Введение 4
Глава 1. Общие сведения о Мировом океане 5
1.1. История изучения Мирового океана 5
1.2. Природа и природные ресурсы Мирового океана 11
1.2.1. Рельеф дна Мирового океана 11
1.2.2. Особенности климата Мирового океана 14
1.2.3. Солёность вод океана 18
1.2.4. Минеральные ресурсы 20
1.2.5. Биологические ресурсы 26
1.3. Экологические проблемы мирового океана 29
1.3.1. Нефть и нефтепродукты 30
1.3.2. Пестициды 37
1.3.3. Радиоактивные отходы 40
1.3.4. Тяжёлые металлы 45
1.3.5. Тепловое загрязнение 48
Глава 2. Изучение экологии мирового океана во внеурочное время на примере деловой игры 52
2.1. Игра - как одна из форм внеурочной работы 52
2.2. Разработка деловой игры «Юный эколог» 60
Заключение 66
Список использованных источников
Огромная масса вод Мирового океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Более половины кислорода поступает в атмосферу из океана, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ее избыток, в Мировом океане ежегодно вылавливается 85 млн. т. рыбы.
Актуальностью данной работы является то, что проблема загрязнения Мирового океана, одна из главных проблем современности. В школьном курсе географии на изучение данной темы уделяется не много времени. Восполнить нехватку времени на изучение данной темы можно во внеурочное время. Как одна из самых интересных форм проведения внеурочных мероприятий — это игровая форма.
Объект исследования: внеурочная работа с обучающимися.
Предмет исследования: игровые формы обучения во внеурочное время на примере деловой игры.
Цель работы — разработка деловой игры на тему «Экология мирового океана».
Задачи:
1. Дать характеристику природе и природным ресурсам мирового океана;
2. Выявить наиболее опасные экологические проблемы в морских акваториях и прибрежных районах;
3. Разработка деловой игры «Юный эколог».
Методы исследования:
- анализ литературных источников;
- картографический;
- статистический.
В океане ресурсами выступают динамические свойства воды и процессы, позволяющие производить энергию, обеспечивать перевозку грузов и пассажиров. Ресурсом является и сам субстрат морской воды, используемый в промышленном производстве, сельском хозяйстве и быту. Из нее получают различные химические элементы и пресную воду. В морской воде содержится 76 элементов таблицы Менделеева. На 11 из них приходится 99,98 % массы всех солей растворенных в океане. Это прежде всего хлор (19 г/л), его больше всего в виде хлоридов, далее натрий (11 г/л), сера в различных соединениях (3 г/л), магний (1,3 г/л), кальций (0,4 г/л), калий (0,4 г/л), соединения углерода, стронция, брома, фтора и бора. Кроме того, в морской воде растворены органические и биогенные вещества, а также газы (кислород, азот, сероводород, аргон и др.). Стоимость всех веществ, содержащихся в 1 км3 воды, превышает 1 млрд. долл. США. Поэтому морскую воду часто называют «рудой будущего».
Наиболее опасные экологические проблемы в морских акваториях - связаны так или иначе с хозяйственной деятельностью человека. К ним можно отнести добычу и транспортировку углеводородов (нефть, газ), сброс сточных вод, смыв с суши пестицидов и прочих ядовитых химических веществ, а также тяжёлых металлов, твёрдые бытовые отходы (пластик). Вопросы экологии мирового океана одни из самых актуальных в международной экологической повестке.
Игра - один из тех видов внеурочной деятельности, которой используется в целях воспитания школьников. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Этот вид деятельности способствует закреплению системы знаний, развитию творческого мышления, совершенствованию навыков принятия коллективных решений.
Деловая игра «Юный эколог» является авторской разработкой и предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся в области экологии и охраны мирового океана через игровую форму обучения
1. Авакян А.Б., Широков В.М. Рациональное использование и охрана водных ресурсов: Учебник. - Екатеринбург: Виктор, 1994.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: «Прогресс», 2007 - 316 с.
3. Белова С.В. Охрана окружающей среды. М.: 1991.
4. Бердникова Е.М. Формы внеклассной работы по истории. - М.-2005. - 20 с
5. Богданов Д.В. Океаны и моря накануне XXI века. - М.: Наука, 1991.
6. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. -М.: Просвещение,1991. - 96 с.
7. Давыдов В.В. Российская Педагогическая Энциклопедия / В.В. Давыдов, Э.Р. Днепров. - М.: БРЭ, 1999. - 780 с.
8. Данильченко Л.И. Чему учит история родного края // Воспитание школьников.- 2001. - №7. - 69 с.
9. Дёмин М.А. Научно-образовательный центр краеведения //
Преподавание истории в школе. - 1998. - № 5. - 96 с.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. И перераб. [Текст] / И.А. Зимняя - М.: Лотос, 2000. - 384 с.
11. Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников // Педагогика. - 1993. - №3. - 45 с.
12. Камаева Г.И. Подросток в клубе: об использовании различных форм театрализованной игры во внеклассной работе с детьми и подростками / Под ред. Камаевой Г.И. и Поздняковой Т.С. - М.: - 1982. - 125 с.
13. Кацюба Д.В. Внеклассная работа по истории краеведение. -М. - 1975. -245 с.
14. Короткова М.В. Методика преподавания игр и дискуссий.- М. - 2003.-12 с.
15. Матюхина М.В. Психология младшего школьника [Текст] / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.Т. Патрина. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.
16. Митрофанова Г.К. Формирование понятия «отечество» у
старшеклассников // Преподавание истории в школе. - 2004. - №4. - 96 с.
17. Ставрова, О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера / М.: Школьная пресса, 2014 г;
18. Степанцова А.В. Роль экологического образования в решении глобальных проблем природопользования / А.В. Степанцова // Актуальные проблемы экологии и природопользования Сибири в глобальном контексте. Томск, 2007 - Ч. 2 - С. 376-379.
19. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования / Т.П. Трушина. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003 - 384 с.
20. Флеенко А.В. Возможности педагогического эксперимента в экологизации школьной географии / А.В. Флеенко // Инновационные практики в деятельности педагога: материалы III Областного Форума инноваторов, 8 окт. 2008г.: метод. Пособие. - Томск, 2008 - с. 170 - 171
21. Флеенко А.В. Значение экологизации в современном образовании / А.В. Флеенко // Экология и безопасность в техносфере: материалы Всерос. науч.- техн. интернет-конф. (окт. - дек. 2008 г.). - Орел, 2009 - С. 194-195.
22. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы: (пособие). - Новосибирск: РПО СО РАН ХН, 1995 - Ч. 3 - 292 с.
23. Экологическое образование школьников/ под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Педагогика, 1983 - 160
24. http://science.viniti.ru
25. http://geo10.ru
26. http://www.zemle.ru.
27. http://www.google.ru
28. http://www.fictionbook.ru
29. http://www.geo-tour.net
30. http://www.rupest.ru