Оглавление 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования уважительного отношения к природе в начальной школе 6
1.1 Особенности формирования отношения 6
1.2 Особенности развития уважительного отношения к природе в
начальной школе 13
1.3 Способы формирования уважительного отношения к природе родного края 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Основы формирования уважительного отношения к природе родного края у учащихся начальных классов 31
2.1 Диагностика уровня сформированности уважительного отношения к
природе родного края у младших школьников в 3 классе 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего
эксперимента 37
2.3 Методические рекомендации по формированию уважительного
отношения к природе родного края у учащихся начальной школы 47
Выводы по второй главе 58
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения 66
Актуальность исследования. Жизнь каждого человека, практически с самого рождения, неразрывно связана с природой. Взаимодействие с природой положительно влияет на человека, пробуждая в нем только лучшие чувства. Велика роль природы в воспитании детей. Во все времена великие педагоги и мыслители придавали природе большое значение в плане воспитания ребенка как личности.
Например, Я.А. Коменский считал природу источником знаний, средством для развития ума, чувств, воли. Большое значение природе как средству воспитания ребенка придавали такие величайшие педагоги, как В.Н. Мясищев, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко.
Идеи великих педагогов прошлого нашли дальнейшее развитие в трудах многих известных ученых таких, как Р.М. Басс, Е.Н. Водовозова, Е.И. Волкова, С.Д. Дерябо, Э.И. Залкинд, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверева, А.Н. Кочергин, Н.Н. Марфенин, А.М. Степанова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, В.А. Ясвин и многих других.
Взаимодействие человека с природой родного края - чрезвычайно актуальная проблема современности и эта актуальность растёт с каждым годом вместе с нарастанием проблемы экологии во всем мире. Природные ресурсы истощаются, происходит загрязнение атмосферы химическими веществами. В силах педагогов и их родителей повлиять на сознание младших школьников, привить им любовь и сострадание к живой природе. В детском возрасте зарождаются и интенсивно развиваются отношения человек-природа . Фундаментом становится опыт этих отношений с целью дальнейшего развития личности и, в целом, определяет особенности к себе его отношения, и в целом к миру. Такой опыт далеко не всегда удачно складывается.
Целью исследования является: изучение особенностей формирования уважительного отношения к природе родного края у учащихся начальной школы.
Объектом исследования является: Процесс формирования уважительного отношения
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности уважительного отношения
Гипотеза исследования: уважительное отношение к природе родного края характеризуется когнитивным, эмоциональным, а также деятельностный компонентами, которые у детей младшего школьного возраста сформированы преимущественно на среднем и низком уровнях развития.
Задачами данной работы являются:
- Анализ литературы по проблеме исследования
-Охарактеризовать сущность и структуру уважительного отношения к природе родного края у младших школьников
- Разработать компоненты и определить уровни сформированности уважительного отношения к природе родного края у детей младшего школьного возраста;
- Подобрать диагностический комплекс для определения уровня сформированности уважительного отношения к природе родного края. Разработать методики диагностики для когнитивного компонента, эмоционального и деятельностного.
- Проведение констатирующего эксперимента
-Произвести количественную и качественную обработку результатов диагностики.
- На основе обработки результатов разработать методические рекомендации для младшего школьника протяженностью в 34 часа.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, большую роль природы в воспитании детей. Воспитание у детей уважительного отношения к природе будет способствовать их нравственному развитию. Формирование системы экологических знаний позитивно повлияет на интеллектуальное развитие ребенка. Участие в посильной для школьного возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы будет способствовать трудовому воспитанию ребенка.
Результаты исследования и проведенной диагностической работы подтвердили актуальность избранной темы и позволили реализовать поставленные задачи. Из констатирующего эксперимента мы выяснили, что только 4% имеет высокий уровень сформированности уважительного отношения, остальные учащиеся имеют средний и низкий уровни сформированности уважительного отношения.
Основная цель педагога - воспитание у ребенка эмоционально уважительного отношения к природе, окружающему миру. Для этого необходимо создать условия , способствующие формированию уважительного отношения к природе у детей. Необходимо, прежде всего, стимулировать проявление положительно-эмоционального отношения ребенка к природе, а также создавать ситуации, при которых он способен воплотить чувства, возникшие у него в результате проявления положительно-эмоционального отношения к природе. Важным условием является также организация общения , основанного на принципах ответственного отношения к природе, с осознанием того, что природа принадлежит всему обществу, в том числе и грядущему поколению.
При организации общения ребенка с природой с целью формирования положительного отношения к ней необходимо также учитывать психологические и физиологические, возрастные особенности детей. Для эффективности процесса формирования положительного отношения к природе у детей младшего школьного возраста необходимо использовать современные методы и приемы.
Разработанная нами программа по формированию уважительного отношения к природе у младших школьников включала в себя следующую тематику: беседы, экскурсии, игровую деятельность, обсуждение, проектную деятельность, работа в группах. На занятиях использовались такие методы, как виртуальная экскурсия, выездная экскурсия, презентации, проектная деятельность. Диагностическая работа показала необходимость и достаточность обоснованных организационно-педагогических условий формирования уважительного отношения к природе у младших школьников в краеведческой деятельности. Использование форм этической беседы, диспута, творческих заданий, диалогового обсуждения художественных произведений с экологической проблематикой, методов исследовательских проектов, эмоционального проживания проблемных ситуаций, рефлексии, самовыражения, позволило получить положительную динамику результатов диагностического исследования на итоговом этапе. Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу. Таким образом, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
1. Брюквина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии / Л.Ю. Брюквина. // Начальная школа. - 2015. - №6.
2. Грачев, Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманиста, или Образы в науке / Г.Д. Грачев. - М., 2013
3. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
4. Дежникова, Н.С. Экологическая культура как предмет
психологопедагогического исследования // Воспитание экологической культуры школьников как психолого -педагогическая проблема (Опыт теоретикоприкладного исследования) / Н.С. Дежникова.- М., 2012.
5. Деребо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Деребо, В.А . Ясвин. - Ростов-на- Дону: Издательство «Феникс», 2013.
6. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностноориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию / И.И . Джужук.
- Ростов н/Д., 2015.
7. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н.
Землянская // Начальная школа . - 2015. - №9.
8. Карпенко, М.Т. Сборник загадок / М.Т. Карпенко . - М.: Просвещение , 2013.
9. Конышева, Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования) / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
10. Корчажкина, О.М. Реализация педагогических проектов в
общеобразовательной школе / О.М. Корчажкина // Педагогика. - 2012. - №8. - с.29- 32.
11. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера , 2013.
12. Лихачёв, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачёв. - М.: Прометей, 2015.
13. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. [Текст]: учебное пособие / О.В. Лишин; под ред. Д.И . Фельдштейна.- М.: ИКЦ «Академкнига в, 2016.
14. Моисеева, Л.В. Стратегия развития экологического образования в регионах Большого Урала // Образо -вание и наука. 2000. № 1.
15. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев / под ред. А.А . Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
16. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование . - 2013. - №7.
17. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? Из опыиа методической работы. Дайджест журнала «Методист» / Н.Ю. Пахомова, науч. ред. Э.М. Никишин. - М.: АМК и ПРО , 2014.
18.29. Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н.Ю Пахомова // Учитель. - 2013. - №4.
19. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / ред. П.И . Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России , 2013.
20. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: программа и темат. Планирование для нач. шк.: кн. для учителя / А.А. Плешаков. - 4-е изд. - М.: Просвещение , 2016.
21. Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции шкояьника / Е. Постникова //Сеяьская шкояа. - 2014. - №2.
22. Самкова, В.А. Методические рекомендации / В.А. Самкова, Н.И.
Романова. - М. : Русское слово, 2012. - 120 с.
23. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. - М., 2015.
24. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
25. Сидельковский, А.П. Психологические основы отношения школьников к природе: (Учеб. пособие.) / А.П. Сидельковский. - М. - Ставрополь: Ставр. госпединст., 2015.
26. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. - 2013. - №6.
27. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова - М.: «Академия», 2012.
28. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
29. Сластенин, В.А. Общая педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / В.А . Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; ред. В.А . Сластенин.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - ч.2
30. Ушинский, К.Д. Материалы по «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. - СПб., 1908. - Т.3. - с. 10-11.
31. Фефилова, Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс. - 3-е изд. / Е.П. Фефилова, Е.А. Прололина, Дмитриева О.И. - М.: ВАКО, 2015
32. Цветкова, И.В. Ноосферное поколенив: человек, ривующий природу (заметки педагога - художника) / И.В. Цветкова // Педагогика. - 2012. - №9.- с.49-53.
33. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова - М.: Педагогическое общество России, 2013.
34.Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. - 2015. - №3.
35. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 2014.
36. Южакова, Т.П. Нравственно-экологическое воспитание младших
школьников: Учеб. пособ. / Т.П. Южакова. - Екатеринбург: Б.л, 2013.
37. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. - М., Педагогика, 2013.
38. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000.- 456 с.
39. Филиппова, Е.Б. Тест по предмету окружающий мир // Педагогическое сообщество Урок.рф
URL:https://xn--j1ahfl.xn--
p 1 ai/library/test po predmetu ekologiya sela 041200.html(дата обращения 18 декабря 2020 год)
40. Самкова, В.А., Экологический бумеранг: Практические занятия. -М.: Новая школа, 1996
41. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников: методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста / И. В. Цветкова. - Москва: Педагогическое о-во России, 2000. - 62, [2] с.; 20 см. - (Экология и культура)