Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей группы раннего развития

Работа №167159

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Психологические особенности детей группы раннего развития 9
1.2. Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения
родителей детей раннего возраста 16
ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 26
2.1. Организация психолого-педагогического сопровождения родителей . 26
2.2. Описание программы по психолого-педагогическому сопровождению
родителей 38
2.3. Анализ результативности психолого-педагогического сопровождения
родителей 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета для родителей 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методика «Оценка психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет» (С.Н. Костроминой и А.А. Реан) 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методика «Диагностика развития общения с взрослыми, ситуативно-делового общения, параметров предметной деятельности» (О.Е.
Смирновой) 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методика «Диагностика интеллекта ребенка раннего возраста» (Е.А. Стреблевой) 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Опросниск родительского отношения (В.В. Столина и
А.Я. Варга) 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Алгоритмы расчета математических критериев 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Тематика лекционных занятий с родителями 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Программа занятий по формированию навыков позитивного общения с ребенком раннего возраста 94


Актуальность исследования обусловлена тем, что с 1 января 2014 года вступил в силу новый Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который предусматривает развитие ребенка на всех этапах детского развития, в том числе и раннего детства. Ранний детский возраст является достаточно важным периодом в развитии ребенка, так как этот возраст наиболее сенситивный для благополучного развития всех психологических функций и фундаментальных личностных образований. В рамках Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
отмечается, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны уже в раннем возрасте заложить основы эстетического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
В исследованиях Л.С. Выготского и А.В. Запорожца отмечается, что в период раннего детства происходит активное формирование психических процессов, поэтому важно обеспечить им правильное воспитание для полноценного развития. Психика ребенка в раннем возрасте достаточно пластичная, и у амбициозных родителей возникает искушение максимально обучить ребенка, невзирая на его потребности и возможности развития. Такое рвение может принести не только вред развитию личности и существенно снизить познавательную активность, являющуюся основой для интеллектуального развития ребенка. При обладании грамотной информацией родители могут наоборот, способствовать эффективному личностному и интеллектуальному развитию.
В современной социокультурной ситуации раннее развитие детей становится популярным среди родителей. Однако, существуют некоторые противоречии проблемы детско-родительских отношений, затрудняющие оптимальное развитие ребенка при раннем обучении:
- родители не всегда правильно понимают особенности процесса обучения детей раннего возраста и не осознают свою ответственность за развитие личности их ребенка;
- большинство родителей не обладают достаточным опытом воспитания, а чаще всего он отсутствует вообще;
- родители предъявляют к детям слишком много требований,
превышающих возможности его развития.
Таким образом, актуальность и проблемы детско-родительских взаимоотношений позволяют сделать вывод об актуальности исследования психолого-педагогического сопровождения родителей детей и необходимости разработки программы по сопровождению семьи детей группы раннего развития.
Степень разработанности тематики:
- психологией семьи, ее циклов и функций занимались отечественные и зарубежные социологи и психологи (С.И. Голод, Э.Г. Эйдемиллер, С. Минухин, Т.В. Андреева, Ю.Е. Алешина, К. Витакер, В.Н. Дружинин, Д.А. Леви, В. Сатир, Л.Б. Шнейдер);
- закономерности психического развития детей раннего возраста исследовали классики отечественной психологии Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др; проблемы развития и воспитания поднимаются в трудах В.М. Бехтерева, Н.М. Аксариной, И.И. Радиной, А.М. Фонаревой, Н.М. Щелованова, М.И. Лисина и др.;
- проблему психолого-педагогического сопровождения семьи рассматривают в своих трудах А.В. Петровский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.В. Мудрик, Л.С. Выготский, Л.Б. Шнайдер, А.Г. Асмолов и др.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение
родителей детей группы раннего развития
Предмет исследования: влияние психолого-педагогического
сопровождения родителей на развитие детей раннего возраста
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования было проведение исследования по организации психолого-педагогического сопровождения родителей детей, способствующего более эффективному развитию ребенка.
Для достижения цели был выполнен ряд задач, выполнение которых позволило на этапе теоретического исследования определить нормативные ориентиры по развитию детей в раннем возрасте, выявить роль родителей в развитии детей и определить основные модели и направления психологопедагогического сопровождения. Теоретический анализ показал, что ванний возраст соответствует периоду от 1 до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность. К раннему возрасту ребенок овладевает прямохождением, что позволяет ему расширить рамки познаваемого предметного мира. Поэтому ведущей деятельностью становится предметно-действенная. Социальная ситуация развития характеризуется взаимодействием с взрослым через предмет. В основе психического развития лежит формирование речи и восприятие, которые способствуют развитию наглядно-действенному мышлению и формированию самостоятельности ребенка.
Факторами, способствующими развитию детей раннего возраста, являются тип взаимоотношений с взрослыми, особенности социальнокультурной ситуации развития ребенка. Учитывая, что развитие ребенка в раннем возрасте основано на формировании познавательных функций в процессе познания окружающего мира, и то, что познание этого мира происходит только в тесном контакте с взрослыми, роль родителей огромна. Родителям необходимо соблюдать поощрять активность ребенка, создавая необходимые условия для его развития, поддерживая его самостоятельность, уважая его стремление к познанию окружающего мира, давать знания о свойствах и предназначениях объектов этого мира, о правилах поведения в социуме.
Проблема сопровождения родителей детей раннего возраста в научных трудах практически не поднимается. Психолого-педагогическое сопровождение в раннем возрасте рассматривается как сопровождение взаимоотношений родителей с детьми: развитие, коррекция и
восстановление. Целью сопровождения родителей является создание условий для максимального развития ребенка. Задачами - предупреждение возможных проблем в развитии ребенка, содействие в обеспечении оптимального развития, повышение психолого-педагогической
компетентности всех участников образовательного процесса, включая родителей.
Для проверки гипотезы была сформирована выборка из 30 родителей с детьми раннего возраста, желающих заниматься по программе раннего развития детей в Детском Монтессори центре «Солнечный город». В программе по психолого-педагогическому сопровождению участвовали 30 мам детей в возрасте от 18 до 32 месяцев. Психолого-педагогическое сопровождение проводилось в течение 1 года. Участие в программе было добровольным. Выборка была разделена на 2 группы: родители экспериментальной группы участвовали в программе сопровождения, родители экспериментальной группы посещали с детьми группы раннего развития.
Определение уровня развития детей на констатирующем этапе эксперимента показало, что:
- развитие ситуативно-делового общения и предметной деятельности, интеллектуального развития большинства детей перед проведением психолого-педагогического эксперимента находятся на среднем уровне;
- существует взаимосвязь между уровнем развития детей раннего возраста и стилем отношения к ребенку у родителей;
- большему развитию детей будет способствовать формирование большего принятия родителями своих детей, повышению качества межличностного взаимодействия, снижение авторитарности в отношениях и веры в своего ребенка;
- сопровождение родителей при раннем развитии детей необходимо строить на принципах добровольности, положительного результата и эмоционального настроя;
...


1. Авдеева, Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве./ Н.Н. Авдеева // Дошкольное воспитание,- 2005.- №7.- С.117-122.
2. Алимова, О.А. Родители и дети: взаимное отражение. Диагностика отношений./ [Электронный ресурс] URL: https://www.b17.ru/article/39645/ (дата доступа 29.07.2016)
3. Андерсон, Д. Когнитивная психология./ Д. Андерсон. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 496 с.
4. Андреева, Т.А. Семейная психология./ Т.А. Андреева. - СПб.: Питер. 2010. - 542 с.
5. Антонова Л.И. Психолого-педагогические основания формирования толерантного сознания старших школьников в пространстве семейных отношений // Дис. ... канд. пед. наук : Москва: Московский психологосоциальный институт. - 2006 - 188 с.
6. Афонина, Н.И. К вопросу о педагогическом сопровождении развития и воспитания ребенка на этапе раннего детства. // Социосфера. Пенза. - 2013. - № 3. - С. 124-127.
7. Баллон, А. Психическое развитие ребенка / А. Баллон. - М.: Просвещение, 1967. - 200 с.
8. Барсукова, О. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения «Центр игровой поддержки ребенка»// Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 15-17.
9. Басюк, В.С. Психологическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей / Дисс. ... доктора псих. наук, Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016. - 555 с.
10. Березкина-Орлова, В.Б. Телесная терапия. Бодинамика / ред. Сост. В.Б. Березкина-Орлова. - М.: АСТ, 2010. - 409 с.
11. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
12. Блинова, Л.Н. Современные подходы к организации психологопедагогического сопровождения образовательного процесса // Информационные и коммуникационные технологии в психологопедагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями. - Хабаровск, 2007. - С. 74-76.
13. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс./ А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
14. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология./ Б.М. Величковский. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 336 с.
15. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Л.А. Венгер. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.
... всего 82 истчника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ