Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №167174

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи эмпатии
и межличностных отношений детей младшего школьного возраста 8
1.1 Межличностные отношения как предмет психологического
анализа
1.2 Понятие «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии ... 15
1.3 Эмпатия как механизм развития межличностного взаимодействия
в младшем школьном возрасте 19
Выводы по первой главе 24
Глава II Эмпирическое исследование взаимосвязи эмпатии и межличностных отношений детей младшего школьного возраста 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования и их обсуждение 29
2.3 Методические рекомендации для развития межличностного
эмпатического взаимодействия младших школьников 45
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 58

Актуальность. Деятельностный характер нового Федерального стандарта начального общего образования предполагает в качестве результата обучения сформированность ряда личностных и коммуникативных качеств личности ребенка. Это, в свою очередь, делает актуальным использование личностно - ориентированной модели образования, которая обязательно учитывает социально - перцептивные особенности обучающегося, в частности, его эмпатийные характеристики.
Младший школьный возраст является важным этапом в развитии личности ребенка. Нравственные чувства данного возраста развиваются внутри учебной деятельности. Те чувства, которые появились у дошкольников, в младшем школьном возрасте продолжают совершенствоваться в повседневных взаимоотношениях с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил. Формирование навыков общения, взаимодействия со сверстниками, положение ученика в группе - это главная задача в воспитании и обучении младшего школьника.
Сопереживание успешного ребенка неуспешному ребенку создает особую атмосферу солидарности. Все участники этой ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее. Такова картина развития способности к сопереживанию у детей в ситуациях обыденной жизни. В школе ребенок находится в новых психологических условиях существования. Во-первых, это исключительно реальные отношения, которые строятся по поводу учебной деятельности. Во-вторых, эти отношения учебной деятельности вольно или невольно ставят ребенка в ситуацию, когда он вынужден сравнивать себя с другими - с их успехами в учебной деятельности, с их прилежанием и поведением. Он попадает в отношения соревнования. В-третьих, учебная деятельность по своему психологическому содержанию нацеливает ребенка учиться - учить себя, т.е. смысл учебной деятельности в развитии своих умений, способностей, качеств. В связи с этим способность к сопереживанию получает свое дальнейшее развитие в новых условиях.
Сфере межличностного общения в младшем школьном возврате за последние годы было посвящено много исследований. В отечественной и зарубежной психологии данной проблемой занимались такие авторы как: Л.И. Божович, Р.С.Буре, И.В Дубровина, Я.Л. Коломенский, В.Г.Нечаева, Л.Ф.Обухова, Р. Пфютце, Д.Б. Эльконин и др...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив и проанализировав различные теоретические подходы в научной литературе по теме исследования «Взаимосвязь эипатии и межличностных отношений детей младшего школьного возраста, мы выяснили следующее:
1. В качестве основного механизма развития межличностных отношений чаше всего рассматривается механизм эмпатии, развитие отношений — это еще одна важная функция эмпатии. Младший школьный возраст является важнейшим периодом детского развития, имеющим самостоятельное значение. Как отмечают ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться нравственные сферы личности, в том числе и эмпатия. В младшем школьном возрасте социальные отношения все больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной.
2. Для выявления взаимосвязи эмпатии и межличностных у младших школьников нами был определен диагностический инструментарий: методика «диагностика уровня эмпатических способностей» В.В.Бойко, методика «диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» разработанная И.М.Юсуповым, модифицированный вариант «опросника межличностных отношений В. Шутца, методика «диагностика межличностных отношений» Т.Лири.
3. В ходе экспериментального исследования, выявив уровни эмпатии, типы межличностных отношений в группе детей, мы применили метод математической и статистической обработки результатов (коэффициент корреляции Спирмена), он позволил нам выявить взаимосвязь эмпатии и межличностных отношений детей младшего школьного возраста:
Младшие школьники эмпатийны по отношению к своим родителям, при общении с одноклассниками доброжелательны, способны сопереживать и сочувствовать им, готовы придти на помощь в трудную минуту. Дети склоны быть лидерами среди других детей, также имеют потребность быть принятыми со стороны своих сверстников. В обществе с незнакомыми людьми чувствуют себя комфортно, склоны первыми проявлять интерес к другим детям. В сложных конфликтных ситуациях всегда адекватно принимают критику в свой адрес.
4. Полученные результаты позволили нам разработать методические рекомендации по оптимизации межличностного эмпатического взаимодействия для детей младшего школьного возраста.
Таким образом, полученные в итоге констатирующего эксперимента данные показывают, что существует взаимосвязь между эмпатией и межличностными отношениями детей младшего школьного возраста. Следовательно, заявленная нами гипотеза подтвердилась, задачи исследования полностью выполнены, цель исследования достигнута.



1. Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. - М: Содействие, 2006. - 108 с.
2. Басова А.Г Понятие эмпатии и межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии//Молодой ученый-2012,-№8, С.254¬256.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 296 с.
4. Борисова С.С., Борисова Т.М. Воспитание эмпатической культуры учащихся в образовательной средней школе. В сборнике: Международный научно-образовательный Форум "Education, forward!" "Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации" Материалы форума. Москва, 2015. С. 75-77.
5. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. - Академия, 2006. - 544 с.
6. Буданцова А.А. Эмпатическая культура личности школьника: сущность, структура, пути формирования. Сибирский педагогический журнал. 2012. № 13. С. 110-122.
7. Буданцова А.А. Духовно-нравственный потенциал религии в формировании эмпатической культуры современных школьников. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 7. С. 25-35.
8. Веденеева, Галина Ивановна. Способность к децентрации как компонент духовно-нравственной культуры школьников [Текст] / Г. И. Веденеева // Наука и школа. - 2012. - № 5. - С. 141-144.
9. Волков, Б.С., Волкова Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2007. - 343 с.
10. Выготская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская ; НИИ психологии. - Киев, 1991. - 20 с
11. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2011. - №5. - С. 107-114.
12. Гаврилова, Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т. П. Гаврилова; НИИ общей и педагогической психологии. - М., 2011. - 23 с.
13. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т. П Гаврилова // Вопросы психологии. - 2011.
14. Гиппенрейтер, Ю. Б, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова Феномен конгруэнтной эмпатии /: сборник статей / сост. А. Б. Орлов. - М.: Вопросы психологии, 2004. - С. 37-45.
15. Гобачёва Н.Б Эмпатия в межличностных отношениях младших школьников/Тольяттинский государственный университет, 2015. С.247-251...66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ