Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общетеоретические основы демографического прогнозирования….5
1.1. Понятие и классификация демографических прогнозов………………..…5
1.2. Анализ результатов прогнозирования………………………………….….11
Глава 2. Демографические проблемы прогнозирования спроса на товары и услуги……………………………………………………………………………..18
2.1. Прогнозирование спроса на товары и услуги……………………………..18
2.2. Сегментирование рынка товаров и услуг по демографическому признаку………………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………...34
Демографические факторы вместе с экономическими, природными, научно-техническими, политическими и культурными составляют маркетинговую макросреду функционирования предприятия в рыночной экономике. Использование демографики в маркетинге, а также в некоторых других сферах бизнеса, осуществляется при оценке и прогнозировании возможного влияния демографических тенденций на численность и состав потребительских групп населения при разработке новых товаров (снижение рождаемости, например, приводит к сокращению количества потенциальных потребителей детских товаров и услуг); при сегментации (т.е. группировке по определенным показателям) потребительских рынков по демографическим признакам, образу и стилю жизни; для поиска оптимального размещения потребительских точек и определения численности необходимого торгового персонала; при выборе наиболее эффективного способа рекламы (прямая адресная реклама по почте, телефону, через средства массовой информации) и подходов к рекламе, направленной на определенный потребительский сегмент рынка (если основные потребители товара — дети, то для рекламной врезки часто выбираются популярные кино- и мультфильмы; пожилые люди не любят упоминания своего возраста в рекламной продукции и т.д.). Учет демографических изменений важен и для устранения стереотипирования в рекламе, т.е. создания искаженного образа определенной социально-демографической группы потребителей. Наиболее часто стереотипированию в рекламе подвержены женщины, национальные и расовые меньшинства, люди пожилого возраста.
Особо популярно использование демографики в области сегментирования рынка (по демографическим признакам), которое во многом определяет другие факторы — географические, поведенческие; характеризуется давно налаженной и более точной системой учета. Социально-демографические показатели, совмещенные с географическими (подобный синтез для целей маркетинга и бизнеса иногда называют «геодемографикс» — англ. geodemographics) и поведенческими, служат основой для разделения всех потребителей на группы, отличающиеся по образу и стилю жизни. С этой целью используются методы многомерной статистической классификации, чаще всего — кластеризация. Основой всех кластерных систем является тот факт, что обычно люди предпочитают селиться рядом с теми, кто близок им по экономическим и социально-демографическим характеристикам, манере поведения, вкусам и потребительским привычкам.
Все вышесказанное определило актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования – прогнозирование спроса на товары и услуги с учетом демографических факторов.
Предмет исследования – демографические факторы, влияющие на прогнозирование спроса на товары и услуги.
Цель исследования – проанализировать демографические проблемы прогнозирования спроса на товары и услуги.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. Исследование понятия и классификаций демографических прогнозов.
2. Анализ результатов прогнозирования.
3. Исследование прогнозирования спроса на товары и услуги.
4. Анализ сегментирования рынка товаров и услуг по демографическому признаку.
Вся история развития человечества неразрывно связана с изменениями динамики численности и воспроизводства населения. Мировые процессы народонаселения в последнее время оказывают всевозрастающее влияние на международные отношения и политику. XX век, особенно его вторая половина, характеризуется небывалым ростом населения, глубокими изменениями в рождаемости и смертности, в возрастной и семейной структурах, урбанизации и миграции населения, значительными региональными различиями в развитии мирового населения.
Среди глобальных проблем современности, таких, как предотвращение ядерной войны, преодоление отсталости развивающихся стран, продовольственная и энергетическая проблемы, ликвидация опасных болезней, загрязнение окружающей среды и ряда других, особое место принадлежит демографической проблеме, обусловливающей развитие практически всех (за исключением, возможно, первой) глобальных проблем человечества.
В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы развиваются под воздействием других социальных процессов:
- экономических,
- политических и прочих.
В свою очередь и демографические процессы оказывают влияние на ход всех других общественных процессов.
Как уже говорилось, снижение уровня рождаемости ведет к увеличению в населении процентной доли пожилых в обществе. Постарение населения увеличивает демографическую нагрузку на работающее население, на систему медико-социального обслуживания престарелых и т.д. Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения, уровня и структуры занятости на рынке труда, уровня преступности и т.д.
Знание демографии, умение читать демографическую информацию необходимо всем, например, предпринимателям. Для успеха своего дела они должны уметь прогнозировать спрос на производимые ими товары и оказываемые услуги. А этот спрос в немалой степени зависит от состава населения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, числу и размеру семей, числу детей в семье и т.п.
Таким образом, определенной уровень демографической образованности становится сегодня необходимым любому человеку, каким бы родом деятельности он не занимался, в такой же степени, как и знакомство с другими гуманитарными предметами.
Демография как практическая деятельность — часть разветвленной сети сбора и анализа информации о потребителях. Она включает ответы населения на вопросы:
- регулярных переписей;
- выборочные обследования о предпочтении потребителями тех или иных видов товаров и услуг;
- анализ данных о потребительских расходах населения и прочее.
Потребность предпринимателей в подобной информации о потребителях способствовала, с одной стороны, возникновению частных фирм, специализирующихся на сборе, обработке, анализе и продаже социально-демографической информации, с другой — совершенствованию работы государственных органов, ответственных за сбор демографической статистики.
Широкое проникновение демографических исследований в бизнес с экономической точки зрения можно объяснить происходящим с начала 70-х гг. XX в. переходом от массового к индивидуальному производству. Учет демографических особенностей потребителей, ориентация на определенный сегмент потребительского рынка, разделенного по демографическому признаку, — требование современного производства.
1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция: сущность и явление. М., 2006
2. Борисов В.А. Демография: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Нота Бене, 2003.
3. Бреева Е.Б. Основы демографии: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
4. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Игнатова. - М.-Ростов на/Д: Март, 2003.
5. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
6. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2006.
7. Демография: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. - М.: РАГС, 2003.
8. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. - М.: КНОРУС, 2004.
9. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. - М.: Новое Издание, 2002.
10. Крутько В.Н., Смирнова Т.М. Анализ тенденций смертности и продолжительности жизни в странах Европы в конце XX – начале XXI вв. М., 2007
11. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. - М.: ОМЕГА-Л, 2006.
12. Макарян А.С. Глобализация и человеческий потенциал. М., 2007
13. Медков В.М. Демография. Учебник. Ростов-на-Дону, 2007
14. Нильс К. Плотность общества. М., 2006
15. Рунова Т.Г. Демография. Учебное пособие. М., 2008
16. Саградов А.А. Экономическая демография: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.
17. Социально-экономическая география зарубежного мира: Учебник / Под ред. В.В. Вольского. М., 2006
18. Статистика: Учеб. пособие/А.В. Багат, М.М. Конкина, В.М. Симчера и др.; Под ред. В.М. Симчеры. - М.: Финансы и статистика, 2005.
19. Юдина Т.Н. Социология миграции. М., 2006