Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения экологической тропы как средства обучения 5
1.1 Общая характеристика экологических троп 5
1.2 Методика создания и разработки экологических троп 21
1.3 Применение экологических троп в школьном курсе географии 34
Глава 2. Применение экологической тропы как средства формирования метапредметных универсальных учебных действий 40
2.1 Метапредметные универсальные учебные действия 40
2.2. Возможности применения экологической тропы как средства формирования метапредметных универсальных учебных действий 45
Заключение 56
Библиографический список 57
Приложения 61
Экологическая тропа создается как с целью осмотра достопримечательностей особо охраняемых территорий, так и с целью просвещения. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд. Возможность изучения взаимосвязи нескольких школьных дисциплин на примере экологической тропы повышает актуальность применения ее в условиях нового образовательного стандарта второго поколения.
Метапредметные универсальные учебные действия делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные. Метапредметные универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Проведение экскурсий по экологическим тропам у учеников в рамках урока географии способствует освоению метапредметных УУД в экскурсионной и игровой форме, что способствует повышению общего уровня обучаемости и самостоятельности школьников.
Объект: Учебная экологическая тропа
Предмет: Учебная экологическая тропа как средство формирования метапредметных УУД (универсальных учебных действий)
Цель: Проверить возможность формирования метапредметных УУД у обучающихся 7 класса с помощью использования экологической тропы как средства обучения
Задачи:
1. Изучить понятие экологической тропы и методику их организации
2. Выявить особенности применения экологической тропы как средства обучения в школе
3. Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных УУД при изучении экологических троп
Методы исследования:
• Теоретические: Анализ учебной и научной литературы, изучение педагогического опыта);
• Эмпирические: Метод разработки и проектирования; (Разработка эскизов, рисование и дизайн в CorelDRAW)
• Статистический метод (тестирование, обработка полученных результатов)
Была проведена следующая работа:
1. Знакомство с теорией создания экологических троп и их применения в школьном курсе географии
2. Разработан и оформлен маршрут экологической тропы на территории природного парка «Ергаки»
3. Разработаны конспекты уроков по изучаемой тем
4. Смонтирован и показан видеофильм про ООПТ Красноярского края и видеоэкскурсия по разработанной экологической тропе «Долина облаков»
5. Разработана настольная игра «Заповедная страна» для обучающихся 7 класса (дизайн, механика, карточки, вопросы, игровое поле, правила игры, методика оценивания)
6. Разработаны средства оценивания и проверены результаты выполнения заданий для проверки сформированности метапредметных УУД
В результате анализа литературы автор пришёл к выводу, что экологическая тропа как средство обучения в школе используется редко и только в том случае, если она есть на территории пришкольного участка. Изучение экологической тропы на живом примере на территории ООПТ невозможно из-за невозможности выводить обучающихся на территории ООПТ, с целью проведения экскурсии по экологической тропе и ее изучения.
Организация виртуальной экскурсии является хорошим аналогом живой, т.к. ученики так же могут познакомиться с флорой и фауной территории, на которой находится экологическая тропа. Настольная игра по изучаемой экологической тропе, отлично подходит как средство формирования метапредметных УУД. Учащиеся получают большую долю познавательных и коммуникативных и регулятивных качеств.
1. Аксенова Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий //Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф., г. Чита. - 2011. - С. 94-100.
2. В стране причудливых скал. Заповедник «Столбы» / под руководством Поповой А.И. - Красноярск - 1996 - 80с
3. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 класс. 10-е изд., стер. - М.: 2002 - 176 с.
4. Дремина А. В. Разработка экологической тропы // Инновационная наука. - 2017. - №. 1-2.
5. Ергаки. [Электронный ресурс]: http://ergaki.com
6. Заповедник столбы. [Электронный ресурс]: http://zapovednik- stolby.ru
7. Захарова А. Г., Г аврильева А. П. Экологическая тропа «Тиинчээн» как средство активизации познавательной деятельности учащихся //Наука и образование сегодня. - 2016. - №. 10. - С. 71-73.
8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т., 1984. Экологическое
образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение. - 158 с.
9. Иглс П., МакКул С. и др. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. Руководство по планированию и управлению. М. - Смоленск: Маджента. - 2006. - 188 с.
10. Калихман А.Д., Калихман Т.П., Хидекель В.В. Тропы природных территорий у Байкала. Иркутск: Изд-во «Оттиск». - 2005. - 114 с.
11. Камалдинова Э. Ш., Сагитов Р. В. Учебная тропа в современном вузе //Знание. Понимание. Умение. - 2005. - №. 3.
12. Кириллов М.В. Природа Красноярского края и ее охрана. - Красноярск, 1983. - 168 с.
13. Козловцева О. С. Роль экологической тропы в расширении кругозора обучающихся //The edition is included into Russian Science Citation Index. - 2017. - С. 54.
14. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. 16-е изд., стер. - М.: 2009. - 319 с.
15. Ломакин И. А., Попова Е. И. Экотропа как средство формирования экологической культуры и рационального природопользования //Успехи современного естествознания. - 2016. - №. 11. - С. 146-150...37