Электронный ресурс]
http: //ioc.rybadm.ru/proj ect/fgos_3/gim 18/pudova%20ob_politova%20ea_te kst.pdf. Дата обращения: 01 мая 2022 г.
14. Ресурсы поверхностных вод СССР. Том 16. Ангаро - Енисейский район/под ред. А.П. Муравьева. - Л.: гидрометеоиздат, 1973. -Вып. 1 (Енисей) 723с.
Экскурсоведение: учебное пособие для вузов / А. Д. Балюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 ; Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета. — 235 с.