Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: 3 «Д» класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятия «патриотическое воспитание», его цель, задачи и принципы 6
1.2. Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников 14
1.3. Возможности музыкального искусства в патриотическом воспитании младших школьников 20
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 27
2.1. Диагностика уровня развития патриотического воспитания у младших школьников 27
2.2. Формирование патриотического воспитания у младших школьников средствами музыкального искусства 36
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется наличием целого ряда проблем, вызванных социальным кризисом. Последние геополитические изменения во многом накалили отношения внутри общества, что стало основой для нарастания агрессии между различными слоями населения. Высокий уровень враждебности стал основой для роста кризиса и поддержания нестабильности внутри общества. Особую опасность представляет настроение молодежи. В результате этого, актуальным становится принятие мер, направленных на повышение уровня патриотического воспитания, начиная с младшего школьного возраста, с целью снижения возможного негативного влияния со стороны внешних факторов.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности граждан имеет значимое место в рамках реализации государственной политики. Обеспечение законопослушности, правопорядка и доверия к обществу составляет основу для развития современных школьников и принятия необходимых мер для их участия в общественной жизни. В настоящее время требуется разработка и реализация современных подходов по формированию нравственных и духовных ценностей у младших школьников в системе общего образования.
Младший школьный возраст является критически важным периодом для формирования духовно-нравственных качеств, в том числе патриотизма. Дети этого возраста обладают специфическими психологическими характеристиками, которые отличают их от других возрастных групп. Им присущи такие черты личности, как эмоциональность, склонность к подражанию и внушаемость. В этот период происходит усвоение базовых качеств и навыков, оказывающих существенное влияние на формирование личности в будущем.
Вопросами развития патриотизма у младших школьников занимались такие ученые, как Ю.К. Бабанский, А.С. Макаренко, В.Я.Стоюнин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, и современные педагоги Н.А. Белоусов, В.В.Буткевиче, А.Д. Живейко, В.И. Лутовинов и др.
Музыкальное искусство является средством выражения мыслей и чувств людей. Воспринимая музыкальные произведения, человек приобщается к ценностям, выражаемым в произведении, и переживает эмоциональное состояние. Музыка, передающая патриотическое чувство, представляет собой значимый потенциал в воспитании личности младшего школьника.
Таким образом, приобщение ребенка к миру музыки оказывает значительное воздействие на формирование у него ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, что также способствует личностному развитию. В связи с этим, изучение патриотического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства является актуальным направлением исследования.
Цель исследования - анализ патриотического воспитания младших школьников с помощью музыкального искусства и разработка предложений по совершенствованию методов и средств для этого.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – музыкальное искусство и его потенциал в патриотическом воспитании младших школьников.
Гипотеза исследования: осуществление применения средств музыкального искусства во внеурочных занятиях с младшими школьниками повышает уровень их патриотического воспитания.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
- Проанализировать сущность понятия «патриотическое воспитание», его цель, задачи и принципы;
- Рассмотреть педагогические условия патриотического воспитания младших школьников;
- Охарактеризовать возможности музыкального искусства в патриотическом воспитании младших школьников;
- Осуществить диагностику уровня развития патриотического воспитания у младших школьников;
- Провести мероприятия по формированию патриотического воспитания у младших школьников средствами музыкального искусства;
- Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в выявлении условий успешности патриотического воспитания младших школьников средствами цикла классных часов, включающих патриотические музыкальные композиции.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой рекомендаций по патриотическому воспитанию младших школьников средствами музыкального искусства. Полученные результаты могут быть использованы педагогами для повышения уровня патриотического воспитания у младших школьников.
Методы исследования. Теоретические методы (изучение литературных источников; теоретический анализ; метод логического обобщения). Эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование).
Структура ВКР: введение, две главы, разделенные на шесть параграфов, заключение, список литературы, приложение.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы: патриотическое воспитание следует рассматривать как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, направленную на формирование у граждан патриотического сознания, чувства верности своему государству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Формирование патриотического воспитания напрямую связано с необходимостью приобретения навыков и знаний о значимости защиты Родины и реализации конституционных обязанностей. В связи с этим патриотическое воспитание по своему содержанию является сложной и последовательной работой, осуществляемой как органами государственной власти, так и образовательными учреждениями.
Младший школьный возраст выступает в качестве сенситивного периода для воспитания духовно-нравственных качеств, в том числе патриотизма. Ребенок младшего школьного возраста обладает определёнными психологическими характеристиками, которые отличают его от других социальных групп. Этот возраст характеризуется такими особенностями личности, как эмоциональность, подражательность, внушаемость и т.д. В данный период происходит усвоение личностью необходимых качеств и навыков, которые в будущем будут оказывать влияние на его личность. Особая роль патриотического воспитания заключается в духовно-нравственном развитии личности.
Как следствие, создание педагогических условий является достаточно сложной и последовательной работой. Процесс воспитания сложен и затрагивает аспекты применения отдельных методов и средств, учета обстоятельств, связанных с патриотическим воспитанием. Педагогические условия должны быть определены в рамках осуществления патриотического воспитания и гарантированности повышения навыков и умений, значимости развития патриотических качеств.
Музыка занимает значительное место в обеспечении воспитания духовной нравственности у младших школьников и оказывает комплексное воздействие на них. Музыкальная деятельность напрямую зависит от создания условий для формирования эмоциональной привлекательности патриотических норм. Музыка позволяет развивать у ребенка эстетическое восприятие искусства и окружающего мира, а также способствует формированию образного мышления и воображения. Формирование основ музыкальной культуры во многом является базой для повышения эстетической и художественной культуры у ребенка и решения необходимых задач в области патриотического воспитания.
Опытно - экспериментальная работа проходила во внеурочной деятельности 3 «Д» класса. Целью проведения опытно - экспериментальной работы стало доказательство и теоретическое обоснование целесообразности и эффективности системы музыкальных произведений в воспитании чувства патриотизма у младших школьников в рамках внеурочной деятельности.
Для определения уровня сформированности патриотизма у младших школьников использовались следующие виды работы: анкета на выявление уровня сформированности когнитивного компонента по анкете М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой; Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе», адаптированная; методика «Неоконченное предложение», разработанная учителем Горевич Оксаной Афанасьевной; анкета «Оцени поступок» - дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриэлю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой, адаптированная.
Работа заключалась в последовательности этапов. На первом этапе осуществлялась диагностика, основанная на накоплении эмпирического материала по теме исследования, что позволяло установить показатели сформированности патриотизма. На втором этапе проводились мероприятия патриотической направленности с использованием цикла внеурочных занятий «Моя Россия». В рамках данного этапа осуществляется взаимодействие наиболее значимых компонентов патриотического воспитания младших школьников: аффективного (формирование у ребенка собственного мнения о Родине), когнитивного (пополнение знаний о России в базе знаний учащихся) и деятельностного (активная деятельность по познанию). Это позволило провести систематическую работу по формированию чувства патриотизма.
В рамках третьего этапа осуществляется подведение итогов относительно сформированности и уровня развитости у младших школьников патриотического воспитания средствами музыкального искусства, а также выявление отдельных компонентов, связанных с этим. Диагностический этап позволил установить, что у большинства младших школьников преобладает низкий уровень сформированности. Это свидетельствует о том, что они не обладают необходимыми знаниями относительно развития патриотизма и необходимости совершения поступков с учетом этого. Обучающиеся в недостаточной степени ознакомлены с государственными символами, имеющими значение для государства, а также не знают музыкальные произведения на данную тематику. Как следствие, существует проблематика патриотического воспитания в данной возрастной группе. В целях повышения показателей патриотического воспитания у младших школьников был разработан цикл внеурочных занятий "Моя Россия", направленный на воспитание чувства патриотизма. По результатам проведенного исследования наблюдается средний уровень сформированности патриотизма, что связано с положительной динамикой относительно повышения чувства патриотизма у учащихся. При этом требуется продолжение работы в данном направлении. На основе полученных результатов можно сделать выводы о эффективности патриотического воспитания у младших школьников.
- Показатели по выделенным критериям по результатам проведения мероприятий возросли. Анализ преемственности внеурочных занятий позволил сформировать у детей четкую структуру относительно актуализации знаний и необходимости их расширения в рамках дополнительных занятий.
- При осуществлении работы необходимо опираться на знания обучающихся о музыкальных инструментах и произведениях патриотической направленности.
- Наличие тесного взаимодействия учебной и внеучебной деятельности способствует повышению уровня патриотического воспитания среди младших школьников.
- Вокальное исполнение музыкальной композиции патриотической направленности интересно обучающимся, привлекает их и способствует укреплению эмоционального отношения детей к Родине.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
1. Анцыпирович О. Н. Возможности «мультстудии» в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного // Дошкольное образование: стратегии развития в современных условиях: сборник научных статей. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2023. С. 13-18.
2. Асланов Я. А. Образ Великой Отечественной войны в представлениях современного российского студенчества: проблемы гражданской идентификации и гражданско-патриотического воспитания: Информационно-аналитические материалы / Я. А. Асланов, В. И. Филоненко, А. С. Марганов. – Ростов-на-Дону - Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. – 108 с.
3. Баркова Н. Н. Воспитание будущих педагогов как основа гражданско-патриотического воспитания школьников // Трансформация деятельности классного руководителя в современных реалиях: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 16 декабря 2023 года. – Грозный: ООО «Издательство АЛЕФ», 2023. – С. 191-195.
4. Басыгысова И. А. Реализация проектов музыкального воспитания // Проект «Музыка для всех»: от теории к практике : Сборник научных статей / Редколлегия: Н.М. Зайкова, О.М. Харайбатова, составители: А.В. Варламова, З.Г. Павлова. – Якутск : Издательско-информационно-технологический центр "Алаас", 2022. – С. 317-320.
5. Бесимбаев А. А. Военно-патриотическое воспитание: военно-патриотическое воспитание молодежи; духовное воспитание защитников Отечества // Памятные даты - дни воинской славы России. Посвящается 80-летию Курской битвы и 210-летию Битвы народов: Материалы Международной научно-практической конференции, Омск, 13 октября 2023 года / Под общей редакцией К.В. Костина. – Омск: Омский государственный технический университет, 2023. – С. 415-422.
6. Бойко Е. Е. Игровое моделирование в системе музыкального воспитания младших школьников // Человек в мире искусства: векторы развития и образования: Сборник научно-методических трудов. Том Выпуск III. – Саратов: ООО «Издательство «Научная книга», 2021. – С. 63-67.
7. Бородина Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей: теория и методика: Учебно-методическое пособие / Е. Н. Бородина. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – 218 с.
Вторичные источники
8. Вэй Л. Музыкально-эстетическое воспитание подростков средствами этнического танца в образовательных организациях КНР: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вэй Лили, 2024. – 200 с.
9. ГладышевА. С. Способы музыкального-эстетического воспитания обучающихся средних и старших классов // Современная культурология: проблемы и перспективы: Сборник статей молодых ученых / Под редакцией Е.В. Листвиной, Н.П. Лысиковой. Том Выпуск 9. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2023. – С. 140-150.
10. Глузман Н. А. Гражданско-патриотическое воспитание: возрастной аспект организации. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – 176 с.
11. Гончарова О. В. Теория и методика музыкального воспитания: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская; . – 9-е издание, стереотипное. – Москва: Издательский центр «Академия», 2023. – 256 с.
12. Гуляева С. И. Воспитание патриотических чувств у дошкольников в военно-патриотическом воспитании посредством групповых форм работы // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 20 декабря 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 141-143.
13. Гусакова А. С. Сущность и содержание феномена «музыкально-эстетическое воспитание» и «русский музыкальный фольклор» в научной литературе // Студенческий вестник: актуальные вопросы науки и образования : Сборник студенческих научных работ. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. – С. 6-12.
14. Дзидзоева С. М. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к спортивной культуре родного края (на материалах РСО-Алания) / С. М. Дзидзоева. – Уфа: Аэтерна, 2022. – 112 с.
15. Долбина Е. А. Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания // Современные технологии обучения и воспитания в художественном образовании: Сборник статей и методических разработок / Под редакцией О.Ю. Козинской. Том Выпуск 21. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2022. – С. 86-91.
16. Елизарова Е.Г. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста. Москва, 2013 г. 514 с.
17. Ермакова, С. В. Патриотическое воспитание в общей системе воспитания подрастающего поколения / С. В. Ермакова // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость: Материалы ІІ Международной научно-практической конференции, Донецк, 29 июня 2023 года. – Донецк: Донецкий государственный университет, 2023. – С. 21-23.
18. Ефремова И. В. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. – 91 с.
19. Заббарова М. М. Духовно-нравственное воспитание детей в условиях организации музыкально-театральной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2024. – 80 с.
20. Зыль О. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: значение и методы // Современные образовательные технологии в сфере дошкольного образования: сборник научных статей / Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2021. – С. 103-105.
21. Иванов Р. В. Реализация патриотического воспитания молодежи в современной России: региональный аспект. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2024. – 96 с.
22. Кириченко Т. Д. Методика музыкального обучения и воспитания : Учебное пособие для обучающихся высших и средних образовательных учреждений. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. – 87 с.
23. Ковылова С. Е. Взаимосвязь музыкального воспитания и развития ребенка // Роль науки и образования в процессах развития современного общества: Сборник научных трудов. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью «САНТРЕМ», 2022. – С. 217-219.
24. Корнакова М. Г. Интеграция образовательных областей как педагогическое условие формирования читательского интереса дошкольников // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве : Сборник научных трудов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет». Том Выпуск 11 (17). – Тверь: Тверской государственный университет, 2022. – С. 231-236.
25. Краснокутская В. И. Возрастание роли музыкального воспитания подрастающего поколения // Современные технологии обучения и воспитания в художественном образовании: Сборник статей. – Саратов: Центр вынужденных переселенцев «Саратовский источник», 2024. – С. 101-105.
26. Лавров Д. Е. Военно-патриотическое воспитание как неотъемлемая часть всего процесса патриотического воспитания граждан России // Студенческий. – 2022. – № 41-6(211). – С. 40-41.
27. Лебедева С. А. Поликультурное воспитание как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2024. – № 12(511). – С. 167-169.
28. Левченков В. В. Интегративный подход в художественно-эстетическом воспитании младших школьников средствами музыкально-анимационной деятельности // Мир культуры: искусство, наука, образование : сборник научных статей. – Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2023. – С. 287-289.
29. Малышева С. А. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музыкально-обрядовых традиций // Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание: Сборник статей и материалов / Сост. С.С. Наседкина, общ. ред. Е.А. Куштым. – Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2023. – С. 132-134.
30. Марченко Ю. Г. Народная музыка в системе музыкального образования и воспитания школьников в Новосибирске и Новосибирской области: (по данным социологических исследований, проведенных в мае-июне 2019 г., в 2004-2007 и 2022 гг.); Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. – 140 с.
31. Маряч А. Ю. Воспитание культуры фортепианного интонирования как методологическая проблема в педагогике музыкального // Высшее образование в современном мире: история и перспективы: Сборник научных трудов / Сост., ред. И.Э. Соколовская; Образовательно-культурный центр «Интер-Спутник» (Россия); Международный деловой профессорский клуб (Италия). Том 2. – Рагуза: Энциклопедист-Максимум, 2023. – С. 306-315.
32. Маряч А. Ю. Особенности воспитания культуры фортепианного интонирования в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Маряч Анастасия Юрьевна. – Тамбов, 2023. – 234 с.
33. Маряч, А. Ю. Особенности воспитания культуры фортепианного интонирования в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Маряч Анастасия Юрьевна. – Армавир, 2023. – 26 с.
34. Модель гражданско-патриотического воспитания в вузе: опыт мордовского государственного педагогического университета: Монография / А. В. Мартыненко, Т. Д. Надькин, Е. З. Грачева [и др.]. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, 2023. – 109 с.
35. Нетеса С. А. Музыкальное воспитание младших школьников средствами мультимедийных технологий // Мир детства в современном образовательном пространстве: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Том Выпуск 12. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – С. 271-273.
36. Новикова А. Ф. Музыкально-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // Современные технологии обучения и воспитания в художественном образовании: Сборник статей и методических разработок / Под редакцией О.Ю. Козинской. Том Выпуск 21. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2022. – С. 155-160.
37. Ногина О. А. Теория и методика музыкального воспитания детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2024. – 223 с.
38. Основы музыкально-ритмического воспитания в гимнастике / И. П. Панова, С. Ф. Панов, А. А. Чеботарева, Д. В. Татаринова. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – 81 с.
39. Патриотическое воспитание в современной России: Коллективная монография [и др.]. – Ульяновск: ИП Кеньшенская В.В., 2024. – 236 с.
40. Полозова Ф. В. Подготовка будущего учителя музыки к музыкально-эстетическому воспитанию школьников / Ф. В. Полозова // Мир детства в современном образовательном пространстве: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Том Выпуск 12. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – С. 284-286.
41. Проблемы и перспективы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в семье и общественном пространстве современной России: учебно-методическое пособие [и др.]. – Ставрополь: ИП Тимченко, 2024. – 77 с.
42. Прокофьева О. И. Поликультурное воспитание студентов музыкального колледжа посредством технологии интеграции // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: Сборник научных трудов / Под редакцией Е.Г. Милюгиной. Том Выпуск 10 (16). – Тверь: Тверской государственный университет, 2021. – С. 173-179.
43. Ревенко Н. Л. Гражданско-Патриотическое воспитание Патриотическое воспитание молодежи: содержание и роль, методика // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2022. – № 5. – С. 57-68.
44. РодиковаЕ. Н. Патриотическое воспитание кадет как приоритетное направление в воспитании подрастающего поколения // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 01–03 февраля 2024 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2024. – С. 4673-4675.
45. Рубинчик Ю. С. Профессиональная компетенция педагога в процессе музыкально-эстетического воспитания // Современное дошкольное образование: теория и практика: сборник научных трудов / Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии, Кафедра дошкольного образования. – Москва: Московский государственный областной университет, 2022. – С. 175-179.
46. Сидоров А. Ю. Формы и методы военно-патриотического воспитания (на примере учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи «авангард») // Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования: сборник научных статей, Чебоксары, 26 октября 2023 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2023. – С. 135-141.
47. Сорокина И. В. Просветительская деятельность музыкальных школ и её значение в эстетическом воспитании детей // Музыкальное исполнительство: история, теория, практика: Сборник статей. – Курск: Научно-методический Центр музыкальной культуры и искусства, 2023. – С. 46-52.
48. Суслов М. Г. Государство как организатор патриотического воспитания и как ценность для патриотического воспитания // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. – 2021. – № 3(3). – С. 143-154.
49. Темирханов С. А. Нравственное и патриотическое воспитание молодежи в сфере физической культуры и спорта // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 26 октября 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 237-240.
Третичные источники
50. Трофимова Е. Д. Технологии музыкального развития детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – 238 с.
51. Фомина Н. А. Интеллектуально-познавательное развитие детей в процессе музыкально-двигательного физического воспитания – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Сфера», 2021. – 184 с.
52. Хайрутдинова Д. Ф. Воспитание менеджера музыкального искусства: из опыта Казанской консерватории // От менеджмента искусства - к искусству менеджмента: Сборник научно-практических статей. – Казань: Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, 2023. – С. 4-5.
53. Хао,Ц. Интерпретация российских методик игровой деятельности в условиях музыкального воспитания детей в КНР : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Хао Цзансюи, 2024. – 235 с.
54. Харитонова Е. А. Логопедическая ритмика (раздел «Теоретические основы логопедической ритмики»): курс лекций. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – 44 с.
55. Чавро Т. В. Музыкальное воспитание дошкольников: учебно-методические материалы. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2021. – 264 с.
56. Челышева И. В. Подготовка будущих педагогов-психологов к организации патриотического воспитания средствами. – Москва: ООО «Директ-Медиа», 2023. – 124 с.
57. Чернобровкин В. А. Архивные документы как источник патриотического воспитания и формирования генеалогической культуры обучающихся приобщения к национальным ценностям. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – 53 с.
58. Чэньюй С. Осмысление понятий «творческие способности», «творческая активность»: теоретические аспекты // Мир детства в современном образовательном пространстве: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Том Выпуск 12. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – С. 319-320.
59. Шаповалова В. С. Патриотическое воспитание старшеклассников в деятельности организатора работы с молодежью с использованием элементов медиаобразования. – Москва: ООО «Директ-Медиа», 2023. – 92 с.
60. Шишко А. И. Исследование воздействия музыки на трудоспособность детей младшего школьного возраста // Мир детства в современном образовательном пространстве: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Том Выпуск 12. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – С. 325-326.
61. Юрков, Е. Ю. Музыка как необходимый элемент патриотического воспитания // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: Материалы VIII Международной научной конференции, Москва, 19–20 апреля 2024 года. – Москва: Московский художественно-промышленный институт, 2024. – С. 336-338.