ИЗУЧЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ СИБИРИ СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ЭСКИЗА ЭВЕНКИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I Теоретические основы изучения орнаментальной символики северных народов Сибири старшими подростками в учреждении дополнительного образования
1.1 Понятие «орнаментальная символика северных народов Сибири»
1.2 Специфика обучения старших подростков основам
орнаментального искусства
1.3 Создание эскиза эвенкийского национального костюма как
средства изучения орнаментальной символики северных народов
Сибири
Глава II Экспериментальная работа по определению актуального
уровня изучение орнаментальной символики северных народов Сибири
у старших подростков
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента по
определению актуального уровня изучения орнаментальной символики
северных народов Сибири
2.2 Серия занятий, направленная на повышение уровня знаний об орнаментальной символике северных народов Сибири старшими подростками посредством создания эскиза национального эвенкийского костюма
2.3 Методические рекомендации к серии занятий по повышению уровня
изучения орнаментальной символики северных народов Сибири старшими подростками посредством создания эскиза национального эвенкийского костюма
Вывод второй главы
Заключение
Список используемых источников
Самобытные плоды народного творчества жителей северных народов нашей родины рассеяны по всей её необъятной территории и уходят далеко в доисторические времена. Различные по укладам и условиям жизни Северные народы, благодаря бережной памяти поколений сохранили до наших дней многие традиции и культурные приобретения народов. Сохранилось всё самое лучшее в творческой реализации: сказания, былины, ремёсла и конечно, работы мастеров. Декоративно - прикладного творчества народов Севера - самом непостижимое и сказочное в культуре этих людей, они таят в себе особое восприятие природы и окружающего мира.
Воспитание детей подросткового возраста на традициях народной педагогики способствует укреплению национального самосознания, которое очень важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определения будущее малочисленных северных народов.
Посещение кружков декоративно-прикладного искусства играет огромную роль в познание подростками культуры северных народов. На занятиях они знакомятся с ремеслами, узорами, особенностями их составления, символикой. К сожалению, программ данной направленности очень мало, и не всегда в них учитывается региональный компонент.
Актуальность нашей работы обуславливается необходимостью приобщения учащихся старшего подросткового возраста к искусству северных народов Сибири как малой Родины. Изучение орнаментальной символики северных народов Сибири формирует чувство гордости у молодых представителей северных народностей, а также способствует сохранению культурных традиций. Символика орнамента на национальном костюме является лучшим примером для изучения старшими подростками, национальной культуры в декоративно-прикладном искусстве. Сегодня мы мало задумываемся о символике в орнаментах, которые применялись в костюмах, а ведь они не только украшали одежду, но и защищали от злых духов, болезней, приносили удачу.
Объект исследования: процесс изучения орнаментальной символики северных народов Сибири старшими подростками посредством создание эскиза национального эвенкийского костюма.
Предмет исследования: создание эскиза национального эвенкийского костюма как средство изучения орнаментальной символики северных народов Сибири.
Теоретической основой исследование по проблеме изучения орнаментальной символики эвенкийского национального костюма старшими подростками являются труды С.В. Иванова, Г.Н. Волкова, Н.Азижманова, А. Амиряна, Василевича Г.М., Бесчастнова Н.П., Каплана Н.И., В.С. Воронова д.р.
Цель: разработка серии занятий, направленных на изучения орнаментальной символики северных народов Сибири посредством создания эскиза национального эвенкийского костюма.
Задачи:
- исследовать понятие орнаментальной символики северных народов Сибири;
- выделить специфику обучения старших подростков основам орнаментального искусства;
- изучить особенности создания эскиза эвенкийского национального костюма как средства изучения орнаментальной символики северных народов Сибири;
- провести опытно-экспериментальное исследование -
констатирующий эксперимент по выявлению уровня изучения
орнаментальной символики северных народов Сибири у старших подростков.
- разработать серию занятий по созданию эскиза эвенкийского национального костюма и методические рекомендации к ним, направленые на изучения орнаментальной символики северных народов Сибири.
Гипотеза: мы предполагаем, что изучение орнаментальной символики северных народов Сибири старшими подростками посредством создания эскиза национального эвенкийского костюма будет результативнее, если совмещать теоретические и творческо-практические знания.
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических методов исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, задание, анализ творческой деятельности, педагогический эксперимент.
База исследование: кружок «Краски севера» при краевом государственном казённом учреждении «Ванаварский детский дом». В исследование приняли участие 10 человек 14-15 лет.
Теоретических основ обозначенной проблемы изучение орнаментальной символики северных народов Сибири старшими подростками, посредством создания эскиза эвенкийского национального костюма позволяет отметить ее актуальность и необходимость решения.
Объектом исследование в данной работе является процесс изучения орнаментальной символики северных народов Сибири старшими подростками посредством создание эскиза национального эвенкийского костюма.
Изучения орнаментальной символики северных народов Сибири формирует чувство гордости у молодых представителей северных национальностей, а также способствует сохранению культурных традиций.
Во второй главе нашей работы было определено экспериментальное исследование изучение орнаментальной символики северных народов Сибири у старших подростков. Важно, что сегодня мы обозначили проблемы заинтересованности обучающихся, в изучение национального искусства своей малой Родины, пока еще есть время попытаться направить процесс изучение орнаментальной символики северных народов Сибири через декоративно-прикладное искусство.
Предмет исследования создание эскиза национального эвенкийского костюма как метод изучения орнаментальной символики северных народов Сибири, был выбран нами не случайно, поскольку, декоративно-прикладное искусство и творческая деятельность одно из условий успешного развития личности в подростковом возрасте.
Проведение серии занятий у старших подростков расширили возможности понимания орнаментальной символики не как украшения в одежде, а как расшифровка и передача предками своей жизни и знаков родового поколения современному миру.
Таким образом, теоретические и практические исследование позволяют отметить, что наиболее эффективно изучение орнаментальной символики северных народов Сибири, старшими подростками, посредством создания эскиза эвенкийского национального эскиза, в рамках кружка декоративно-прикладного искусства
1. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина Р.Ф. Этнокультурное воспитание подрастающего поколения на современном этапе / Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 5-6.
2. Азизова Н.Р. Дополнительное образование как средство формирования экологической компетентности у детей и подростков / Aspectus. 2017. № 2. С. 56-62.
3. Аккерман О.А. К проблеме развития полиэтнокультурной компетентности подростков в культурно-досуговой деятельности дополнительного образования / Культурные инициативы Материалы 50 Всероссийской с международным участием научной конференции молодых исследователей. Челябинский государственный институт культуры; Составитель и научный редактор Ю. В. Гушул; ответственный за выпуск С. Б. Синецкий. 2018. С. 139-141.
4. Алексеева Е.К. очерки по материальной культуре эвенок Якутии (конец XIX - XX в.). - Новосибирск: Наука, 2003.
5. Анисимов А.Ф. Родовое обшество эвенков. Л., 1936 г. - 200 с.
6. Василевич Г.М. Производственный костюм эвенков Нижней и Под-каменной Тунгусок как исторический источник // Одежда народов Сибири. Л.: Наука, 1970. -С. 137-165.
7. Ахтян А.Г., Ермилова А.Н. Дополнительное образование в пространстве социализации и инкультурации личности подростков / Ученые записки Российского государственного социального университета. 2018. Т. 17. № 1 (146). С. 160-167.
8. Асанова А.Е. Народный орнамент как источник этногенеза // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4 (29). С. 325-329;
9. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010. 335 с.; Орнамент народов Западной Сибири / под ред. Н.В. Лукиной. Томск, 1992. 146 с.
10. Беккерман П.Б. Необходимость творческого развития подростков в дополнительном образовании: основные причины в контексте психолого - педагогических воззрений д.и. фельдштейна / Гуманитарное пространство. 2018. Т. 7. № 1. С. 50-55.
11. Белова, С. Н. Мода и дизайн. Современная одежда и аксессуары 2009 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / С. Н. Белова. - Ростов н / Д., 2009. - С. 147-153.
12. Беляева И.Л., Корепанова Е.Л. Формирование социальной активности подростков в условиях организации исследовательской деятельности в дополнительном образовании через сетевые инновационные проекты / Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 317-323.
13. Бенчик Х.А. По воле судьбы. - Якутск: Бичик, 2006.
14. Береговая Е.Б. Потенциал дополнительного образования в
гражданском и духовно-нравственном воспитании подростков (анализ опыта работы культурного центра) / Социальная среда как фактор гражданского воспитания Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Национальный исследовательский
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал; Ответственный редактор Е.А. Жесткова. 2017. С. 18-22.
15. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII- начало ХХв.). - Красноярск. Изд.дом «Сибирские промыслы», 2014.
16. Валяева Л.В., Михайлова Т.А. Роль системы дополнительного образования в развитии лидерских качеств у подростков / Социальные отношения. 2018. № 1 (24). С. 70-79.
17. Василевич Г.М. Игры тунгусов "Этнограф-исследователь", 1927, №1. - С.28-30.
18. Василевич Г.М. Эвенки. Историко - этнографические очерки (XVII-XX вв.) -Л., 1969.
19. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII- начало XXB.).- Красноярск. Изд.дом «Сибирские промыслы», 2014.
20. Власова А.В. Экспедиция как форма социализации подростков в дополнительном образовании / Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие коллективная монография по материалам VI Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы В.П. Соломин, Н.О. Верещагина, А.Н. Паранина. 2017. С. 123-127.
21. Гангнус Н.А., Бегашова М.В. Психолого-педагогические аспекты
процесса самореализации подростка в дополнительном образовании в условиях общества "риска" / Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации Материалы научно-практической
конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2017. С. 175-181.
22. Гребенникова Т.А., Ендовицкая Е.А. Профориентационная работа с подростками в условиях организации дополнительного образования / Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики материалы международной заочной научно-практической конференции. Отв. ред. Е.А. Кудрявцева ; Кафедра педагогики и современных образовательных технологий. 2017. С. 212-214.
23. Домарацкая А.Н. Дополнительное образование как средство формирования здоровьесберегающих качеств личности подростков / Развитие современного образования: от теории к практике Материалы V Международной научно-практической конференции. Редкол.: О.Н. Широков [и др.].. 2018. С. 111-114.
24. Ефимова Н.Ю. Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры подростков в процессе дополнительного образования / international innovation research сборник статей XII Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2018. С. 142-145.
25. Заборина М.А., Кравченко А.Г. Формирование гражданской позиции подростков в учреждениях дополнительного образования детей / Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития Материалы III Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Долгова. 2017. С. 118-120.
26. Зайцева О.Б., Хохлова Д.А., Колодяжный О.В. Роль
волонтерского движения в профилактической работе с подростками "группы риска" в учреждениях дополнительного образования / Психологическое здоровье личности: теория и практика Сборник материалов IV
Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Отв. ред. И. В. Белашева. 2017. С. 224-229.
27. Иванова Г.В., Хуснутдинова А.М. Специфика организации фитнес-центра для детей и подростков в условиях дополнительного образования / Традиции и инновации в хореографическом образовании Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию кафедры хореографии. Научный редактор И.С. Цыремпилова. 2017. С. 157-168.
28. Иванова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном аэрокосмическом образовании / Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1. С. 107-115.
29. Иванова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании: рефлексивно-ценностный подход / Воспитание школьников. 2018. № 2. С. 41-52.
30. Иванова И.В. Подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании / Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития Материалы второго этапа 15-й международной научно¬практической конференции. 2017. С. 303-306.
31. Иванова И.В. Рефлексивно-ценностный подход как методологическая основа педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании / лучшая научная статья 2017 сборник статей XI Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 226-231.
32. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX — начала ХХ в.). — М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — 506 с. — (Сер. «Народы Севера и Дальнего Востока».)
33. Иванова И.В. Рефлексивно-ценностный подход как методологическая основа формирования ценностей и смыслов подростков в дополнительном образовании / гуманитарное знание и духовная безопасность Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 267-272.
34. Иванова И.В. Формирование готовности подростков к саморазвитию как целевая функция дополнительного образования / Воспитание школьников. 2018. № 6. С. 27-34.
35. Иванова И.В., Макарова В.А. Создание подростками проектов саморазвития в условиях дополнительного образования аэрокосмического профиля / К.Э. Циолковский. Проблемы и будущее российской науки и техники Материалы 52-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. 2017. С. 407-409.
36. История и культура эвенов. - С-Пб,1997. - 179 С.
37. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002г.
38. Капиренкова О.Н., Степченкова В.И. Дополнительное образование как этап социальной адаптации подростков / теория и практика научных исследований Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2017. С. 32-36.
39. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. - М,: Просвещение, 1980. - 125 с.
40. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. Для учащихся старших классов. - М: Просвещение,1980.
41. Кондаурова И.К., Давлетова Н.К. Математический туризм как форма дополнительного образования младших подростков / Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 10-12.
42. Кошарова И.П. Роль и возможности дополнительного
образования в этнокультурном образовании детей и подростков / Научно-методический журнал Педагогический поиск. 2016. № 2 (Специальный
выпуск). С. 37-40.
43. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития:учеб. пособие для вузов / В. Б. Кошаев. - М.: Владос, 2010¬240с.
44. Кошелева А.Н., Худова В.В. Роль электронных ресурсов в дополнительном образовании детей и подростков / Электронная среда в открытом педагогическом образовании Сборник материалов международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Научные редакторы: В. В. Семикин, Н. Н. Королева, М. С. Игнатенко; Ответственные редакторы: Т. А. Фленина, М. М. Семенова. 2017. С. 25-32.
45. Круглов В.В. Дополнительное образование как
институционализированный процесс развития личности подростка / Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 95-99.
46. Курилов Н.Н. Ребенок - корень жизни: этнопедагогика юкагиров тундры / М-во образования Респ. Саха (Якутия). Якутск: Офсет, 2005. - 90 с.
47. Лагвилава К.Е., Махов А.С., Петрова Е.А., Цветкова Н.А. Личностная детерминация физической травматизации подростков, занимающихся в учреждениях дополнительного образования различного спортивного профиля / Теория и практика физической культуры. 2018. № 5. С. 33-35.
48. Лаптева Ю.Ю. Летняя математическая площадка как форма дополнительного образования младших подростков / Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно¬методической конференции. Под редакцией М. А. Ляшко . 2018. С. 27-29.
49. Леванова Е.А., Белякова О.В. Успешная социализация одаренных подростков как показатель профессионального роста педагога дополнительного образования / Образование личности. 2018. № 1. С. 62-69.
50. Лексика эвенкийского языка. А.Н.Мыреева. Новосибирск 2001г.
51. Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей, в. 1—8, СПБ, 1898—99;
52. Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О.Е. - М.: ВЛАДОС, 2000-194с.
53. Магомедова З.Ш. Этнокультурное воспитание подростков средствами народной педагогики / Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 83-87.
54. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков орочонов (XIX - нач. вв.). Новосибирск: Наука, Сибирское отделениеЮ1984.
55. Миронова Е.Л. Формирование гражданско-патриотических качеств личности подростков в хореографических проектах в дополнительном образовании / Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи в 21 веке как ресурс личностного развития человека: традиции, инновации, перспективы исследования Материалы Всероссийского научно-исследовательского, методического семинара- практикума с международным участием. Составитель и ответственный редактор Е.И. Тихомирова. 2018. С. 142-147.
56. Михайлова Т.А., Егорычева О.Ю. Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков / Молодой ученый. 2018. № 20 (206). С. 396-398.
57. Мыреева А. Н., Марфусалова В.П., Захарова Ж.В. Традиционная культура эвенков - Якутск: изд. «Офсет», 2005. - 92 С.
58. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока Эвенкии в трудах исследователей. Т.Н.Емельянова, М.В.Южанинова - М.: Северные просторы, 2002
59. Никитина К.О. Развитие творческих способностей подростков на занятиях декоративным рисованием в системе дополнительного образования / Технологическое и художественное образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы материалы VII Всероссийской научно¬практической конференции. 2018. С. 43-51.
60. Николаев С.И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии - Якутск: Якутское книжное издательство, 1964.
61. Неменский Б.М. Образовательная область «Искусство». М.2000.
62. Николаев С.И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии - Якутск: Якутское книжное издательство, 1964.
63. Новочук П.А. Этнокультурное воспитание подростков средствами краеведческих клубов / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 4. С. 156-158.
64. Нюдюрмагомедова Л.А. Этнокультурное воспитание подростков средствами традиционных ритуалов / автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Дагестанский государственный педагогический университет. Махачкала, 2016
65. Ожго Т.А. Формирование социальных компетенций у подростков группы риска в условиях дополнительного образования / Научный журнал. 2018. № 6 (29). С. 103-105.
66. Олексеенко А.М. Применение лыжной подготовки у подростков с нарушением зрения в дополнительном образовании / нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 101-103.
67. Остроумова Ю.Г. Дополнительное образование в сфере художественно-творческой деятельности как педагогическая среда для активизации предпрофессионального самоопределения подростков / Современное художественное образование: взаимодействие различных видов искусства Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2016. С. 117-123.
68. Перлина Е.В., Годяева П.С. Специфика преподавания классического танца у подростков в дополнительном образовании / научные преобразования в эпоху глобализации сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 88-92.
69. Петренко М.А., Шустова Е.А. Танец как средство эстетического воспитания подростков в дополнительном образовании / Научно-педагогическая школа академика РАО Е.В. Бондаревской в развитии образования Юга России Сборник статей. 2016. С. 315-318.
70. Подольская О.А. Дополнительное образование как одно из средств выбора жизненных стратегий подростков / Лучшая научно-исследовательская работа 2017 сборник статей XI Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 266-268.
71. Подольская О.А. Индивидуальная траектория профессионального самоопределения подростков с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования /: Сопровождение детей с ОВЗ в условиях социокультурного пространства современного образования в Российской Федерации и в Республике Беларусь сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической видеоконференции. 2018. С. 33-37.
72. Подольская О.А. К проблеме выбора вектора жизненных стратегий подростками в учреждениях дополнительного образования / Традиции и инновации в начальном образовании материалы российской научно-практической конференции. 2018. С. 331-335.
73. Рожков М.И., Иванова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании в контексте экзистенциальных подходов в педагогике / Нижегородское образование. 2017. № 4. С. 25-32.
74. Сафьянникова Т.М., Радуга красок Сонкана: издательский дом «Сибирские промыслы», 2009
75. Сбоев, В. А. Чуваши в бытовом, национальном эвнекийском и религиозных отношениях / В. А. Сбоев. - М. : Типография С. Орлова, 1865. - 190 с.
76. Суворова Т.В. Дополнительное образование - среда развития творческого потенциала подростков / современные технологии в мировом научном пространстве сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. 2017. С. 116-120.
77. Сырых Т.В., Фёдорова С.Г. Практика клубной работы по социальной адаптации детей и подростков в дополнительном образовании: из регионального опыта / Вестник Воронежского института высоких технологий. 2017. № 3 (22). С. 60-63.
78. Таскина Н.А. Дополнительное образование как государственный институт воспитания и социализации детей и подростков в современном обществе / стратегические направления развития образования в оренбургской области Научно-практическая конференция с международным участием. 2017. С. 460-467.
79. Трунова О.Н., Широкова Н.А., Шевцова С.Н. Выявление, поддержка и развитие одарённых детей и подростков в учреждениях дополнительного образования / Воспитание и обучение: теория, методика и практика Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 83-85.
80. Трушкова И.Ю. Проблемы использования этнокультурного содержания в подготовке курсантов - будущих сотрудников органов МВД / Научные исследования и образование. 2017. № 2 (26). С. 66-68.
81. Трушкова И.Ю. Этнокультурное воспитание курсантов в процессе профессиональной подготовки сотрудников мвд / Научные исследования и образование. 2017. № 1 (25). С. 95-96.
82. Ульяновская С.И., Балакина А.Е. Формирование архитектуры учреждений дополнительного профессионального образования для подростков / Вестник Томского государственного архитектурно¬строительного университета. 2018. Т. 20. № 2. С. 90-99.
83. Ульяновская С.И., Балакина А.Е. Формирование архитектуры учреждений дополнительного профессионального образования для подростков / Вестник Томского государственного архитектурно¬строительного университета. 2018. Т. 20. № 2. С. 90-99.
84. Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Якутск, 1997. С. 80-87.
85. Хисматуллина Е.А. Технология формирования гражданско- патриотических ценностей подростков в системе дополнительного образования / Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 2A. С. 78-86.
86. Хотугу норуоттар культуралара.1,2,3чааьа Р.С.Никитина, А.В.КривошапкинДьокуускай 1995
87. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика : учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 333 с
88. Черепанова А.В. Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодёжи как социокультурная среда развития одарённости подростков и молодежи / К.Э. Циолковский. Проблемы и будущее российской науки и техники Материалы 52-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. 2017. С. 450-452.
89. Чеча Н.В. Роль организаций дополнительного образования в решении проблемы профессиональной ориентации детей и подростков / Современный образовательный процесс: теория и практика внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения Материалы Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции. 2018. С. 124-126.
90. Чибикова Е.М. Эстетическое воспитание подростков средствами художественного творчества в системе дополнительного образования / актуальные проблемы развития государственной молодёжной политики Сборник научных статей (Материалы Всероссийской научно-практической конференции). Под ред. Мерзляковой Г.В., Баталовой Л.В., Даньшиной С.А., Меншатовой О.В., Михалёвой Е.И., Васюра С.А. 2018. С. 156-161.
91. Штанько И.В. Интеграция основного и дополнительного образования - пространство художественно-творческого развития детей и подростков / Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 3. С. 748-758.
92. Шулева Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение процесса становления образа мира подростков в учреждении дополнительного образования: образовательные программы и материалы / Москва, 2017.
93. Шустова Е.А. Эстетическое воспитание подростков средствами танца в дополнительном образовании / Научные исследования и разработки студентов Сборник материалов II Международной студенческой научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова; Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2016. С. 138-141.
94. Эвенки. А.Н.Мыреева Новосибирск 2005г
95. Эвенкийско-русский разговорник, Якутск НКИ «Бичик» 1999г
96. Эвенкийско-русский тематический словарь В.Е.Афанасьева. Санкт-Петербург 2004г
97. Эвэдыт таткалдярав 1-2 часть (начинаем изучать эвенк.язык) Т.Ф.Александрова, Ф.М.Леханова, В.П.Марфусалова. Нерюнгри 1999г
98. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. Г.И.Варламова(Кэптукэ) Новосибирск 2002г
99. Ягафова, Е. А. Самарские чуваши (историко-этнографические очерки). Конец XVII - начала XX вв. / Е. А. Ягафова. - Самара : Поволжье, 1998. - 368 с. : ил.
100. Яковчук Т.Г. Педагогическая поддержка творчества подростков в системе дополнительного образования / Дополнительное образование детей в России: историческое наследие и современные проблемы Материалы V междунар. научно-практической конференции, посвященной 100-летию системы дополнительного образования детей. Под общей редакцией Т.А. Антопольской, Т.В. Якуниной. 2018. С. 480-483.