ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ 5
1.1. Психология и современный спорт, особенности психологии 6
поведения спортсмена
1.2. Волевые качества спортсмена 15
1.3. Психологическая характеристика отношения к развитию 17
физических качеств
1.4. Отношение к победам 20
1.5. Отношение к поражениям 24
1.6. Педагогические и психологические основы тренерской 27
деятельности
1.7. Стрессовые ситуации в жизни и в спорте у спортсменов 30
1.8. Общения убеждением партнеров (спортсменов) 34
Заключение по первой главе 36
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования 40
2.2 Методы исследования 40
Глава 3. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Психологическое поведение спортсмена на тренировках и 42
соревнованиях (на основе анкетирование)
3.2 Выявление психологической подготовки в вольной борьбе 52
(наблюдение)
3.3. Совершенствование положительного психологического 60 настроя в женской борьбе во время тренировки (педагогический эксперимент)
Заключение по третьей главе 64
ВЫВОДЫ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Актуальность. Психология спорта считается довольно молодой отраслью психологической науки, однако, психология является одним из важнейших составляющих в любой деятельности человека. При спортивной тренировке важно достижение результата в избранном виде спорта. Для достижения спортивного результата необходимо приложить значительные усилия в проявлении настойчивости, терпения, и необходимую волю к победе. Эти качества характера зависят от психологии человека.
Любому человеку для достижения успехов нужно обладать психологией победителя и иметь характер бойца. Без этого не достичь успеха. В спорте эти качества особенно важны. Психология спорта, важна для всех занимающихся спортом и для тех, кто воспринимает саму жизнь, как постоянное соперничество, как борьбу, в которой важно добиться успеха, победить.
Возникшее противоречие между пониманием психологической подготовки или как процесса, или как деятельности требует исследования ее как реальной действительности, часто существующей самостоятельно, без участия выделения как объекта воздействия тренера, ни психолога и даже спортсмена [71].
Учитывая важность всего, что сказано выше, мы избрали тему выпускной квалификационной работы «Совершенствование волевых качеств девушек в вольной борьбе».
Объект исследования. Процесс психологической подготовки борцов- девушек в вольной борьбе.
Предмет исследования. Методы тренировки волевых качеств, применяемые в тренировочном и соревновательном процессе у девушек в вольной борьбе.
Цель исследования. Совершенствование психологической подготовки спортсменов-девушек в вольной борьбе к соревнованием.
Гипотеза исследования: предполагалось, что если:
а) выявить на основе анализа литературных источников по проблеме психологической подготовки спортсменов методы психологического воздействия;
б) провести опрос специалистов на предмет их отношения к психологической подготовке спортсменов;
в) изучить (провести наблюдения) по реализации психологической подготовки тренерами в тренировках;
г) подобрать и экспериментально проверить эффективность методов совершенствования волевых качеств, спортсменок.
Результативность выступления девушек по спортивной борьбе в соревнованиях возрастет...
Завершая главу 3, необходимо отметить, что анкетирование
респондентов позволило выявить - устойчивость двигательных навыков одно из необходимых условий успешной соревновательной деятельности. Сохранение этой устойчивости могут помещать различные сбивающие факторы, возникающие в процессе соревнований: излишнее психическое возбуждение, активное противодействие соперников, действие судей и др. Мандраж (особое нервное состояние, реакция на стресс или усталость, проявляется в виде дрожи в руках, головокружения, нервозностью, заторможенностью реакций организм) нужно побороть и быть уверенным в своих действиях.
Наблюдения в соревновательной обстановке выявили, что в порыве эмоций в 22% некоторые тренеры ведут себя некорректно. Внушительные рекомендации тренера преобладают и помогают спортсменам выиграть встречи или выполнить те действие, когда тренер выкрикивает в конкретный момент. Спортсмены, которые слушали тренера, меньше допускали технических ошибок и выполняли больше правильных движений и приемов.
В процессе исследования при опросе спортсменов выявили, что не все тренеры доверительно общаются с учениками, но если это происходит, то результат получается в соревновательной деятельности положительный.
Выявлено в педагогическом эксперименте, что спортсменки экспериментальной группы достоверно лучше участвовали в соревнованиях, чем спортсменки контрольной группы. Результаты контрольных испытаний после педагогического эксперимента достоверно возросли в экспериментальной группе во всех испытаний: тренировочные схватки (р < 0,0 5 ) , волевые качества спортсменок (р < 0,0 5 ) . В контрольной группе результаты все контрольных испытаний не достоверны.
1. Собкин В.С., Абромисова З.Б., Адамчук Д.В., Баралога Е.В. Журнал научный Российская Академия образования трудовой коллектив редакции. Возрастные особенности отклонения подростков к спорту. Возрастная психологическая психология.
2. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учебное пособие. - 3-е изд. - Ростов на Дону: Феникс, 2004. - 384 с.
3. Алексеев А.В. Себя преодолеть! - М.: «Физкультура и спорт», 1985. - 192 с.
4. Барчуков И.С. Физическая культура: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 7-ое изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2013. - 528 с.
5. Иващенко Ф.И. Задачи по общей психологии. - Минск 1979.
6. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - 2-е изд., доп. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 272 с.
7. Сластелин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
8. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.М. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
9. Кузнецова В.А. Динамика психических состояний спортсменов велосипедистов перед соревнованиями Ученые записки университета Лесгафта 2012. 73-78 с.
10. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: «Физкультура и спорт», 1986. - 208 с.
11. Ильин Е.П. Мастера психологии. Психология спорта. - Санкт - Петербург, 2009. - 590с.
12. Багадирова С.К. Психологические особенности деятельности тренеров. 2014.
13. Практикум по спортивной психологии под ред. И.П. Волкова-спс: ил- серия и практикум психологии. Питер 2001. - 288 с.
14. Психологический анализ в большом футболе: литрес 2008.
15. Завьялов А.И. Миндиашвили Д.Г.Учебник тренера по борьбе. - Красноярск: издательство КГПУ, 1945...94