ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
И ВЛИЯНИЯ НА НЕЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР 5
1.1. Значение и влияние двигательной активности в разном
возрасте 6
1.2. Подвижные игры и их роль в развитии двигательной
активности дошкольников 13
1.3. Значение, проблемы и вопросы оздоровительной
тренировки 19
1.4. Методики и программы подготовки в спортивно
оздоровительных группах в разных видах спорта 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 33
2.1. Организация исследований 33
2.2. Методы исследований 34
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСА
ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ . 36
3.1. Выявление двигательной активности детей
дошкольного возраста в детских садах и дома 36
3.2. Выявление двигательной активности детей
дошкольного возраста во время прогулки в детском саду 43
3.3. Повышение уровня двигательной активности детей
с помощью комплекса подвижных игр 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Движение - главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.
Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию.
Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды»
В настоящее время дети много времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. В детском саду в связи с увеличением продолжительности обучающих занятий у детей стала преобладать статическая нагрузка.
Дети дошкольного возраста должны развиваться гармонично. Двигательная активность удовлетворяет естественную потребность детей в движении и является средством познания окружающего мира. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья: устойчивости к заболеваниям, правильного физического развития, высокой работоспособности, выносливости, координации движений.
Объект исследования: образовательный процесс детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: повышения уровня двигательной активности детей дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать комплекс подвижных игр и отследить его влияние на двигательную активность детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Подбор и анализ учебно-методической литературы по теме
исследования.
2. Выявить текущий уровень двигательной активности детей
дошкольного возраста (методом анкетирования)
3. Проанализировать поведение детей во время прогулок в детском саду (методом наблюдения)
4. Подобрать подвижные игры и отследить их влияние на двигательную активность детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что благодаря внедрению предложенных подвижных игр в учебный процесс повысится уровень двигательной активности, что будет способствовать улучшению физических качеств дошкольников.
Научная новизна состоит в том, что впервые в образовательный процесс МБДОУ «Детский сад №18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» (г. Красноярск) был внедрен разработанный нами комплекс заданий, позволяющий повысить уровень двигательной активности детей.
Данная работа посвящена выявлению уровня двигательной активности детей дошкольного возраста. Для достижения постеленной цели в ходе работы был выполнен ряд задач:
Во-первых, проанализирована учебная и научная литература по теме исследования. Проведенный анализ показал, что уровень двигательной активности позволяет в значительной степени повысить резерв здоровья особенно у детей дошкольного возраста. Двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника.
Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.
В настоящее время двигательная активность детей снижается из-за разных проблем таких как не заинтересованность родителей ребенка в занятиях с детьми и так далее.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.
Основная задача подвижных игр - укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.
Во-вторых, после проведения анкетирования нами было выявлено, что 73% семей не считает, что ведет активный образ жизни (занятия спортом и т.д.), но несмотря на это родители дошкольников считают, что их ребенок является достаточно активным. 48% респондентов выбираются на природу 2-3 раза в неделю.
Во время проведения педагогического наблюдения нами было выявлено, что большая часть детей во время прогулок в детском саду проявляет малую(низкую) двигательную активность.
Дети за счет малоподвижности не восстанавливают свою умственную работоспособность. Поэтому малоподвижные дети выполняют задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднен, внимание рассеянное, они допускают большее количество ошибок.
Далее нами был разработан комплекс подвижных игр, который был направлен на улучшение физических показателей и повышение уровня двигательной активности детей дошкольного возраста.
Нами были проведены контрольные тесты, которые показали нам уровень развития детей до внедрения комплекса подвижных игр.
После внедрения комплекса подвижных игр для повышения уровня двигательной активности детей и определили его эффективность, проведя контрольные тесты повторно, которые показали более существенный прирост физических качеств, а также нами было замечено, что дети из экспериментальный группы стали самостоятельны в организации досуга в группе и на прогулках. Они научились самостоятельно придумывать новые игры и привлекать играть в них своих сверстников.
Из чего мы можем сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс подвижных игр упражнений является продуктивным.
Исходя из вышесказанного, можно понять, что подвижная игра это отличный способ повлиять на уровень заинтересованности ребенка в занятии спортом, повысить уровень его физических качеств, развить творческий потенциал и даже повлиять на лидерские качества.
1. Половодов И.В. Воловик Д.П. Физкультурно-оздоровительные технологии наука 2020, Киберленинка электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/fizkulturno-ozdorovitelnye-tehnologii 2017, 3с.
2. Ветков Н.Е. Содержание и требования к организации и проведению физкультурно-оздоровительной тренировки наука 2020, Киберленинка электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i- trebovaniya-k-organizatsii-i-provedeniyu-fizkulturno-ozdorovitelnoy-trenirovki 2018, 6с.
3. Основы физической культуры студенческой молодежи: учеб. пособие / И.Е. Корельская, И.А. Каркавцева, Н.В. Блохина [и др.].; под общ. ред. И.Е. Корельской; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 107 с.
4. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры [текст]. / В.Н. Селуянов. - 2-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 192с
5. Булычева Н.А. Особенности выполнения студентами специальной медицинской группы корригирующих физические упражнения при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия
6. Кравчук Н.А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни: диссертация, сибирская государственная академия физической культуры, Омск, 1996г.
7. Боярская, Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. Пособие / Л. А. Боярская; [науч. ред. В. Н. Люберцев].; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 120 с.
8. Андрюхина Т. В. Теория и методика оздоровительной физической культуры / Т. В. Андрюхина — «Спорт», 2016
9. Головихин, Е. В. Легкая атлетика (Этап спортивно оздоровительной группы (СОГ)) Возраст занимающихся 6 - 17 лет. Примерная образовательная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Е. В. Головихин. — Ульяновск : , 2007. — 35 c. — Текст : непосредственный.
10. Психология: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. В.М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1987.
11. Руденик В.В. Основы спортивной тренировки: Тексты лекций.— Р 83 Гродно: ГрГУ, 2000. — 94 с.
12. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико- методические аспекты спорта и профессионально- прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин- тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с, ил.
13. Физическое воспитание и развитие дошкольников: Учеб. пособие для СПО / Г.Н. Пономорев, С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова и др.; под ред. С.О. Филипповой. - М.: Академия, 2007. - 224 с
14. Глухих В.И., Черепок А.А. Оздоровительная физическая тренировка. Часть 1. Общая характеристика оздоровительной тренировки. Традиционные двигательные системы оздоровления. Учебное пособие. - Запорожье: ЗГМУ, 2014. - 84 с.
15. Проблемы оздоровительной физической культуры и физической реабилитации / О. З. Блавт, Ю. В. Бобрик, В. Ю. Богачев и др. Одесса - 2015г.
... всего 70 источников