Введение
1. Теоретико-методологические аспекты эмоционального развития старших дошкольников с нарушением речевого развития
1.1 Эмоции: понятие, особенности проявления и развития
1.2 Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития
1.3 Подходы к развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития в условиях ДОУ
2. Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников с нарушением речевого развития
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов
2.3 Методические рекомендации, направленные на развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением речи
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Эмоциональная сфера ребенка, по мнению ряда ученых, является одной из базовых предпосылок общего психического развития, ядром становления личности ребенка, фундаментальным внутренним фактором, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. Дети, которые не способны различать эмоции других людей или адекватно выражать вербально и не вербально собственные эмоциональные состояния социально приемлемым способом, постоянно находятся в состоянии фрустрации, у них возникают внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Дошкольники с подобными нарушениями переживают социальную изоляцию, что затрудняет их развитие. Погашение таких негативных явлений зависит от своевременной помощи в период дошкольного детства.
Развитие эмоций и чувств напрямую связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью. Речевое общение принадлежит к сложным видам деятельности, выполнение которых требует не только умственных, но и эмоциональных усилий. Формирование этой способности связано с овладением регуляторными механизмами, произвольным вниманием, гибкостью переключений и другими свойствами психики, отличающимися большим индивидуальным своеобразием. При том, что число детей с нарушением речевого развития неуклонно растет. По данным института возрастной физиологии РАО, примерно 20% дошкольников отличаются эмоциональной неустойчивостью, а к концу первого класса их количество увеличивается до 60-70%. Вследствие своего дефекта у большинства их них повышен уровень тревожности, занижена самооценка, они замкнуты, не уверены в себе(Балашова В.П., 2016). Поэтому, проблема развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушением речи приобретает особую актуальность.
Исследованием эмоциональной сферы детей дошкольного возраста занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, 1984;Т.А. Маркова, А.Д. Кошелева, 2003; Л.П. Стрелкова,1999 и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для познания мира.
Выявлению причин возникновения эмоциональных нарушений посвящены работы А.И. Захарова, 1982; Т.М. Мишиной, 1976; Э.Г. Эйдемиллера, 1999. Л.С. Выготский, 1984; А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, 1998 указывают на интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания, что в свою очередь, влияет на эмоциональные проявления дошкольников. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. в пособии «В мире детских эмоций» (2008), выделяют факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников, подчеркивается роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками. Диагностике эмоциональных нарушений у детей уделяли внимание A.A. Бодалев, 1983; Л.Я. Гозман, 1987; В.В. Столин, 1992; Г.Т. Хоментаускас, 2006. Проблема эмоционального развития дошкольников с нарушением речи рассматривалась в работах Балашовой В.П., 2016; Изард К.Е., 2008; Петрушиной Н.В., 2013; Юрчук Е.Н., 2008. Ими были выделены характерные особенности детей с различными уровнями речевого недоразвития, оказывающие влияние на развитие эмоциональной сферы. Однако можно отметить, что специальных исследований по нашей теме найдено немного; между тем большинство исследователей указывает, что дефицит эмоциональных контактов дошкольников с речевыми нарушениями со сверстниками с нормальным уровнем речевого развития и взрослыми не может не оказывать негативного влияния на ход их развития.
Проблема исследования заключается в необходимости систематизации научных представлений и экспериментальном уточнении теоретических выводов об особенностях эмоционального развития старших дошкольников с нарушением речи и составлении методических рекомендаций, направленных на его оптимизацию.
...
В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речевого развития. Вследствие своего дефекта у большинства их них повышен уровень тревожности, занижена самооценка, они замкнуты, не уверены в себе. Поэтому тема выпускной квалификационной работы «Особенности эмоционального развития старших дошкольников с нарушением речевого развития» является особо актуальной. Важность изучения данного вопроса, обусловливается также практической потребностью психологопедагогической практики в выборе путей, средств и методов развития эмоциональной сферы данной группы дошкольников.
Многочисленные исследования (Запорожец А.В., Неверович Я.З., Бодалев A.A., Гозман Л.Я., Столин В.В., Хоментаускас Г.Т., Балашова В.П., Изард К.Е., Петрушина Н.В., Юрчук Е.Н., и др.) доказывают, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, особенно у детей с речевым недоразвитием, ее необходимо развивать. Поэтому, развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В первой главе нами рассмотрены теоретико-методологические аспекты эмоционального развития старших дошкольников, а именно: дано понятие эмоции и эмоциональной сферы; раскрыты особенности проявления и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития; охарактеризованы основные подходы к развитию эмоциональной сферы у детей в ДОУ.
Эмоции - это особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни.
Для дошкольников с нарушением речевого развития эмоциональная сфера является особенно значимой, поскольку речевой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния. У большинства детей с нарушением речи отмечается недоразвитие эмоций: переживания неглубокие,
поверхностные, реакции неадекватны источникам. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным, при этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Кроме того, дети с нарушением речи испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально говорящих сверстников, понимание и переживание своего дефекта.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство. Нередко отмечается состояние беспокойства, тревожность. Также ребенку с нарушением речи присущи: неуверенность в себе, замкнутость, трудности общения. Поэтому развитие эмоциональной сферы является одной из наиболее важной частью подготовки ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи к повседневной жизни.
Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию особенностей эмоционального развития старших дошкольников с нарушением речевого развития. Экспериментальной базой исследования являлся МБДОУ.
В исследовании приняли участие старшие дошкольники, которые были разделены на две группы: дети с нарушением речевого развития и без речевых нарушений. Гипотеза исследования заключалась в том, что эмоциональное развитие старших дошкольников с нарушением речевого развития имеет свои особенности, что связано с их психофизическими особенностями и существенно отличается от эмоционального развития сверстников с нормальной речью.
...
1. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ от 29.12.2012 № 273 -ФЗ (от 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012. - № 53. - Ст. 7598.
2. Большой психологический словарь [Текст] / под ред.Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2008. - 632 с.
3. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Сфера, 2014. - 240 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2009. - 672 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2008. - 1136 с.
6. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие [Текст] / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - М.: Айрис-Пресс, 2014. - 160 с.
7. Дошкольная логопсихология. Учебное пособие [Текст] / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 2008. - 175 с.
8. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Ч. 1: учеб.-метод. пособие [Текст] / Н.С. Ежкова. - М.: Владос, 2010. - 127 с.
9. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др. - К.: Лыбидь, 2009. - 317 с.
10. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - М.: Просвещение, 2006. - 336 с.
11. Иванова, Г.П. Театр настроений: коррекция и развитие
эмоциональнонравственной сферы у дошкольников [Текст] / Г.П. Иванова. - М.: Сфера, 2012.
- 88 с.
12. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб.: Вегас, 2008.
- 324 с.
13. Изард, К.Э. Эмоции человека [Текст] / К.Э Изард. - М.: Директ-Медиа,
1. - 954 с.
14. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пос. [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
15. Калинина, Р.А. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников [Текст] / Р.А. Калинина. - Псков: ПГУ, 2005. -134 с.
16. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие [Текст] / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2007. - 320 с.
... всего 73 истчника