Обогащение профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
|
Реферат
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 9
1.1 Проблема профессионально-трудовых представлений у старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
легкой умственной отсталостью 22
1.3 Развитие профессионально-трудовых представлений у старших
дошкольников с легкой умственной отсталостью 30
1.4 Выводы по первой главе 44
Глава II. Изучение особенностей сформированности профессионально - трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 46
2.1 Организация и методика обследования профессионально-трудовых
представлений 46
2.2 Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению особенностей профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 53
2.3 Выводы по второй главе 64
Глава III. Организация педагогической работы по обогащению профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 66
3.1 Разработка специальной программы, по обогащению профессионально
трудовых представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 66
3.2 Организация непосредственной трудовой деятельности со старшими
дошкольниками с легкой умственной отсталостью в условиях детского сада 73
3.3 Количественный и качественный анализ результатов формирующего и контрольного эксперимента по выявлению уровня сформированности профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с
легкой умственной отсталостью 77
3.4 Выводы по третьей главе 85
Заключение 87
Библиография 91
Приложения 99
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 9
1.1 Проблема профессионально-трудовых представлений у старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
легкой умственной отсталостью 22
1.3 Развитие профессионально-трудовых представлений у старших
дошкольников с легкой умственной отсталостью 30
1.4 Выводы по первой главе 44
Глава II. Изучение особенностей сформированности профессионально - трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 46
2.1 Организация и методика обследования профессионально-трудовых
представлений 46
2.2 Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению особенностей профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 53
2.3 Выводы по второй главе 64
Глава III. Организация педагогической работы по обогащению профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 66
3.1 Разработка специальной программы, по обогащению профессионально
трудовых представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 66
3.2 Организация непосредственной трудовой деятельности со старшими
дошкольниками с легкой умственной отсталостью в условиях детского сада 73
3.3 Количественный и качественный анализ результатов формирующего и контрольного эксперимента по выявлению уровня сформированности профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с
легкой умственной отсталостью 77
3.4 Выводы по третьей главе 85
Заключение 87
Библиография 91
Приложения 99
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной образовательной практике дошкольного образования пропагандируется идея формирования у детей ранних представлений о профессиях, поскольку вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Первой ступенью знакомства дошкольников с миром профессий, где педагоги не только расширяют общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формируют у них определенный элементарный опыт, способствуя ранней профессиональной ориентации является - детский сад.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована ФГОС ДО, в котором один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда, а также формирования положительного отношения к труду. В разделе «Ребенок в семье и обществе» в старшей группе имеется задача - углубить представления о том, где работают родители, как важен их труд для общества.
Особенно эта проблема актуальна для детей с умственной отсталостью, ведь познавательные процессы у них формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, их мыслительные операции развиваются замедленно. Профессиональная ориентация является важнейшим этапом в процессе воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Формирование представлений о профессиях у детей с легкой умственной отсталостью актуально и потому, что благодаря им у ребенка формируется положительное отношение к труду, понимание его значимости. При ознакомлении с профессиями взрослых ребенок социализируется - он начинает понимать и регулировать свои поступки. Между тем, детские сады этой теме в работе с детьми с умственной отсталостью уделяют недостаточно внимания, знания о труде взрослых даются эпизодически, и по преимуществу основаны на словесных методах формирования представлений, тем самым уменьшая их возможность узнать о профессиях взрослых.
Степень разработанности проблемы. О необходимости формирования у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых писали многие известные педагоги и психологи. В своих работах В.И. Логинова, М.В. Крулехт пишут о важности знакомства детей как с процессом самого труда взрослых, так и о создании и получении разных продуктов труда. Утверждая, что тогда у детей сформируются правильные представления о трудовой деятельности взрослых, будет прививаться уважение к труду взрослых. Профессора Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. В своих исследованиях Т.И. Бабаева, А.Г. Гигоберидзе и др. рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий. Исследования В.В. Кондрашова, Н.Г. Кузнецовой посвящены формированию ранних представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности, в развивающей предметнопространственной среде. Вопросам изучения представлений об окружающей действительности у дошкольников с умственной отсталостью уделялось внимание в трудах таких авторов, как И.М. Бгажнокова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Между тем, анализ разработанности проблемы показал отсутствие научно-методических обоснований процесса формирования профессионально-трудовых представлений у детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Этот вопрос носит дискуссионный характер и в основном касается профориентации учащихся коррекционных школ. Поэтому работники дошкольных образовательных организаций испытывают трудности в выборе форм, методов, приемов, установлении специфики работы по дальнейшему самоопределению дошкольников с умственной отсталостью. Таким образом, выявилось противоречие между необходимостью формирования профессионально-трудовых представлений у дошкольников с умственной отсталостью и недостаточной разработанностью научно-методических основ и педагогических условий для ее реализации. Указанное противоречие обозначило проблему исследования: поиск эффективных методов и приемов, обеспечивающих обогащение профессионально-трудовых представлений дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Объект исследования: процесс обогащения профессионально
трудовых представлений детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: методы и приемы по обогащению
профессионально-трудовых представлений детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: изучение особенностей профессионально-трудовых представлений детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью, а также разработка методических рекомендаций по обогащению профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы профессиональнотрудовых представлений у детей с легкой умственной отсталостью.
2. Выявить особенности формирования профессионально-трудовых представлений у детей с легкой умственной отсталостью.
3. Провести исследование на установление уровня
сформированности профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
4. Разработать методические рекомендации по обогащению профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
5. Выявить образовательный потенциал разработанных
организационно-педагогических условий, как средства формирования профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что обогащению профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью будет способствовать создание следующих организационно-педагогических условий:
• выявление особенностей сформированности профессиональнотрудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью;
• разработка программы занятий по ознакомлению детей с различными профессиями и активизации профессионально-ориентированной игровой деятельности;
• включение детей в непосредственную трудовую деятельность в условиях детского сада;
• создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на обогащение профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
База исследования: МБДОУ № X города Канска Красноярского края. Исследованием охвачено 12 детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов обследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные положения педагогических исследований в области формирования профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью (Р.А. Афанасьева, И.М. Бгажнокова, Е.А. Екжанова, В.П. Кондрашов, Н.Г. Кузнецова, Е.А. Стребелева и др.).
Новизна исследования: определены организационно-педагогические условия по обогащению профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью в ДОО.
Научно-теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении данных, полученных в ходе исследования, их интерпретации и выводах, которые позволили расширить знания об изучаемых проблемах и возможных путях их решения.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована ФГОС ДО, в котором один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда, а также формирования положительного отношения к труду. В разделе «Ребенок в семье и обществе» в старшей группе имеется задача - углубить представления о том, где работают родители, как важен их труд для общества.
Особенно эта проблема актуальна для детей с умственной отсталостью, ведь познавательные процессы у них формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, их мыслительные операции развиваются замедленно. Профессиональная ориентация является важнейшим этапом в процессе воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Формирование представлений о профессиях у детей с легкой умственной отсталостью актуально и потому, что благодаря им у ребенка формируется положительное отношение к труду, понимание его значимости. При ознакомлении с профессиями взрослых ребенок социализируется - он начинает понимать и регулировать свои поступки. Между тем, детские сады этой теме в работе с детьми с умственной отсталостью уделяют недостаточно внимания, знания о труде взрослых даются эпизодически, и по преимуществу основаны на словесных методах формирования представлений, тем самым уменьшая их возможность узнать о профессиях взрослых.
Степень разработанности проблемы. О необходимости формирования у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых писали многие известные педагоги и психологи. В своих работах В.И. Логинова, М.В. Крулехт пишут о важности знакомства детей как с процессом самого труда взрослых, так и о создании и получении разных продуктов труда. Утверждая, что тогда у детей сформируются правильные представления о трудовой деятельности взрослых, будет прививаться уважение к труду взрослых. Профессора Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. В своих исследованиях Т.И. Бабаева, А.Г. Гигоберидзе и др. рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий. Исследования В.В. Кондрашова, Н.Г. Кузнецовой посвящены формированию ранних представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности, в развивающей предметнопространственной среде. Вопросам изучения представлений об окружающей действительности у дошкольников с умственной отсталостью уделялось внимание в трудах таких авторов, как И.М. Бгажнокова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Между тем, анализ разработанности проблемы показал отсутствие научно-методических обоснований процесса формирования профессионально-трудовых представлений у детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Этот вопрос носит дискуссионный характер и в основном касается профориентации учащихся коррекционных школ. Поэтому работники дошкольных образовательных организаций испытывают трудности в выборе форм, методов, приемов, установлении специфики работы по дальнейшему самоопределению дошкольников с умственной отсталостью. Таким образом, выявилось противоречие между необходимостью формирования профессионально-трудовых представлений у дошкольников с умственной отсталостью и недостаточной разработанностью научно-методических основ и педагогических условий для ее реализации. Указанное противоречие обозначило проблему исследования: поиск эффективных методов и приемов, обеспечивающих обогащение профессионально-трудовых представлений дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Объект исследования: процесс обогащения профессионально
трудовых представлений детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: методы и приемы по обогащению
профессионально-трудовых представлений детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: изучение особенностей профессионально-трудовых представлений детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью, а также разработка методических рекомендаций по обогащению профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы профессиональнотрудовых представлений у детей с легкой умственной отсталостью.
2. Выявить особенности формирования профессионально-трудовых представлений у детей с легкой умственной отсталостью.
3. Провести исследование на установление уровня
сформированности профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
4. Разработать методические рекомендации по обогащению профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
5. Выявить образовательный потенциал разработанных
организационно-педагогических условий, как средства формирования профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что обогащению профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью будет способствовать создание следующих организационно-педагогических условий:
• выявление особенностей сформированности профессиональнотрудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью;
• разработка программы занятий по ознакомлению детей с различными профессиями и активизации профессионально-ориентированной игровой деятельности;
• включение детей в непосредственную трудовую деятельность в условиях детского сада;
• создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на обогащение профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
База исследования: МБДОУ № X города Канска Красноярского края. Исследованием охвачено 12 детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов обследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные положения педагогических исследований в области формирования профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью (Р.А. Афанасьева, И.М. Бгажнокова, Е.А. Екжанова, В.П. Кондрашов, Н.Г. Кузнецова, Е.А. Стребелева и др.).
Новизна исследования: определены организационно-педагогические условия по обогащению профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью в ДОО.
Научно-теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении данных, полученных в ходе исследования, их интерпретации и выводах, которые позволили расширить знания об изучаемых проблемах и возможных путях их решения.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования у дошкольников знаний о труде взрослых. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском учреждение трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых способностей ребенка и заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе трудового воспитания ставится задача формирования у детей бережного отношения к любому труду; четкого представления о трудовой деятельности взрослых; развития интереса к труду взрослых; воспитания желания трудиться, приобщение к доступной трудовой деятельности, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
В соответствии с программой, трудовое воспитание в детском саду включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей. Одним из средств их трудового воспитания является ознакомление дошкольников с трудом взрослых.
Особенно эта проблема актуальна для детей с умственной отсталостью, ведь познавательные процессы у них формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, их мыслительные операции развиваются замедленно. Формирование представлений о профессиях у детей с легкой умственной отсталостью актуально и потому, что благодаря им у ребенка формируется положительное отношение к труду, понимание его значимости. При ознакомлении с профессиями взрослых ребенок социализируется - он начинает понимать и регулировать свои поступки. Рассматривая особенности организации работы по формированию у дошкольников знаний о труде взрослых, мы установили, что система работы по трудовому воспитанию строится по трём основным линиям: приближение детей к труду взрослых, приближение труда взрослых к детям и совместная деятельность взрослого и ребёнка. С учетом того, что игра - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, центральное место в работе по обогащению профессионально-трудовых представлений детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью о разнообразии профессий, о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах, о их взаимоотношениях с другими людьми отводится играм профессиональной направленности, и в первую очередь, сюжетно-ролевых играх, которые характеризуются наличием определенной профессиональной темы, имитируя производственную ситуацию, профессиональную среду, профессиональное поведение и пр. Таким образом, при правильной организации работы дети не только получат знания о профессиях, у них сформируется навык труда, уважительное отношение к труду, понимание того, что труд - основа всей жизни, что всё достигается большим трудом.
Во второй главе дипломной работы было проведено исследование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Работа проводилась на базе МБДОУ № X города Канска Красноярского края, в котором приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Выявление уровня сформированности у детей представлений о труде взрослых проведено с помощью методик: Г.А. Урунтаевой, Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых», Е.И. Медвецкой «Что такое профессия?» и Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых». А изучение сформированности трудовых навыков проводилось с помощью «Наблюдения за трудовой деятельностью детей» в следующих видах труда: хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. По итогам констатирующего эксперимента мы выяснили, что у большинства детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью преобладает низкий уровень сформированности профессионально-трудовых представлений(75,0%), средний уровень выявлен у 25,0% детей, а высокий уровень не показал ни один ребенок.
В третьей главе дипломной работы разработаны методические рекомендации по обогащению профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
С целью ознакомления с профессиями и трудом взрослых была разработана программа «Путешествие в страну профессий», разработано календарно-тематическое планирование и содержание занятий с профессиями близкими к социальному опыту детям с легкой умственной отсталостью. В ходе формирующей работы по обогащению профессионально-трудовых представлений детей особое внимание уделяется организации трудовой деятельности детей. С этой целью разработано «Тематическое планирование занятий по труду в природе». Кроме того, обогащению дошкольников знаниями о труде взрослых способствует специально организованная развивающая предметно-пространственная среда. Предложено создание игрового центра «Город профессий», в котором оборудованы несколько модулей с сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным и прочим материалом, и где дети имеют возможность «прожить» множество разнообразных профессий. Важным является то, что все предложенные рекомендации не содержат однообразных, шаблонных занятий. В ходе работы используется художественное слово, загадки, встречи с интересными людьми, экскурсии. Все указанные виды работы способствуют тому, что дошкольники с умственной отсталостью начинают дифференцировать свои знания, конкретизировать их в сюжете на профессиональную тематику, проявлять предпочтения определенных видов профессий.
Контрольное диагностическое обследование проводилось с использованием тех же методик, что и на этапах констатирующего и формирующего эксперимента.
Обобщенный анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о том, что предложенная организация педагогической работы по формированию профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью позволяет оптимизировать процесс их формирования. Следовательно, цель
исследовательской работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
В соответствии с программой, трудовое воспитание в детском саду включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей. Одним из средств их трудового воспитания является ознакомление дошкольников с трудом взрослых.
Особенно эта проблема актуальна для детей с умственной отсталостью, ведь познавательные процессы у них формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, их мыслительные операции развиваются замедленно. Формирование представлений о профессиях у детей с легкой умственной отсталостью актуально и потому, что благодаря им у ребенка формируется положительное отношение к труду, понимание его значимости. При ознакомлении с профессиями взрослых ребенок социализируется - он начинает понимать и регулировать свои поступки. Рассматривая особенности организации работы по формированию у дошкольников знаний о труде взрослых, мы установили, что система работы по трудовому воспитанию строится по трём основным линиям: приближение детей к труду взрослых, приближение труда взрослых к детям и совместная деятельность взрослого и ребёнка. С учетом того, что игра - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, центральное место в работе по обогащению профессионально-трудовых представлений детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью о разнообразии профессий, о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах, о их взаимоотношениях с другими людьми отводится играм профессиональной направленности, и в первую очередь, сюжетно-ролевых играх, которые характеризуются наличием определенной профессиональной темы, имитируя производственную ситуацию, профессиональную среду, профессиональное поведение и пр. Таким образом, при правильной организации работы дети не только получат знания о профессиях, у них сформируется навык труда, уважительное отношение к труду, понимание того, что труд - основа всей жизни, что всё достигается большим трудом.
Во второй главе дипломной работы было проведено исследование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Работа проводилась на базе МБДОУ № X города Канска Красноярского края, в котором приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Выявление уровня сформированности у детей представлений о труде взрослых проведено с помощью методик: Г.А. Урунтаевой, Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых», Е.И. Медвецкой «Что такое профессия?» и Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых». А изучение сформированности трудовых навыков проводилось с помощью «Наблюдения за трудовой деятельностью детей» в следующих видах труда: хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. По итогам констатирующего эксперимента мы выяснили, что у большинства детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью преобладает низкий уровень сформированности профессионально-трудовых представлений(75,0%), средний уровень выявлен у 25,0% детей, а высокий уровень не показал ни один ребенок.
В третьей главе дипломной работы разработаны методические рекомендации по обогащению профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
С целью ознакомления с профессиями и трудом взрослых была разработана программа «Путешествие в страну профессий», разработано календарно-тематическое планирование и содержание занятий с профессиями близкими к социальному опыту детям с легкой умственной отсталостью. В ходе формирующей работы по обогащению профессионально-трудовых представлений детей особое внимание уделяется организации трудовой деятельности детей. С этой целью разработано «Тематическое планирование занятий по труду в природе». Кроме того, обогащению дошкольников знаниями о труде взрослых способствует специально организованная развивающая предметно-пространственная среда. Предложено создание игрового центра «Город профессий», в котором оборудованы несколько модулей с сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным и прочим материалом, и где дети имеют возможность «прожить» множество разнообразных профессий. Важным является то, что все предложенные рекомендации не содержат однообразных, шаблонных занятий. В ходе работы используется художественное слово, загадки, встречи с интересными людьми, экскурсии. Все указанные виды работы способствуют тому, что дошкольники с умственной отсталостью начинают дифференцировать свои знания, конкретизировать их в сюжете на профессиональную тематику, проявлять предпочтения определенных видов профессий.
Контрольное диагностическое обследование проводилось с использованием тех же методик, что и на этапах констатирующего и формирующего эксперимента.
Обобщенный анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о том, что предложенная организация педагогической работы по формированию профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью позволяет оптимизировать процесс их формирования. Следовательно, цель
исследовательской работы достигнута, поставленные задачи выполнены.





