Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение социально - психологической готовности дошкольников к школьному обучению в процессе занятий с детьми и родителями

Работа №167148

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы128
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 7
1.1. Психологическая готовность к школе. Социально-психологическая
готовность в структуре психологической готовности к школьному обучению 7
1.2. Краткие итоги дошкольного развития ребенка. Предпосылки для развития социально-психологической готовности к школьному обучению .. 20
1.3. Способы и приемы развития у детей социально-психологической
готовности к школьному обучению в процессе обучения в ДОУ 24
Выводы по Главе I 33
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 35
2.1. Методическая организация исследования 35
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 43
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 56
2.4. Результаты формирующего эксперимента и обсуждение 70
Выводы по Главе II 79
Заключение 83
Список использованных источников 85
Приложения 90


Актуальность исследования: Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе.
Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки.
В современных условиях, когда происходит реальная замена учебнодисциплинарной модели образования на модель личностноориентированную, принципиально важным является понимание того, что учащийся вне зависимости от его возраста неизбежно оказывается полноценным субъектом образовательного процесса. В то же время в современной, и прежде всего в отечественной, педагогической психологии одним из наиболее активно развивающихся направлений как теоретических, так и непосредственно прикладных разработок является область исследования, которая условно может быть названа «проблема готовности к школе».
Как правило, готовность к школе определяют лишь через диагностику уровня развития познавательных процессов и определенного набора знаний, умений и навыков, которые могли бы стать опорой для педагога в рамках его профессиональной деятельности в работе с первоклассниками. Несомненно, этот компонент готовности к школе крайне важен, но совершенно очевидно, что он никоим образом не исчерпывает психологически содержательную сущность понятия «готовность к школе».
Можно сказать, что «готовность к школе» является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить два
аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, и социально
психологический (Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, Л.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова и др.).
Так, традиционно родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений уделяют достаточно много внимания интеллектуальному развитию детей, при этом нередко проявляется недостаточная социальная подготовленность будущих школьников, неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими.
Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников.
Этим объясняется отчетливо проявившееся стремление к более глубокому изучению социально-личностной готовности ребенка к школе. Научные данные и практика воспитания дошкольников свидетельствует о том, что одной из причин недостаточной социально-личностной готовности ребенка к школе является отсутствие у детей навыков культуры поведения, неполное владение детьми знаниями о нормах и правилах общения, а следовательно - отсутствие сознательного руководства этими правилами в повседневной жизни.
Готовность дошкольника в личностном плане к принятию качественно новой позиции в системе отношений с окружающими способствует созданию эмоционально положительного климата в классе, отношения к учителю, как к носителю социально выработанных способов действий и норм поведения.
Важная роль в этом процессе принадлежит воспитателю. Владение педагогом культурой общения, понимание и осуществление целенаправленной работы по этому вопросу обуславливает хорошую социально-психологическую готовность ребенка к школьному обучению.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность социально-психологической готовности детей к школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были изучены компоненты и уровни социально-психологической готовности к школьному обучению.
Охарактеризован дошкольной возраст ребенка в системе социальнопсихологического развития. Социальное развитие - это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством, который включает и себя: культурные навыки;
специфические знания; знакомство с традициями и правилами; социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. Характеризуется социальное развитие уровнем усвоения нравственных норм и руководства ими в отношениях человека с окружающим миром, в его поведении, действиях и поступках в процессе обучения и воспитания.
Подобран диагностический комплекс для изучения социальнопсихологической готовности дошкольников к школьному обучению.
По результам констатирующего этапа высокий уровень готовности к обучению в школе выявлен у 10% дошкольников, средний уровень у 35%, низкий уровень у 55%.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности мы разработали и апробировали программу преемственности школы и ДОУ в рамках социально-психологической подготовки дошкольников к школьному обучению. Предложенная программа позволила повысить уровень сформированности социально-психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Анализ результатов контрольного среза, покозал что после проведения формирующего эксперимента в группе детей произошли изменения в уровнях развития социально - психологической готовности и всех её компонентов. Число детей с высоким уровнем возросло с 10% до 13%, увеличилось количество дошкольников со средним уровнем с 35% до 52 %, наблюдаем динамику среди детей с низким уровнем развития социально - психологической готовности к школе, которая составила 20%.
Полученные данные подтвердили, что в преддверии школьной жизни дошкольника на первом месте по значимости стоят целенаправленная работа педагогов ДОУ по психологической подготовке детей к школе и не уступает ему по значимости интересы семьи как первичного источника социализации. Процесс проживания ребенком взросления в буквальном смысле слова вплетен в опыт его социально-эмоциональных отношений, компетентностью педагогов и родителей.
Исследование, проведенное в работе доказало, что для будущегопервоклассника игровая деятельность, объединенная целью развитияосновных психических функций, с педагогами, родителями является ведущейдля полноценной подготовки к школе.



1. Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2-х т. / А. Анастази. - М.: педагогика, 1982. Т.2. - 336 с.
2. Ананьев, Б. Г. Формирование одаренности / Б.Г. Ананьев // Склонности и способности. Л.: изд. Ленингр. ун-та, 1962. - 130 с.
3. Азарова, Т.В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе / Т.В. Азарова, М.Р. Битянова // Мир психологии. - 1996. № 1. С.147 - 170.
4. Артемова, Л. Формирование социальной активности / Л. Артемова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 4. - С. 39 - 41.
5. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова -
Екатеринбург, 2011. - 389 с.
6. Богаченко, Е.А. Игра как современный метод воспитания /
Е.А. Богаченко // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 16-18.
7. Бодалев, А.А. Психология общения / А. А. Бодалев - М.: Воронеж, 2012. - 320 с.
8. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович - М.: Прогресс, 2008. - 212 с.
9. Бурченкова Л. Ш. Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков / Л. Ш. Бурченкова // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 802-804.
10. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия под ред. Куликова Л.В. СПб: Из-во «Питер«, 2010 - 166 с.
11. Венгер, Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к учению в школе / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1970. - № 4. С.50-55.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л.С. Выготский . - М.: Педагогика. Т.2. 1962. - 504 с.; Т.3. 1983. - 368 с
13. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С . Выготский. - М.: изд. АПН РСФСР, 1956.
14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина.
- М. Академически проект 2000. - 184 с.
15. Гильбух, Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия / Ю.З. Гильбух. - К.., 1993. -139 с.
... всего 53 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ