Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая ситуация "Мать и ребенок" в текстах СМИ и практике преподавания русского языка

Работа №167161

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Языковая картина мира как образ вненеязыковой действительости 7
1.1. Теория языковой картины мира и её проблематика 7
1.2. Семантический синтаксис как методика описания 13
и принцип языкового анализа 13
Глава 2. Языковая ситуация «Мать и ребёнок» и ее семантическая структура 21
2.1. Типология языковых ситуаций 21
2.1.1. Физическая сфера 22
2.1.2. Социальная сфера 26
2.1.3. Ситуативные комплексы 35
2.2. Участники и актанты 40
2.3. Оценочность как субъективный контекст 43
Глава 3. Методическое использование фрагментов с тематикой "материнство и детство" для обучения русскому языку 51
3.1. Методические комментарии к упражнениям 51
3.2. Упражнения 53
Заключение 60
Список литературы 63

Предпринятое исследование вписывается в контекст теории языковой картины мира (далее - ЯКМ) - одного из наиболее активно разрабатываемых направлений современного отечественного языкознания.
Проблематика, связанная с определением, содержанием, структурой языковой картины мира, а также способами ее научной реконструкции, по сей день остается дискуссионной, многие вопросы не решены однозначно. Исследователи предлагают не только различные интерпретации «картины мира», но всевозможные классификации этих «миров». В данной выпускной квалификационной работе представлены 3 понятия, которые и приводятся ниже:
1) языковая картина мира - «совокупность представлений о мире, заключенных в значении разных единиц данного языка (полнозначных лексических единиц, "дискурсивных слов", устойчивых сочетаний, синтаксических конструкций и др.), которые складываются в некую единую систему взглядов»;
2) языковая картина мира «есть воспроизведение в языке при помощи средств языка предметов и явлений окружающей действительности ... Отражая мир в его бесконечном разнообразии и целостности, языковая картина мира указывает на составляющие картины, их состояние, положение, то есть связи по отношению друг к другу» [Алефиренко 2006: с.6];
3) языковая картина мира - это «зафиксированная в языке и специфическая для данного языкового коллектива схема воспроизведения действительности». На наш взгляд, именно это последнее определение является наиболее оптимальным в контексте данного исследования, а потому автор принимает его в качестве основного в границах данной выпускной квалификационной работы (далее - ВКР), обратив особое внимание на то, что ЯКМ реконструируется через ее отдельные составляющие.
В выпускной квалификационной работе представлен вариант реконструкции одной из таких составляющих - языковой ситуации «Мать и ребенок», которая осуществлена на базе текстов современных средств массовой информации (далее - СМИ, или масс-медиа).
Языковая картина мира в последние годы становится объектом пристального внимания не только лингвистов, но и более широкого круга ученых-гуманитариев (психологов, социологов, культурологов,
коммуникативистов): она отражает представления народа об устройстве мира, а значит, обусловливает национальный психотип, групповое и индивидуальное поведение, культурные стереотипы, способы коммуникации и т.д. Естественно поэтому, что актуальность ее научного изучения растет год от года.
Кроме того, автор ВКР видит актуальность предпринятого исследования и в его экстралингвистическом, точнее - социальном, аспекте: главные участники особой ситуации «Мать и ребенок» - ценностные
субъекты социума. Большое внимание в современной России уделяется укреплению семьи, ее поддержке на всех уровнях и в разных проектах; имеются в виду программы «Молодая семья», «Материнский капитал» и мн. др. Тем более важно понимать, каким образом отражается соответствующий фрагмент действительности в языке, как представлены мать и ребенок в текстах российских СМИ и какие акценты сделаны в их отношении в языковой картине мира.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основные результаты исследования сводятся к следующему.
1. На основе базы данных Национального корпуса русского языка выявлено, что языковая ситуация "Мать и ребенок" представлена в СМИ в серии ситуативных типов, расположенных в физической либо социальной сферах языковой картины мира.
В целом, ситуации, в границах которых описывается физическое существование матери и ребенка, образуют причинно-следственную цепочку, а именно: "Рождение" ^ "Болезнь" ^ "Гибель" / либо "Спасение".
На семантическом уровне для каждого из этих четырех ситуаций- этапов выделены пропозиции, позволяющие зафиксировать их особый содержательный тип (ср.: рожать ^ болеть ^ умереть / либо спасать}; пропозиции, конкретизирующие каждое языковое описание (ср.: родиться здоровым ^ страдать аллергией ^ сбить / либо вынести на руках}.
Ситуации социальной сферы, описывающие жизнь матери и ребенка, также выстраиваются в причинно-следственную цепочку:
"Существование" ^ "Ущерб" (ребенку или матери) ^ "Помощь".
Второй социальной ситуативной цепочкой оказывается цепочка с общей семантикой "отторжения" (ребенка от матери, как вариант - отца от них обоих). Этот аспект нарушения целостного, единого существования матери и ребенка, а также семьи в целом, видимо, настолько важен для языкового сознания, что на уровне семантики он реализуется в 4-х типичных ситуациях:
"Изъятие" (ребенка) / либо "Расставание" (членов семьи) ^
"Поиск" ^ "Воссоединение".
Кроме того, в ходе анализа обнаружено, что во многих фрагментах одновременно описаны несколько ситуативных типов. Это явление названо
ситуативными комплексами.
Число ситуативных комплексов практически не ограничено. При этом имеющийся материал дает возможность выделить несколько характерных:
"ущерб ^ помощь", "изъятие ^ помощь", "помощь ^ воссоединение".
Таким образом, ситуация (и пропозиция) помощи матери и ребенку в проблемной ситуации оказывается в современных российских СМИ выделенной и тиражируемой.
2. Главные субъекты исследованной языковой ситуации - мать и ребенок. Они представлены во всех выделенных фрагментах одноименными лексемами, а также лексемами, называющими их имена либо уточняющими характеристики этих участников по полу, возрасту, месту проживания, социальному статусу, родственной характеристике, состоянию.
Состав актантных ролей, в которых могут выступать эти участники, довольно разнообразен: бенефициенс (N3; N4), пациенс (N4), посессор (N2), субъект существования (N1; N2), субъект действия (N1), субъект состояния (Ni), объект (N2; N4).
Выявлено, что помимо двух главных субъектов - матери и ребенка, - в ситуацию включены еще факультативные типы языковых участников: "родственник", "помощник", "герой-спаситель".
...


1. Алефиренко, Н.Ф. Лингво-когнитивное моделирование картины мира // Картина мира: язык, литература, культура: сб. науч. ст. / РИО БПГУ им. В.М. Шукшина. Вып. 2. - Бийск, 2006. - 283 с.
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова.
- 2-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 571 с.
3. Апресян, Ю. Д. Избранные труды, том 1. Лексическая семантика: 2-е изд., испр. и доп. / Ю. Д. Апресян. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.
- 472 с.
4. Апресян, Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. - 1995. - № 1. - 767 с.
5. Апресян, Ю. Д. Языковая картина мира и системная лексикография / Ю. Д. Апресян. - М., 2006. - 912 с.
6. Арутюнова, Н.Д. Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста / Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1990. - 280 с.
7. Арутюнова, Н.Д. Синтаксис / Н. Д. Арутюнова // Общее языкознание: Внутренняя структура языка. - М., 1972. - 382 с.
8. Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1976. - 383 с.
9. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
10. Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли.
- М.: Едиториал УРСС, 2001. - 392 с.
11. Вежбицка, А. Новое в зарубежной лингвистике / А. Вежбицка // Лингвистика текста. - М.: Прогресс, 1978. - 479 с.
12. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. - М.: Прогресс, 1974. - 448 с.
13. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. 400с.
14. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2006.
15. Зализняк, А.А., Левонтина, И.Б., Шмелев, А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. / Анна А. Зализняк, И.Б. Левонтина, А.Д. Шмелев - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 540 с.
... всего 33 истчоников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ