Введение?
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использования подвижных игр в развитии двигательной активностиб
1.1 Подвижные игры и их роль в развитии детей 5-6 летб
1.2 Особенности двигательной активности детей 5-6 лет1б
1.3 Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей 5-6 лет21
1.4 Формы взаимодействия с семьей по обучению детей 5-6 лет подвижным
играмз1
36
2.1 Организация исследованиязб
2.2 Методы исследованияз?
2.3Программа повышения двигательной активности детей 5-6 лет с использованием подвижных игр и развлечений51
2.4. Оценка эффективности эксперементальной программы и условий ее реализацииьз
Выводы 51
Заключениеьб
Список литературы 55
Приложение 58
Актуальность. В соответствии потребностями современного общества и его дальнейшим развитием целью физического воспитания является содействие повышению двигательной активности детей. Особенно важно делать это на ступени дошкольного детства, когда происходит интенсивное физическое развитие ребенка, а его двигательная активность является непременным условием этого развития.
Социальный заказ общества на воспитание здорового и активного, в том числе и в двигательной сфере, ребенка сформулирован в нормативных документах. В «Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач: сохранение и укрепление здоровья детей, содействие их нормальному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра является как средством самопознания, так и развлечением, отдыхом, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.
Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. Начиная с первых дней жизни физические навыки, становятся основными во всестороннем развитии ребенка. Именно здесь закладывается основа здоровья и психофизические черты личности ребенка.
Система физического воспитания включает создание санитарногигиенических условий, закаливание, формирование культурногигиенических навыков, организацию рационального питания, проведение утренней гимнастики, непосредственно-образовательную деятельность по физкультуре, прогулок, спортивных игр и развлечений.
Игровая деятельность вносит важнейший и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима
дошкольников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития.
Важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста обязательно являются подвижные игры и развлечения. Они способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.
Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияет на деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Здоровый ребенок с первых месяцев рождения стремится и постоянно находится в движении, потребность в которых он удовлетворяет в играх. Игра для детей - это, прежде всего, движение, действие.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте.
...
В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
В этом аспекте, подвижные игры и развлечения выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.
Целью исследования было выявить влияние подвижной игрыи развлечений на развитие двигательной активности у дошкольников старшей группы (5-6 лет).
В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие физические качества детей дошкольного возраста, в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей.
В теоретической части работы, на основе изучения специальной литературы рассмотрела, выявила и охарактеризовала:
• подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста;
• особенности двигательной активности дошкольников старшей группы;
• значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста.
В практической части при рассматривании данной проблемы провела экспериментальную работу на базе МДОУ.
В ходе ее проведения участвовали20 детей в возрасте 5-6 лет.
В констатирующей части исследования для определения уровня развития физических качеств проводились тестовые задания, с помощью которых был выявлен уровень развития двигательной активности.
Был подобран комплекс подвижных игр, развивающих названные качества.
В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие из подвижных игр и развлечений, способствующих развитию двигательной активности.
Повторное тестирование показало, значительный прирост всех показателей психофизического развития.
Причем, в экспериментальной группе прирост физических способностей составил 4,5-5,6, по сравнению с контрольной группой 1,5-2,3.
Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра способствует развитию у дошкольников старшей группы названных физических качеств. Выдвинутая гипотеза о том, что активные занятия подвижными играми и развлечениями содействует процессу правильного физического развития ребенка, подтвердилась.
Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным инструментом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
1. Баландин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - Краснодар, 2011.
2. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. - СПб: ВВМ, 2014. - С.331-332.
3. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
4. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду /
Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.:
Мозаика-Синтез. 2011. - 240 с.
5. Васильков Г.А., Василькова В.Г. От игры - к спорту. - М., 2012.
6. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2011. - 262 с.
7. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - 2013. - Т-1. - С. 230-232.
8. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А. Демчишин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола. - К.: Здоровья,2012. - 168 с.
9. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2011. - №4. - С.10-14.
10. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2011. - №4. - С.2933.
11. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
12. Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / А.К. Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2011. - 138 с.
13. Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н. Кожухова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №3. - С.52.
14. Кособуцкая, Г.В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г.В. Кособуцкая // Дошкольное воспитание. - 2012. - №12. - 39с.
15. Кузнецов, В.С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод, пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 20 13. - 151 с.
... всего 32 источников