Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКОВОЙ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Работа №167213

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2015
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы эстетического воспитания младших школьников в кружковой
работе 8
1.1. Психолого - педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 8
1.2. Цели, задачи и функции эстетического воспитания 14
1.3. Особенности эстетического воспитания младших школьников 23
1.4. Возможности кружковой работы в эстетическом воспитании
младших школьников 27
Выводы по главе I 31
Глава II. Организация и проведение педагогического эксперимента по повышению уровня эстетического воспитания младших школьников 33
2.1. Организация экспериментального исследования эстетического
воспитания младших школьников 33
2.2. Констатирующий эксперимент 36
2.3. Формирующий эксперимент по эстетическому воспитанию
младших школьников в кружковой внеклассной
работе 44
2.4. Контрольный эксперимент 47
Выводы по главе II 65
Заключение 67
Библиографический список 69
Приложение 74


В образовательной системе Российской Федерации необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания, поскольку эффективность начального обучения, формирование нужной мотивации во многом зависит от организации учебной деятельности учащихся. Об этом говорят и новые федеральные государственные образовательные стандарты для начальной школы , в которых помимо прочего говорится и о необходимости «формирования эстетических чувств, потребностей, ценностей и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой» .
В настоящее время в сфере образования идет многосторонний интенсивный поиск основополагающих подходов к новой стратегии процесса воспитания в целом, и эстетического в частности. Теоретическое обоснование новой парадигмы формирования нравственно - эстетических приоритетов происходит на стыке современного знания из областей многих наук и направлений педагогики: общей педагогики, философии образования, психологии воспитания, педагогической культурологии, акмеологии, аксиологии, синергетике, антропологии, методики воспитания, современных педагогических технологий и др. Такой подход позволяет решить первостепенную задачу, стоящую перед системой общего образования - совершенствование нравственного и эстетического формирования личности школьника .
В условиях современной школы процесс развития и воспитания должен обеспечить включение каждого ученика в разные виды деятельности, сочетание которых определяет эффективность формирования нравственноэстетических качеств личности. Основы эстетической культуры закладываются в младшем школьном возрасте, приобретая полноценность при дальнейшем самообразовании и саморазвитии личности, приводящих к осознанию себя участником и субъектом эстетической деятельности. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания в школе, в частности, реализации воспитывающей функции обучения . На наш взгляд, работа в внеурочное время в кружке эстетического воспитания позволит в определенной мере решить проблему эстетического воспитания учащихся начальной школы.
Степень разработанности проблемы в психолого - педагогической литературе. Влияние различных факторов на эстетическое воспитание личности исследовалось учеными в теории и практике эстетического воспитания в отечественной педагогике. В разработку теории эстетического воспитания большой вклад внесли М.А. Верб, С.А. Герасимов, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. и В.Н. Шацкий и другие отечественные педагоги. Психологические аспекты эстетического воспитания рассмотрены в работах H.H. Волкова, Н.И. Киященко, H.JI. Лазарева и др. Психологии художественного творчества посвящены работы Л.С. Выготского, A.A. Мелик-Пашаева, Б.М. Теплова. Теоретические основы системы эстетического воспитания представлены в работах Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, Т.Н. Мальковской и др.
Теория деятельности как основа общекультурного развития изложена в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. H.A. Ветлугина, М.С. Каган, Г.Л. Лабунская, Л.Г. Оршанский, Г.С. Ригина и др. теоретически обосновали особенности эстетической деятельности детей. Вопросами мотивации эстетической деятельности занимались Л.И. Божович, З.П. Морозова, П.М. Якобсон и др.
Кроме того, в разное время учеными, педагогами и психологами решались вопросы эстетического воспитания:
• формирования и развития у школьников разного возраста эстетического восприятия (Е. Келлер, Д.Н. Унадзе, В. Штерн и др.); эстетического интереса и вкуса (А.П. Белик, М.С. Каган, H.A. Дмитриева, A.C. Молчанова, В.А. Разумный и др.); эстетических чувств (С.А. Аничкин, Е.В. Кузина, А.Н. Малюков и др.); эстетических способностей (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, 3. Новлянская, A.B. Петровский, Г.С. Ригина и др.); эстетических потребностей (Н.З. Короткое, B.C. Кузин, А.Н. Семашко, К.Н. Хабибулин и др.);
• преемственности художественного и эстетического воспитания (Е.Л. Зеленина, Б.М. Неменский, Я.Я. Чернецкий, Т.Я. Шпикалова и др.); творческого развития личности средствами музыки (Э.Б. Абдулин, Ю.Б. Алиев, H.A. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Ригина, Л.В. Школяр и др.);
• эстетического воспитания в условиях разного уровня образовательных учреждений (В.Г. Заволока, Л.С. Леднева, И.Г. Мюльбейер, Т.И. Позднякова, H.A. Чернова и др.) .
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В своей выпускной квалификационной работе мы отразили особенности эстетического воспитания во внеклассной кружковой работе, где были затронуты основные проблемы, цели и условия успешной реализации на практике.
Младший школьный возраст является важным периодом для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. В этом возрасте важно формировать эстетические качества человека, чувства, раскрывать в детях скрытые таланты, потенциалы и возможности. Заинтересовывать их многообразием и красотой мирового культурного наследия, воспитывать в них чувства эстетического вкуса и духовного богатства.
Эстетическое воспитание представляет собой:
- процесс целенаправленного педагогического воздействия, формирования эстетического отношения к миру, способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и жизни, оценивать его;
- процесс развития эстетических вкусов и идеалов, эстетических потребностей и способности к созданию прекрасного.
Кружковая работа дает большие возможности для формирования эстетического воспитания школьников и представляет собой деятельность самодеятельных объединений учащихся, выступая особой формой внеурочной и внешкольной работы. Задачи кружковой работы заключаются в необходимости углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать досуг и отдых.
Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить уровень эстетического воспитания в средней общеобразовательной школе №16 города Красноярска с группами школьников, с целью выявления у детей уровня эстетической воспитанности путем проведения диагностики развития. На данном этапе работы этот показатель у некоторых из детей находился на среднем уровне. Для повышения качества воспитания нами были подобраны и использованы методики и мероприятия, которые позволили увидеть разницу в уровне эстетической воспитанности младших школьников до и после констатирующего эксперимента.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что развитие эстетического воспитания детей младшего школьного возраста возможно средствами эстетического кружка, в работе которого мы стремились способствовать формированию духовного мира ребенка, его личностных ценностей, формированию у учащихся бережного и ответственного отношения к мировому культурному наследию; всячески способствовать повышению качества эстетического воспитания школьников.



1. Алексеева В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) // Новое педагогическое мышление. М., 1989.
2. Бим-Бэд Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
3. Вержибок Г.В. Воспитанность учащихся как критерий эффективности
воспитания Вержибок Г. В. Социальная педагогика и практическая психология: Мат-лы III Межд. науч.-практ. конф. «Подготовка
специалистов в сфере социально-педагогической и психологической помощи: опыт, проблемы, перспективы», Минск, 10-11 апреля 2001 г. Минск, 2001. С. 242-247.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 479 с.
5. Гинтер С.М. К вопросу о сущности эстетического воспитании и формировании эстетического отношения к миру // Известия Алтайского государственного университета 2012. № 2. С. 234-236.
6. Голошумова Г. Метод творческого самовыражения // Директор школы. 2001. № 5. С. 71-73.
7. Гордиенко О.Б. Теоретические основы эстетической культуры
старшеклассников: дис....канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов н/Д., 1992.
201с.
8. Гройсман А.Г. Педагогические условия эмоционального развития
учащихся в музыкально-исполнительской деятельности: автореф.
дис....канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2000. 23 с.
9. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1999. Т. 2.
10. Давыдова С.Д. Формирование эстетических оценок младших школьников
под воздействием искусства: дис....канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1991.
175 с.
11. Добронравова О.В. Развитие художественно-эстетической активности младших школьников аудиовизуальными средствами: дис..канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1999. 161 с.
12. Егоров Г.И. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время. Ростов н/д., 1978. 192 с.
13. Дубасенюк О.А. Практикум по педагогике : начальная школа / под. ред. О.А. Дубасенюк. К., 2004.
14. Елисеев А., Соколова Т. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса // Воспитание школьников. 2000. № 8.
15. Ефимова И.Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности // «Начальная школа: плюс до и после». 2000. № 1. С. 26-32.
... всего 62 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ