Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей двух-трёх лет к дошкольной образовательной организации 5
1.1. Понятие адаптации в современной науке 5
1.2. Особенности адаптации детей 2-3 летнего возраста 14
1.3. Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий
адаптации детей двух-трёх лет к дошкольной образовательной организации 27
Глава 2. Реализация психолого-педагогических условий адаптации детей двух-трёх лет к дошкольной образовательной
организации 37
2.1. Изучение адаптации детей двух-трёх лет к условиям дошкольной
образовательной организации 37
2.2. Реализация условий адаптации детей двух-трёх лет к дошкольной
образовательной организации 46
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 59
Заключение 70
Библиографический список 76
Приложения
Понятие «адаптация» очень широко применяется в последние годы для описания различных проблем и трудностей, которые возникают у детей в связи с поступлением в детский сад. В своём самом широком значении адаптация понимается как приспособление ребёнка к новым социальным условиям, требованиям, новым отношениям, режиму жизнедеятельности, новым видам деятельности.
Об адаптации говорят как о процессе, но следует помнить о двух его сторонах. С одной стороны, человек - это объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребёнка к детскому саду - значит научить его необходимости выполнять социальные требования. Вполне естественно, что такое приспособление происходит не только на поведенческом, внешнем уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определённые установки. С другой стороны, адаптация подразумевает создание условий для последующего развития. Тогда, адаптировать ребёнка - это приспособить его к развитию в среде. В этом случае ребёнок ощущает себя в этой среде автором своей жизни. У него сформированы свойства и умения, которые позволяют в нужной степени соответствовать требованиям и нормам среды, у него сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать свои потребности, при этом, не входя в противоречие со средой. Детский сад и ребёнок адаптируются друг к другу.
Проблема адаптации уже длительное время находится в центре внимания таких специалистов как педагог, психолог, педиатр. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад, достаточно многочисленны и разнообразны, но носят разрозненный характер, поэтому проблема адаптации не теряет своей актуальности, что и определило тему нашей работы: «Психологопедагогические условия адаптации детей двух-трёх лет к дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: выделить и апробировать психолого
педагогические условия адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - адаптация детей 2-3 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
уточнить понятие «адаптации» в современной науке; описать особенности адаптации детей 2-3 лет; на теоретическом уровне выделить и охарактеризовать педагогические условия адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации
подобрать диагностический инструментарий для изучения адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОО;
апробировать и описать педагогические условия адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации, выделенные на теоретическом уровне.
Гипотеза: адаптация детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации протекает более эффективно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
создание доброжелательных отношений с семьями воспитанников;
специальная организация предметно-пространственной среды и гибкого режима дня;
организация совместной игровой деятельности детей и взрослых.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы нами изучено содержание понятия адаптации и понятия социальной адаптации. Некоторые исследователи определяют адаптацию с помощью терминов: приспособление, освоение, взаимодействие, вхождение, вживание и т.д. Однако способность предвидеть и заранее подготавливаться к изменениям внешней среды, дающая возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, также как воздействовать на них соответственно своим потребностям, присуща только человеку. Следствием удовлетворения-роста-возвышения потребностей является развитие человека, которое есть конечный результат и цель адаптации.
Таким образом, под адаптацией мы понимаем сложный и длительный процесс и результат установления соответствия между совокупным уровнем наиболее актуальных на данный момент потребностей личности и наличным уровнем удовлетворения данных потребностей, определяющий непрерывное развитие личности, идущий по нескольким направлениям: психофизиологическая адаптация (перестройка организмом ребенка своих функций в соответствии с требованиями внешней среды); социальная адаптация (включение ребенка в новую социальную ситуацию, активное приспособление его к условиям дошкольной организации); психологическая адаптация (приспособление психической деятельности, личности ребенка к условиям воспитания в дошкольной организации).
Говоря об особенностях адаптации, можно сделать вывод, что адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от возраста, пола ребёнка и от условий пребывания в дошкольной организации. Особенности адаптации детей 2-3 лет описываются по следующим параметрам: показатели адаптации; уровни адаптации, этапы и стадии адаптации; факторы и условия адаптации.
Успешности адаптации детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение, будет способствовать создание следующих психологопедагогических условий: создание доброжелательных взаимоотношений с семьями воспитанников; специальная организация предметно -
пространственной среды и гибкого режима дня; организация совместной игровой деятельности детей и взрослых. Все эти условия обеспечивают чувство «защищенности» и комфорта, стимулирующей активность ребенка в освоении нового «жизненного пространства», а так же развивают игровые умения детей и способствуют становлению ведущего вида деятельности дошкольников.
Исследование проводилось на базе МБДОУ №111 г.Красноярска. В опытно-экспериментальной работе приняли участие две группы детей (контрольная и экспериментальная) 2-3 лет в количестве 45 человек, педагоги и родители.
Изучение адаптации детей раннего возраста (в период поступления ребёнка в ДОО) осуществлялось по схеме:
1. характеристика родителями состояния своего ребёнка (анкеты для родителей Н.В. Соколовской);
2. оценка воспитателями состояния ребёнка в период адаптации к условиям ДОО (карта готовности к поступлению в ДОО К.Л.Печора, Г.В. Пантюхина);
3. сравнительный анализ психоэмоционального состояния детей (лист адаптации К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Н.В. Соколовская).
Полученные результаты показали, что в экспериментальной и контрольной группах большинство детей имеют лёгкую степень адаптации (49% и 54%). Это дети со стабильным эмоциональным состоянием, со сформированными навыками предметной деятельности, проявляющие инициативу во взаимоотношениях со взрослыми.
...
1. Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт.-сост.Н.В.Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. 188 с.
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. -2003. - № 6 - с.46 -51.
3. Аксарина Н.М.Воспитание детей раннего возраста. М.:Медицина, 1972.263 с.
4. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: РХГИ, 1997. - 180 с.
5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ:
практическое пособие. Воронеж: Учитель, 2004. 236 с.
6. Варпаховская О. “Зеленая дверца”: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1. - с.30 - 35.
7. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: пособие для воспитателей / под ред. Л.И. Каплан. М.: Просвещение, 1983. 80 с.
8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии №6. - 1966. - Стр. 62 - 68.
9. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. педагогика детей раннего возраста: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.301 с.
10. 'арбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.: Наука, 1994. 160 с.
11. Горелова Г. Г. Кризис зрелости и проблема профессионально-личностной реадаптации // Проблема гармонизации мироотношения. - Челябинск: Изд-во Челяб. гуманит. ин-та, 2001. - С. 152-158.
12. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду // Дошкольное воспитание. - 2003. -№12. - С. 17-21.
13. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк.
образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей. - М.:
Просвещение, 2007. - 79 с.
14. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с.66 - 77.
15. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. СПб.: Речь, 2004. 384 с.
16. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. 2-е изд. - 112 с.
... всего 40 источников