Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение речеведческих понятий в 5 классе

Работа №167219

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I глава Классификация речеведческих понятий
1. 1.Речь как использование языка для общения людей 5
1.2. Функционально - смысловые типы речи 10
1.3. Функциональная стилистика 11
1.4. Текст как единица речи с точки зрения лингвистики 15
II глава Методика работы над речеведческими понятиями в 5 классе
2.1. Анализ учебника по русскому языку для 5 под редакцией Н.М. Шанского
класса 26
2.2. Приемы работы с текстом на уроках русского языка в 5 классе 34
2.3 Организация работы над речеведческими понятиями на уроках русского языка в 5 классе 39
2.4. Экспериментальное исследование на уроках русского языка в 5 классе 48
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение

Содержание работы по развитию речи учащихся диктуется требованиями, которые предъявляет современное общество к развитой речи. Развитая речь предполагает, что выпускники школы должны владеть большим запасом слов, свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеть различными видами речевой деятельности: грамотно писать, бегло и осознанно читать, хорошо говорить, правильно понимать собеседника.
Добиться планируемых программой результатов обучения удается лишь в том случае, если работа по развитию речи будет пронизывать весь процесс обучения, если знания о языке и речи будут использованы для формирования речевых умений, составят развернутую систему ориентиров для речевой деятельности.
Предметом нашего исследования являются приемы работы над речеведческими понятиями в 5 классе.
Объект исследования - процесс изучения речеведческих понятий в 5 классе
Цель данного исследования - разработать систему приемов работы над речеведческими понятиями на уроках русского языка в 5 классе
Задачи:
• Проанализировать методическую и лингвистическую литературу по теме исследования
• Разработать систему приемов для работы над
речеведческими понятиями
• Провести экспериментальное исследование
• Проанализировать опыт современных педагогов
Актуальность данного исследования заключается в том, что при низкой речевой культуре современных школьников работа над речеведческими понятиями помогает обогатить словарный запас и развить их речь.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Практика наглядно показала, что сознательный путь формирования речевых умений и навыков повышает эффективность работы по развитию речи и в конечном счёте обеспечивает более высокий уровень владения русским языком как средством общения.
Работа по развитию связной речи учащихся строится на основе речеведческих понятий. Любые умения и навыки, в том числе и коммуникативно-речевые, формируются наиболее успешно сознательным путём, с опорой на теоретическое обобщение. Понятия и правила, являясь ориентировочной основой учебных действий, способствуют осознанию способов действия, создают условия для переноса знаний и умений, помогают учащимся осуществлять самоконтроль в обучении.
В 5 классе учащиеся знакомятся с несколькими группами речеведческих понятий. В соответствии с поставленной целью в программе по русскому языку усилена понятийная (речеведческая) основа обучения связной речи.
Теоретическую основу составляют три группы понятий:
1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания, формальная связность, членимость текста на абзацы, строение абзаца.
2. Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой.
3. Функционально - смысловые типы речи описание, повествование и рассуждение.
Пятиклассники должны овладеть рядом специальных умений, учебных (вспомогательных) и коммуникативных (речевых). Они должны уметь:
подвести под понятие предложенный текст (определить его стиль, тип, найти в нём «данное» и «новое», определить его тему, основную мысль);
обосновать своё суждение, аргументировать ответ: выстраивая доказательства, они должны отталкиваться от основных признаков понятия;
вывести следствие из понятия (например, определив по речевой ситуации, что текст художественного стиля, они должны найти в нём языковые средства, характерные для этого стиля, раскрывающие такие его черты, как образность и эмоциональность);
править и редактировать текст, то есть устранять в нём недостатки и делать текст лучше;
создавать текст определённого стиля и типа на предложенную учителем тему.
Включение в школьный курс системы речеведческих понятий делает содержание, методы и приемы более адекватными цели обучения, что создает благоприятные условия для повышения эффективности обучения, для усиления практической направленности курса. Поэтому системное усвоение необходимого минимума лингвистических, в данном случае речеведческих знаний является основой и средством формирования и совершенствования речи учащихся, их коммуникативной компетентности.



1. Арутюнова Н. Д.Речь/Русский язык. Энциклопедия. - М., 1979. - 896с.
2. Баранов М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку// Русский язык в школе. - 1983. №3. - 243с.
3. Басовская Е.Н. Русский язык. Искусство устной и письменной речи (интегрированный курс). Газета «Русский язык», № 36/2000.
4. Бахтин М.М. проблемы текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках// Эстетика словесного творчества. М.,1979. - 235 с.
5. В.Н. Мещеряков. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М.: «Флинта», «Наука», 1999. - 204 с.
6. Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. М.: Логос, 2004. - 248 с.
7. Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка: Уч. Пособие. М., 1994. - 195 с.
8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования 5-е изд., стереотип. — М.: КомКнига, 2007. — 144 с. — (Лингвистическое наследие XX века).
9. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1980. - 320 с.
10. Евграфова С.М. Искусство письменной и устной речи. Газета «Русский язык», № 2/2000.
11. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса.6- е изд. - М., 1982. - 368с.
12. Коняшкина, Е. В. Практическая методика подготовки к написанию сочинения по картине [Текст] / Е. В. Коняшкина // Русский язык в школе. 2014. № 6. С. 464
13. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей / Л. М. Лосева ; Под ред. Г. Я. Солганика.- М.: Просвещение, 1980. - 96 с.
14. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М.: «Флинта», «Наука», 1999. - 186 с.
15. Мещеряков В.Н. Предисловие к словарю-справочнику «Педагогическое речеведение». - М., 1998. - 145 с.
16. Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов М.: Дрофа, 2004. - 240с.
17. Одинцов В.В. О структурных единицах текста// Лингвистические аспекты исследования литературно-художественных текстов. Калинин, 1979.
18. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. - 147 с.
19. Ольшанский Г.И. Текст как единство элементов и отношений// Лингвистика текста: Мат. научной конференции. 4.1. М., 1974. - 128 с.
20. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.— Изд. П 24 2-е, испр. и доп. /Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. — М.: Флинта, Наука, 1998. — 312 с.
21. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 224с.
22. Попов Ю.В., Трегубович Т.П. Текст: структура и семантика. Минск, 1984. - 234с.
23. Почепцов Г.Г. Прагматика текста// Коммуникативно- прагматические и семантические функции речевых единств. Калинин, 1980. - 227 с.
24. Проблемы теории текста: Реферативный сборник. М., 1978. - 148 с.
25. Развитие речи с элементами стилистики: Учебное пособие для учащихся национальных педагогических училищ РСФСР: [Г.С.Коляденко, М.П. Сенкевич.] - Л.: Просвещение, 1981. - 264с.
26. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2
ч. Ч.1/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. баранов, Л.А. Тромстенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение,2012. - 192с.
27. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. баранов, Л.А. Тромстенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение,2012. - 192с.
28. С.М. Евграфова. Искусство письменной и устной речи. Газета «Русский язык», № 2/2000.
29. Синотина, Е. В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся: жанровый подход [Текст] / Е. В. Синотина, Н. Н. Соколова // Русский язык в школе. 2014. № 11. С. 2325
30. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи / отв. ред. Ф. П. Филин. — М.: Наука, 1980. — 352 с.
31. Слюсарева Н.А. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука, 1982. - 189с.
32. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т. Баранова и др.(М.: Просвещение) и М.М. Разумовской и др (М.: Дрофа): 5 класс. - М.: ВАКО,2007. -384с.
33. Уроки русского языка в 5 классе: Кн.для учителей/ Г.А. Богданова. - М.: Просвещение, 2002. - 206с.
34. Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте: Межвузовский сб. научных трудов. Пермь, 1988. - 287 с.
35. Функционирование языка в различных типах текста: Межвузовский сб. научных трудов. Пермь, 1989. - 214 с.
36. Хартманн П. Текст, тексты, классы текстов// Проблемы теории текста: Реферат, сб. М., 1978. - 174 с.
37. Хрестоматия по методике русского языка: Рус.яз. как предмет преподавания. Пособие для учителей /сост. А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1982. - 287с.
38. Шабес В.Я. Событие и текст. М., 1989. - 176 с.
39. Шанский М.Я. Лингвистический анализ художественного текста. М.. 1990. - 232 с.
40. Язык - система. Язык - текст. Язык - способность. М., 1995. Язык - система. Язык - текст. Язык - способность. М., 1995. - 320 с.
41. Языковое сознание и образ мира: Сб. статей/ Отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 2000. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ