Введение 3
1. Экология территорий строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений 6
1.1. Влияние гидротехнических сооружений на режим водотока: гидравлический, русловой, ледотермический, гидрохимический.6
1.2. Влияние гидротехнических сооружений на климат, состав
атмосферного воздуха, геологические условия 25
1.3. Влияние гидротехнических сооружений на биотические факторы природной среды: гидробиологический режим, животный мир,
растительность 34
2. Физико-географическая характеристика территории Богучанской ГЭС
2.1. Геологическое строение и рельеф 43
2.2. Климат, почвы и гидрология 45
2.3. Растительный и животный мир 55
3. Изучение экологических проблем, связанных со строительством и
эксплуатацией Богучанской ГЭС для создания виртуальной экскурсии 63
3.1. Влияние строительства Богучанской ГЭС на природные
компоненты 63
3.2. Разработка виртуальной экскурсии «Изучение экологических проблем, связанных со строительством гидротехнических
сооружений на примере Богучанской ГЭС» 70
Заключение 78
Список использованной литературы 79
В современном мире постоянно происходит расширение масштабов производства, в том числе и энергии. Всё более и более глубокие изменения вносит в окружающий мир деятельность человека. Поэтому с каждым днём проблема охраны окружающей среды становится актуальнее.
«Экология» в переводе с греческого языка - наука о доме. Сегодня под словом «дом» следует понимать всю планету, которая нуждается в неустанной заботе человека. Взвешенному отношению человека к природе способствует экологическое обучение и воспитание.
Образование помогало человеку до недавнего времени приспосабливать окружающую среду для своего удобного существования. В настоящее время цель поменялась и предполагает обучение заботе об этой среде. Детей нужно учить тому, что у природы можно не только брать, но и тому, что ей необходимо и отдавать. Задачи системы образования - воспитание бережного, внимательного отношения к природе; расширение знаний, необходимых для её улучшения и охраны.
Экологическое образование - процесс наследования человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и развития. Оно становится общенациональной задачей, прямо отвечающей целям обновления общества в условиях перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно¬ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколения людей [27].
В средней школе учащимся закладываются нравственные и этические принципы, которыми они будут руководствоваться по жизни. Школа создаёт ребятам условия формирования жизненных идеалов и принципов, выводящих их на путь сотрудничества с природой и сохранения её целостности. Ранее введение школьников в сферу экологических проблем, способствует более эффектному воспитанию у них ответственного отношения к природе.
В основу школьного экологического образования необходимо заложить знание природного своеобразия своего региона, умение прогнозировать сферы развития региона, а также изучать конкретные дела по улучшению окружающей среды и привлекать учащихся к поиску решений по устранению негативных явлений. Все эти мероприятия важно показывать на примере конкретного предприятия региона (района, города и т.д.), которое служит источником загрязнения воздуха, воды и почвы.
Основные экологические проблемы бассейна реки Ангары связаны с масштабным преобразованием речной сети Богучанской ГЭС (четвёртой в каскаде) и продолжающимся загрязнением водных ресурсов, распространением экзогенных геологических процессов, нанесением урона животному миру.
Цель: выявить экологические проблемы, связанные с возведением и эксплуатацией гидротехнических сооружений Богучанской ГЭС для создания виртуальной экскурсии.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- изучить экологические проблемы, связанные со строительством и эксплуатацией ГЭС;
- дать физико-географическую характеристику территории Богучанской ГЭС;
- рассмотреть экологические проблемы, связанные с возведением и эксплуатацией БоГЭС;
- разработать виртуальную экскурсию «Экологические проблемы территории строительства и эксплуатации Богучанской ГЭС».
Объект: экологические проблемы, связанные со строительством и эксплуатацией Богучанской ГЭС.
Предмет: разработка виртуальной экскурсии «Экологические проблемы территории строительства и эксплуатации Богучанской ГЭС».
Для написания дипломной работы были использованы следующие методы:
1) исторический;
2) географический прогноз;
3) статистический;
4) сравнительный.
Практическая значимость работы: материал данной работы может использоваться в школьном курсе географии в 9 классе при изучении темы «Электроэнергетика», а также во внеурочной деятельности при проведении мероприятий в рамках «Недели географии».
В ходе написания дипломной работы для достижения поставленной цели были :
1) изучены экологические проблемы, связанные со строительством и эксплуатацией ГЭС, к которым относятся: изменение гидравлического, руслового, ледотермического, гидрохимического водотока, климата, состава атмосферного воздуха, геологических условий, биотических факторов природной среды: гидробиологического режима, растительности, животного мира;
2) дана физико-географическая характеристика территории Богучанской ГЭС, в которой выявлены рельеф и геологическое строение, климат, почвы, гидрология, растительный и животный мир изучаемого региона;
3) рассмотрены экологические проблемы, связанные с возведением и эксплуатацией Богучанской ГЭС;
4) по проработанным материалам составлена виртуальная экскурсия «Экологические проблемы территории строительства и эксплуатации Богучанской ГЭС» для программы общеобразовательной школы, которая может быть использована в школьном курсе географии в 9 классе при изучении темы «Электроэнергетика». А также во внеклассной работе в рамках «Недели географии» для более углубленного изучения влияния на экологию Богучанского района последствий строительства и эксплуатации БоГЭС.