Введение 3
ГЛАВА 1. Анализ литературы по проблеме исследования 10
1.1. Эмоциональная регуляция поведения: понятие, виды, характеристики.. ..10
1.2. Становление эмоциональной регуляции поведения в подростковом
возрасте 18
1.3. Современное состояние изучения проблемы формирования умений
эмоциональной регуляции поведения подростков 28
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей формированию эмоциональной регуляции поведения подростков 39
2.1. Организация, методы, и методики исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования особенностей эмоциональной регуляции
подростков 44
Выводы по второй главе 54
ГЛАВА 3. Психологическая программа формирования умений эмоциональной регуляции поведения учащихся подросткового возраста 56
3.1. Основные направления, формы, методы психологической работы по формированию умений эмоциональной регуляции поведения подростков...56
3.2. Содержание психологической программы формирования умений
эмоциональной регуляции поведения учащихся подросткового возраста 64
3.3. Проверка эффективности реализации программы формирования умений
эмоциональной регуляции поведения учащихся подросткового возраста 78
Выводы по третьей главе 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 100
Актуальность исследования.
Эмоциональная сфера жизни каждого человека составляет основу его повседневного взаимодействия с социальным окружением и внешним миром. Ежедневно человек вынужден сталкивать с различного рода ситуациями, которые тем или иным образом влияют на его психологическое и физическое состояние. Особенности формирования умения каждого человека контролировать свое эмоциональное состояние лежит в области рассмотрения проблемы эмоциональной регуляции поведения.
Эмоциональная регуляция поведения позволяет человеку контролировать своё эмоциональное состояние [Бреслав; Виленская; Выготский; Дрокина; Запорожец; Никольская]. В настоящее время исследователи отмечают, что эмоциональная регуляция поведения обеспечивает подстройку эмоционального опыта к повседневным событиям и выполняет функции, позволяющие адаптироваться к окружающей среде [Белей А.Ю.; Печерский; Уланова].
Несмотря на то, что проблема эмоциональной регуляции поведения является значимой для исследования на всех этапах возрастного развития и становления личности, в период подросткового возраста она обретает особую актуальность в связи с возрастными и психологическими особенностями развития в данный возрастной период. Именно в подростковом возрасте может значительно обостряться проблема эмоциональной регуляции поведения, поскольку наблюдаются определенные сложности в данной области, связанные в первую очередь с неравномерным развитием отдельных сторон психики, принимающих активное участие в произвольной регуляции деятельности. Так, в период подросткового возраста наблюдаются отставания в развитии нравственных качеств личности и тесно связанных с ними особенностей мотивации ведущей деятельности, самооценки (ее неустойчивость, неадекватность); также развитие воли тормозится доминированием индивидуальных свойств нервной системы, и связанных с ними особенностями эмоционального реагирования над сформированными психическими новообразованиями [20, с. 5].
Немаловажное значение на проявление характера эмоциональной регуляции поведения подростков могут оказывать постоянно изменяющиеся условия окружающей действительности, интенсивность и информационная насыщенность современной жизни, происходящие в современном обществе различные тенденции и преобразования в социально-экономической, политической и социальной сферах функционирования общества. Так, современные подростки находятся под влиянием и воздействием огромного количества стрессовых факторов, и результаты различных современных исследований указывают на то, что стресс в жизни современных подростков в значительной степени влияет на их здоровье и благополучие как на психологическом, так и на физиологическом уровне [40]...
В ходе проведенного исследования последовательно решался ряд исследовательских задач.
Проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, позволил определить эмоциональную регуляцию поведения как целостный комплекс психических процессов, обеспечивающих целенаправленное, осознанное, опосредованное изменение или преодоление актуального эмоционального состояния. Также было установлено, что основной функцией системы эмоциональной регуляции является адаптация индивида к различным внешним обстоятельствам и минимизация вероятности возникновения негативных эмоциональных переживаний и реакций. Возрастными психологическими особенностями развития личности в подростковом возрасте являются интенсивное развитие самосознания и самооценки; недостаточная сформированность механизмов волевой регуляции; преобладание возбуждения над торможением, низкая выдержка; слабо регулируемая активность, импульсивность; эмоции подростков нередко характеризуются ригидностью, инертностью. Активное формирование формального (рефлексивного) мышления в подростковом возрасте определяет целесообразность в рамках работы по благополучному становлению и развитию эмоциональной регуляции подростков направленность на совершенствование умения быстро и эффективно контролировать свои эмоции и поведение благодаря осознанию, осмыслению происходящих событий и возникающих эмоций. Кроме этого, анализ научных публикаций позволил установить, что в основе работы по формированию навыков эмоциональной регуляции подростков должна лежать деятельность, стимулирующая развитие и совершенствование их эмоционального интеллекта.
В рамках подготовки к экспериментальному исследованию были выделены следующие показатели изучения эмоциональной регуляции поведения подростков: преобладающие типы эмоциональных реакций; доминирующий стиль регуляции эмоций; поведенческие особенности эмоциональной регуляции. По итогам проведения диагностики испытуемых на констатирующем этапе исследования, были выявлены следующие особенности и характеристики эмоциональной регуляции подростков:
- высокая выраженность дисфорического и рефрактерного типа
эмоционального реагирования: большинство испытуемых отличаются
негативным восприятием стимулов окружающей среды; акцентируют внимание на амбивалентных стимулах, которые оседают в виде негативных эмоциональных переживаний и состояний;
- использование подростками как стратегии подавления эмоций, так и стратегии когнитивной переоценки событий, однако использование стратегии подавления экспрессии (которая является неконструктивной) среди испытуемых несколько выше;
- более чем у трети выборки (35%) отмечается уровень психической регуляции поведения ниже среднего (в поведении таких подростков проявляется тенденция психически негативных поведенческих реакций).
Выявленные особенности эмоциональной регуляции поведения подростков на констатирующем этапе исследования определили необходимость разработки и реализации в практической деятельности с подростками психологической программы формирования умений эмоциональной регуляции поведения учащихся подросткового возраста...
1. Алексеева, П.С., Афанасьева С.М. Особенности стратегий регуляции эмоций у старшеклассников с различным профилем латеральной организации мозга // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - № 4 (20), 2020. - С. 91-99.
2. Баркова, В.Л. Общепсихологические основы эмоционально-волевой регуляции поведения при нормальном и нарушенном развитии // Образовательный вестник «Сознание», vol. 18. - № 6, 2016. - С. 36-42.
3. Бартош О. П., Бартош Т. П. Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения подростков //Психология. Психофизиология. - 2012. - №. 6 (265).
4. Белей, А.Ю. Эмоциональная регуляция поведения как феномен. Вестник Ульяновского государственного технического университета. - № 1 (85), 2019. - С. 19-20.
5. Божович, Л.И. Личность и учение подростка //Психологическая наука и образование. - 1997. - Т. 2. - №. 1.
6. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - 3-е изд., стер. - Москва : Смысл : Академия, 2007. - 541 с.
7. Быкова, Е.А. К вопросу о формировании волевых качеств в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - № 2 (50), 2021. - С. 202-208.
8. Васильева, Е.В. Умения саморегуляции и стрессоустойчивости в профилактике аддиктивного поведения подростков // Гаудеамус, vol. 16. - № 3, 2017. - С. 93-95.
9. Верхотурова, Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте // Сибирский педагогический журнал. - № 8, 2011. - С. 264-273.
10. Виленская, Г.А. Развитие регуляции поведения в раннем онтогенезе : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. - Москва, 2000. - 151 с.
11. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
12. Воронова Е.Ф., Булдакова Н.В. Особенности развития личностной рефлексии младших подростков // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: сб. мат. конф. Киров, 2018. С. 50-54.
13. Выготский Л. С. Психология развития ребенка: [Сб. избр. тр.] / Л.С. Выготский. - М. : ЭКСМО, 2003. - 501 с.
14. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии. : учеб. пособие для студентов вузов - 2-е изд., 2005. - 399 с.
15. Горнова, С.В. Формы и методы работы по коррекции эмоциональных нарушений у подростков с интеллектуальными нарушениями / С.В. Горнова [Электронный ресурс] // Инфоурок: ведущий образовательный портал России. 2020 (дата обращения: 23.09.2021)...73