ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ДАНИИЛА ХАРМСА
В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ КОМИЧЕСКОГО 8
1.1. Осмысление понятия «комическое». История вопроса 8
1.2. Языковые и речевые средства создания комического 12
1.3 Творчество Д.Хармса и его место в детской литературе 18
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ СТУКТУРА КОМИЧЕСКОГО
В СТИХОТВОРЕНИЯХ ДАНИИЛА ХАРМСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 25
2.0. Социально-литературный контекст «детских» стихотворений 25
2.1 Фольклорные жанры как база комического 26
2.1. Диалог как речевой жанр комического 29
2.2. Комическая ситуация: языковая структура и участники 30
2.3. Языковые средства комического 36
2.4. Иллюстрация как средство комического 47
ГЛАВА 3. ЯЗЫКОВАЯ СТУКТУРА КОМИЧЕСКОГО
В РАССКАЗАХ ДАНИИЛА ХАРМСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 49
3.0. Социально-литературный контекст «детских» рассказов 49
3.1. Диалог как речевой жанр комического 50
3.2. Комическая ситуация: языковая структура и участники 51
3.3. Языковые средства комического 57
3.4. Иллюстрация как средство комического 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Приложение 1. Программа элективного курса по развитию речи
«Словесное творчество» 75
Приложение 2. План-конспект урока на тему «Сочиняем каламбур»
(к программе элективного курса по развитию речи «Словесное творчество») 87
Приложение 3. Рассказ «Загадочный случай» и иллюстрация к нему 94
Приложение 4. Имена собственные в произведениях
Даниила Хармса (на материале сборника «Летят по небу шарики») 95
Приложение 5. Диаграммы 99
Комическое - один из традиционных предметов лингвистических и шире - филологических исследований, в которых анализируются разнообразные формы и тенденции развития «смешного» в текстах. Каждый автор по-своему использует определенные приемы и способы выражения комического, добиваясь уникальности и неповторимости своего стиля и языка. Одним из таких авторов является Даниил Хармс (1905 - 1941гг.), русский советский писатель и поэт.
В истории русской, да и всей мировой литературы найдется немного литературных судеб, подобных судьбе Даниила Хармса. Феномен писателя, зарабатывающего на жизнь талантливыми произведениями, день за днем создающего - безо всякой надежды на опубликование - блестящие стихи, прозу, драмы, принадлежащие большой литературе, был определен реалиями эпохи строительства социализма в нашей стране в 20-40-х годах ХХ века [5, с.174].
Возвращенный в «большую» литературу и, как следствие, в ее историю, Даниил Иванович Хармс сегодня привлекает к себе все больше внимания, а в научных журналах и сборниках появляются статьи, посвященные изучению поэтики произведений эпатажного писателя.
Произведения его необычны. Они выделяются яркостью и особым озорством на фоне литературы начала ХХ века. Для того чтобы сделать свою речь яркой и одновременно парадоксальной, писатель виртуозно использует целый набор различных средств. Это определило начальный интерес к теме: в центре внимания автора данной выпускной квалификационной работы находится языковая структура комического и особенности
функционирования средств комического в «детском» творчестве Д.Хармса.
Еще В.Г. Белинский в статье «Русская литература в 1841 г.» указывал, что «постижение комического - вершина эстетического образования» [6, с.105]. Проблема изучения речевых средств создания комического, а также их функционирования в художественных произведениях в последнее время становится объектом пристального научного интереса не только литературоведов, но и лингвистов и методистов. Таким образом, данная исследовательская работа представляется весьма актуальной.
Объектом исследования является детское поэтическое и прозаическое творчество Д. Хармса, а его предметом - языковые формы и средства комического в стихотворениях и рассказах писателя.
Цель исследования - реконструировать структуру языковых средств комического и выявить особенности их функционирования в стихотворениях и рассказах Даниила Хармса для детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- проанализировать литературоведческую и лингвистическую литературу по проблеме с целью формирования теоретической базы исследования;
- выявить языковые и речевые средства выражения комического в стихотворениях Д. Хармса для детей;
- выявить языковые и речевые средства выражения комического в рассказах Д. Хармса для детей;
- создать типологию средств комического, ориентируясь на жанровый, содержательный, формально-языковой и экстралингвистический аспекты текста;
- определить особенности функционирования средств комического в «детских» текстах Д. Хармса;
- разработать программу элективного курса по развитию речи «Словесное творчество» (см. Приложение 1);
- разработать урок по изучению одного из средств комического в рамках элективного курса «Словесное творчество» (см. Приложение 2).
Работа осуществлялась поэтапно с применением следующих методов:
1) описательный;
2) аналитический (анализ научных источников, а также особенностей функционирования средств комического в «детских» текстах Даниила Хармса);
1) сравнительный (сравнение особенностей функционирования средств создания комического в стихотворениях и рассказах Даниила Хармса для детей);
2) интерпретационный;
3) метод семантического анализа текстов (в рамках реконструкции комической ситуации)
...
Комическое всегда было одним из традиционных предметов лингвистических и шире - филологических исследований, в которых анализируются разнообразные формы и тенденции развития «смешного» в текстах. Даниил Хармс по-своему использовал определенные приемы и способы выражения комического, благодаря чему его поэзия и проза до сих пор характеризуются критиками и исследователями как уникальные текстовые феномены.
Идеи и положения теории комического, разрабатываемые в филологии, в частности в лингвистике, начиная со времен античности, помогли нам выявить структуру средств комического в текстах писателя.
Оказалось, что эта структура включает четыре основных блока:
1. речевой блок, в границах которого существенным рабочим элементом оказывается жанровая составляющая (диалог, малые фольклорные жанры и сказка);
2. семантический блок, где на первый план выходит языковая ситуация и состав ее участников (ситуации действия и движения, в том числе игра; дети и животные как действующие субъекты; взрослые - то активные участники ситуации, то объекты воздействия неких сил и обстоятельств);
3. формально-языковой блок, поскольку для создания комического эффекта Хармс работает с формами разных языковых уровней - фонетическими, лексическими, морфологическими и синтаксическими;
4. наконец, экстралингвистический блок, когда в качестве элемента, помогающего усилить смеховое начало, наглядно передать комизм ситуации, писатель-художник использует иллюстрацию.
Эта структура, в свою очередь, помогла выявить типологию собственно языковых средств комического и одновременно их специфику, что ясно прослеживается при анализе поэтических и прозаических произведений Хармса.
Так, уже отмеченная стилизация под фольклорные жанры заставляет говорить о синкретизме творчества писателя, а излюбленная им форма диалога соотносится с абсурдными, нелепыми преувеличениями, оксюмороном и комическим контрастом.
Действующими участниками этих диалогов и многих других ситуаций чаще всего являются сами дети и животные, наделенные особым воображением и постоянно меняющие координаты своего местоположения в фантазийном пространстве.
В ходе исследования было обнаружено частотное использование автором комических средств на фонетическом уровне, что можно объяснить интересом к ним юного читателя, постигающего фонетическую систему языка с помощью повторов и звукоподражаний.
На лексическом уровне довольно продуктивными комическими средствами являются лексические повторы, «говорящие» имена, фразеологизмы и алогизмы.
На словообразовательном уровне можно выделить такое языковое средство, как образование слов по моделям детских неологизмов, а на морфологическом - множественное использование глаголов действия, движения и речи.
Синтаксис текстов лишний раз подтверждает особое место повтора и его частных разновидностей в профессиональном языковом инструментарии Хармса, в частности, параллелизма, перечисления, градации, полисиндетона, анафоры, эпифоры и анадиплозиса.
Итак, мы приходим к итоговому выводу о ярком и разнообразном использовании писателем средств и способов создания комического, имеющих различную языковую, речевую и содержательную природу. Более того - его мастерство выходит за рамки собственно языковые, вовлекая читателя в пространство рисунка и иллюстрации.
Хармс, вероятно, знал секрет искусства. Такого, от которого, говоря словами самого Даниила Ивановича, «все поют, летят и скачут», а, по оценке А. Александрова, читателя настигает «веселая волна эмоций. Полет от земли, заклинание, волшебные картины на темы любви или спора рационалиста с мечтателем» .
1. Александров А. Правдивый писатель абсурда. Даниил Хармс. Проза. - Л.-Таллинн: Лира, 1990. - С. 5-19.
2. Александров А. Чудодей (Личность и творчество Даниила Хармса). Хармс Д. Полет в небеса. - Л.-Таллинн: Лира, 1988. - С. 7-48.
3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 472 с.
4. Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - 127 с.
5. Богданов В.В. Предложение и текст в содержательном аспекте. - Филол. фак-т СПбГУ. СПб., 2007. - 280 с.
6. Борев Ю. О комическом. - М.: Искусство, 1957. - 421 с.
7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальных классов. - М.: Академия, 2002. - С. 220-224.
8. Виноградов В. В. О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971. - 105 с.
9. Герасимова А. Как сделан «Врун» Хармса. - М., 1993. - 45 с.
10. Герасимова А. ОБЭРИУ. (Проблема смешного) // Вопросы литературы. - 1988. № 4. - С. 26-35.
11. Геркар Аннил (Герасимова А., Каррик Н.). К вопросу о значении чисел у Хармса. Шесть как естественный предел. - Режим доступа: http://xarms.lipetsk.ru/texts/geras1.html. Загл. с экрана. Яз. рус.
12. Глоцер В. Марина Дурнаво. Мой Муж Даниил Хармс. - Новый мир, 1999. № 10. - С. 8-15.
13. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
14. Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. Ч. 2. - С. 68-83.
15. Детская литература под ред. А.В. Терновского: Учеб. пособие для учащихся школьных отд-ий пед. училищ. - М.: Просвещение, 1977. - 429 с.
... всего 53 источников