Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Избирательное право и избирательные системы» в курсе школьного обществознания

Работа №167207

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2021
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Избирательное право и избирательные системы: теоретический аспект 10
1.1. Понятия избирательного права и избирательной системы, основные принципы избирательного права 10
1.2. Избирательная кампания 16
Глава 2. Репрезентация проблемы в нормативных документах и учебной литературе по обществознанию 21
2.1. Нормативные основы преподавания обществознания в средней школе 21
2.2. Содержательные и методические аспекты изучения темы в современных учебниках обществознания для 9 - 11 классов 26
Глава 3. Методические рекомендации по изучению темы «избирательное право и избирательные системы» на уроках обществознания и во внеурочной работе со школьниками 40
3.1. Разработка дистанционного урока по теме «Избирательное право и избирательные системы» для 11 класса 40
3.2. Проведение внеурочного мероприятия по созданию Ученического самоуправления в МБОУ СШ № 27 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Актуальность темы исследования. Выборы как социальное явление, начиная с 1989 г. (выборы на I Съезд народных депутатов СССР) стали реальными, относительно свободными выборами, и впоследствии прочно вошли в наш обиход, стали привычным атрибутом жизни россиян. Принятие новой Конституции РФ повлекло за собой принципиальное обновление правовой основы выборов, реформирование всей системы органов государственной власти и местного самоуправления, вызвало объективную необходимость регулярности проведения выборов на федеральном, региональном и местном уровнях. Избирательный процесс с этого времени стал последовательно претерпевать все новые и новые качественные, порой, неоднозначные, перемены.
В настоящее время возникла потребность глубокого научного осмысливания огромного опыта, который был получен за столь короткий, но насыщенный избирательной практикой отрезок времени. Выборная проблематика все более и более привлекает внимание ученых и практиков. В юриспруденции избирательное право - целая подотрасль конституционного права. В этой подотросли появилось немало работ как в виде отдельных статей, так и в виде монографических исследований, посвященных различным аспектам организации и проведения выборов.
Выборы в Российской Федерации - неотъемлемая часть жизни граждан, и на российской территории они проходят регулярно. Это могут быть выборы в губернаторы или в депутаты Нижней палаты Федерального собрания - парламента Российской Федерации. Необходим рациональный и осознанный выбор кандидата, выдвинутого на государственный или общественный пост. Поэтому на уроках обществознания в средних классах учащихся знакомят с их правами и обязанностями избирателей, чтобы впоследствии, будучи избирателями, они критически подошли к выборам и, качественно обработав информацию, сделали свой выбор.
Нужно заметить, что в Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена в декабре 2018 года) отмечена важность изучения политической сферы общества, в рамках которой рассматривается наша тема «Избирательное право и избирательные системы».
Вышесказанное делает актуальным изучение теоретических и методических аспектов преподавания темы избирательного процесса в общеобразовательной школе.
Объект исследования - процесс изучения избирательного права и избирательных систем в школьном курсе обществознания.
Предмет исследования - содержательные и методические аспекты преподавания темы «Избирательное право и избирательные системы» на уроках обществознания и во внеурочной работе.
Цель ВКР - выявление наиболее оптимальных методов и приемов преподавания проблемы избирательного права и избирательных систем в школьном курсе обществознания.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и содержание избирательного права и избирательной системы.
2.Определить место темы в школьном курсе обществознания и воспитательной работе со школьниками с позиций участников образовательного процесса.
3. Провести анализ содержательных и методических аспектов изучения темы в современных учебниках по обществознанию для 9 - 11 классов.
4. Разработать собственные методические рекомендации по изучению темы в рамках уроков обществознания, а также внеурочной деятельности.
5. Провести апробацию методических разработок для выявления оптимальных методов и приемов изучения темы.
Степень изученности темы.
Для решения поставленных целей и задач нам потребовалось привлечение нескольких групп литературы:
1. Юридическая, политологическая и историческая группа литературы, анализирующая теоретические аспекты изучения избирательного процесса, например, труды Воробьева Н.И, Никулина В.В. «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» и Дмитриева Ю.А., Исраеляна В.Б. «Избирательное право», Баглай М.В. в своей работе «Конституционное право Российской Федерации», Фоминой М.Г. «Избирательный процесс в современной России: политико-правовые алгоритмы формирования», Кочетов А.И. «Избирательный процесс: методологические основания». В первом учебном пособии представлен краткий анализ избирательного права России, сформулированы определения важнейших его понятий, даны рекомендации по изучению курса на основе политической практики и законодательства о выборах. «Исследования теории и практики избирательного права повышают общую и правовую культуру учащихся, помогают лучше ориентироваться в политике и государственном управлении, правильно понимать значимость непосредственной демократии в становлении и развитии правового государства и гражданского общества», указывают авторы . Во втором учебном пособии раскрыто избирательное право России в его историческом развитии, содержится подробный анализ современного законодательства, приводятся примеры избирательного права зарубежных государств. Баглай М.В. в своей работе «Конституционное право Российской Федерации» затрагивает важнейшие аспекты изменений конституционного права в России, приводит примеры внесённых изменений в законодательные акты, что способствует наглядно увидеть, на сколько обновилось законодательство. В политологических статьях Фоминой М.Г. и Кочетова А. И. представлен реальный избирательный процесс в современной России, описаны стадии процесса, его политико-правовая природа. Также в работе Колосовой А.А. «Проблема абсентеизма в избирательном процессе и методы его преодоления» рассмотренная современная проблема уклонения населения от участия в избирательном процессе.
Эти публикации были необходимы для того, чтобы составить более четкое и углубленное представление об особенностях избирательной системы и избирательного права и учесть это при отборе содержания предлагаемых методических разработок.
2. Группа методических работ, которая помогла определить круг наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям методов и приемов обучения. В первую очередь, это общая литература по методике преподавания обществознания: учебные пособия О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина «Методика обучения обществознанию» и Л. С. Бахмутовой, Е. К. Калуцкой «Методика преподавания обществознания» , а также статья Сторожиловой Д.Н. «Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС» , в которых сформулированы современные требования к организации обучения обществознанию. Учебное пособия Прямиковой Е.В. «Теория и практика изучения обществознания в школе» задает основы для рефлексии и пересмотра отношения учителей к традиционным и инновационным методам, делает упор на обновлении методов педагогической практики. На основе этой группы мы подбирали методы и формы работы по теме на уроке обществознания.
Вместе с тем нам не удалось обнаружить специальных исследований о проблемах и методике преподавания рассматриваемой темы в школе, что, наряду с актуальностью, обусловило выбор темы нашей ВКР.
Источниковая база исследования. Для решения поставленных задач мы использовали несколько групп источников, прежде всего, нормативные документы и школьные учебные пособия (учебники) по обществознанию для 9 - 11 классов.
Для выявления нормативных правовых (ФГОС) и методических (Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание») основ преподавания обществознания в школе было необходимо проанализировать основные нормативные документы: действующие Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего общего образования, а также Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная в декабре 2018 года.
Кроме того, нами проанализированы учебные и учебно-методические пособия, используемые в школьном курсе обществознания с точки зрения репрезентации в ней содержательного и методического аспекта преподавания темы. Для анализа изложения темы в учебной литературе нами использовались: учебник под ред. Боголюбова Л. Н. и др. «Обществознание.
11 класс», «Обществознание. 11 класс. Практикум» , Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И. и др. «Обществознание. 9 класс», Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И. и др. «Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс» . В качестве источника также использовались материалы выборов в ученическое управление МБОУ СШ № 27. (См. Приложение 5)
При проектировании этапов уроков и внеурочного мероприятия также использовались следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, так как в документе закреплены республиканская форма правления (ст. 1), признание свободных выборов в качестве выражения власти народа (ст. 3), закреплено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32) ; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который содержится в себе нормы, имеющие универсальное значение для осуществления и защиты избирательных прав граждан при проведении любых видов выборов ; ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» ; ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» . С их помощью учащиеся изучают права и обязанности избирателей, а также структуру избирательного процесса.
В практической части исследования также представлены материалы, использованные нами в процессе апробации методических разработок, в частности, материалы школьных выборов в МБОУ СШ № 27 г. Красноярска - чек-листы, плакаты, материалы постов в социальных сетях и т.д.
В целом использованных источников и литературы достаточно для решения поставленных целей и задач.
Апробация. Отдельные методические разработки прошли апробацию во внеурочной работе со школьниками МБОУ № 27 в сентябре-ноябре 2020 года. В школе прошли выборы президента школы, в данном мероприятии были задействованы 5 - 11 классы. Проводилась подготовительная работа с учащимися и учителями. Учащиеся 9 - 11 классов выдвигали кандидатов, которые предоставили программы со своим видением решения проблем в школе, вели агитацию, и впоследствии все учащиеся старшей школы (5 - 11 классы) на состоявшихся выборах определили президента школы. Проведение этой работы носило практикоориентированный характер, правила избирательной компании были максимально приближены к реальным, что, по нашему мнению, может помочь школьникам в понимании особенностей реального избирательного процесса.
Практическая значимость работы: представленные в работе материалы могут быть использованы в процессе преподавания обществознания в 9 - 11 классах общеобразовательной школы, а также во внеурочной работе.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования, мы пришли к выводу, что изученная нами тема занимает важное место в структуре обществознания, в ней раскрывается одна из ключевых ролей гражданина - роль избирателя. Учащиеся получают возможность осознать значение гражданской активности и соотносить различные оценки политических событий и процессов и впоследствии применить свои знания, умения и навыки в различных жизненных ситуациях. Для этого учителю необходимо при разработке образовательной траектории учитывать требования ФГОС и задачи Концепции, для успешного усвоения учащимися материала (знать основные понятия темы, уметь оперировать ими и т.д.).
На основе анализа учебной литературы был сделан вывод о содержательных и методических аспектах изучения темы в современных учебниках по обществознанию для 9 - 11 классов. Учебники под редакцией Боголюбова Л.Н. и Никитина А.Ф. отвечают задачам Концепции, но в тоже время они не направлены на развитие новых технологий и методик обучения. По содержанию учебники из линейки Боголюбова Л.Н. написаны понятным логичным языком, материалы отвечают современным реалиям - объясняется, как можно обратиться в органы власти и описывается политический экстремизм и вандализм; в учебнике 11 класса знакомят учащихся с этапами избирательной кампании, что можно использовать в качестве повышения интереса обучающихся к предмету, если провести выборы на уроке или внеурочном занятии. Методический аппарат представляет несколько видов заданий (работа с текстом, таблицами, нормативными документами; поиск информации в интернете; анализ социологических опросов; проектная деятельность (программа кандидата в школьный совет, памятка будущему избирателю).
В учебнике Никитина А.Ф. отсутствует материал о избирательной кампании, о процессе голосования сжат. Задания делятся на несколько видов (проблемные вопросы, задания с развернутым ответом, определение точки зрения). Представлены задания проектной деятельности, которые могут способствовать лучшему усвоению материала.
Учебники созданы с учетом государственных стандартов в содержательном и методическом аспектах, но учителям при использовании УМК нередко приходится прибегать к дополнительным источникам информации по реализации урока, применению новых методов работы с учащимися, так как большинство заданий в УМК стандартные и не всегда могут быть эффективными. Дополнительные пособия УМК (рабочие тетради; рассказы по истории; атласы; контурные карты и многое др.) дополняют и углубляют материалы учебников, с их помощью ученик на уроке или самостоятельно может овладеть основными компетенциями: искать и использовать информацию; выделять важнейшую информацию; применять полученные знания и т.д. А также пособия помогают разнообразить учебный процесс использованием карт, таблиц, видеоматериала.
Указанные проблемные стороны предлагаемых учебников и УМК были учтены нами при разработке собственных методических рекомендаций по изучению темы в курсе обществознания. Дистанционный урок был составлен с учетом требований ФГОС и задач Концепции. При составлении урока были задействованы разные формы работы (фронтальная беседа, индивидуальная работа), применялись элементы современных образовательных технологий и методов (работа с источником, изучение видеоматериала, заполнение рабочего листа, выполнение заданий на сайте Learning.apps, составление Синквейна) с опорой на современные реалии, благодаря этому учащиеся постоянно будут вовлечены в процесс обучения.
Также в данной главе был проанализирован сайт с деловой игрой «Выборы». Посетителю сайта предоставляется возможность пройти квест в роли избирателя, наблюдателя или члена комиссии. Для участия в выборах необходимо найти свой избирательный участок по месту жительства (онлайн карта отображает ближайший участок), далее нужно ответить на ряд вопросов об избирательном процессе. Материалы сайта можно использовать в учебном процессе, как непосредственно на уроке (совместная работа по прохождению квеста; применение отдельных элементов квеста; использование нормативных документов), так и для домашнего задания.
Апробация внеурочного формата деятельности школьников, связанного с изучением темы, осуществлялось на базе МБОУ СШ № 27 в ходе проводимых там выборов президента Ученического самоуправления среди учеников 8-11 классов в 2020 - 2021 учебном году. Проведение этой работы носило практикоориентированный характер, правила избирательной компании были максимально приближены к реальным, что, по нашему мнению, может помочь школьникам в понимании особенностей реального избирательного процесса. Проведения подобного предложенному внеурочного мероприятия - выборов в органы ученического самоуправления, позволит учащимся оценить важность и ответственность, лежащие на их выборе и за происходящие в школе события. Все эти методы отвечают стандартам преподавания, составлены с учетом современных условий жизни, способствуют эффективному познанию о сущности демократической избирательной системы, а также формированию самостоятельной, ответственной за свои действия личности.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - №19-ФЗ. ст. 171.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 273-ФЗ.
4. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 51- ФЗ.
5. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 67-ФЗ.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования - URL
https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования - URL
https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/
8. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы - URL
https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1fObbe
9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования - URLЬ^^рз;//1дозгеез1г.гу/гед1з1гу/пооп=ооо=06-02-2020/
Учебные пособия.
1. Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
2. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Практикум. профильный уровень - М.: Просвещение, 2014.
3. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Басик Н. Ю. и др.
Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2014. - 256 с. - URLhttps://catalog.prosv.ru/item/7293
4. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2016 г.
5. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 9 класс: к учебнику Л.Н. Боголюбова и др. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2020. - 127 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
6. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 9 класс.: учебник - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2019. - 271 с.
Литература
1. Алипулатов, И. С. Процессы демократизации и становления
гражданского общества / И. С. Алипулатов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 2 (82). - С. 369-371. - URL:
https: //moluch.ru/archive/82/14769/
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательство НОРМА-ИНФРА. - М. 2018 г. - 343 с.
3. Бахмутова Л. С., Калуцкая Е. К. Методика преподавания обществознания. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 274 с.
4. Болотина Т.В., Салихова М.М. Организационно-методическая модель внедрения концепции преподавания обществознания в Российской Федерации. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Ю. Новоселовой. 2017. - URLhttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=32486925
5. Веденеев Ю.А. Избирательное право: роль и место в системе права России. - URLhttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=29987003
6. Воробьев Н.И, Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. - Тамбов: ТГТУ, 2015. - 104 с.
7. Демидова, Е. М. Избирательное право и молодое поколение. - Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 6-8. - URL:https: //moluch.ru/conf/ped/archive/150/7990/
8. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. - М.:
Юстицинформ, 2018. - 312 с.
9. Карпова, С. Е. Правовая культура современной молодежи: актуальное
состояние и пути её повышения. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 1 (187). - С. 173-175. - URL:
https://moluch.ru/archive/187/47573/
10. Мамонов В.В. Развитие российского избирательного права. - URL https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rossiyskogo-izbiratelnogo-prava/viewer
11. Михайлова, К. Е. Основные принципы избирательного права России / К. Е. Михайлова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 52 (238). - С. 198-199. - URL:https://moluch.ru/archive/238/55227/
12. Прямикова Е.В., Ершова Н.В. Теория и практика изучения
обществознания в школе: Учебно-методическое пособие / Прямикова Е.В., Ершова Н.В. Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2014. - 278 С.
13. Савченко М. С. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учеб. пособие. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - 159 с.
14. Соболева О. Б., Кузин Д. В. Методика обучения обществознанию. -
Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 474 с. - URL
https://studme.org/188331/pedagogika/metodika obucheniya obschestvoznaniyu
15. Сторожилова Д.Н. Актуальные проблемы преподавания
обществознания в условиях перехода к ФГОС. - URL https://e-
koncept.ru/2015/85699.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ