Введение 3
Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников при обучении русскому языку как неродному
1.1 Психолого-педагогические особенности развития словарного запаса
детей младшего школьного
возраста 4
1.2 Основные направления работы над словарем младших школьников при
обучении русскому языку как неродному 12
1.3 Особенности словаря младших школьников и источники его
обогащения 19
1.4 Тематические группы лексики в русском
языке 24
Выводы по I главе 32
Глава II. Экспериментальная работа по обогащению словарного запаса младших школьников-долган при обучении русскому языку как неродному
2.1 Определение актуального уровня развития словарного запаса русского
языка учащихся долганской начальной школы 37
2.2 Программа совершенствования словарного запаса младших школьников-
долган на основе изучения тематической группы
«Человек» 48
Выводы по II
главе 53
Заключение 55
2.4. Список литературы 57
2.5.
Приложения 63
Россия - многонациональная страна, в которой проживают представители около 200 национальностей. Русский язык является государственным языком, поэтому каждый гражданин обязан его знать. Русский язык является одним из богатейших языков мира. Лексика русского языка неисчерпаемо богата: она постоянно пополняется все новыми и новыми лексическими единицами, которые делают русскую речь красивой, многообразной и универсальной. Язык выполняет главную функцию - передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме. Пополнение словарного запаса позволяет участникам общения более точно выражать свои мысли.
Овладение русским языком как неродным в условиях межнационального общения является важным фактором формирования личности, определяет успешность взаимодействия в разных ситуациях общения, освоения ценностей общенациональной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием. Поэтому изучение русского языка является приоритетным в обучении младших школьников.
Примерная программа для начальной школы по русскому языку как иностранному определяет круг речевых умений и навыков, которые должны формироваться на протяжении четырех лет обучения при изучении фонетики, грамматики, правописания и развития речи.
Вопросами обучения младших школьников русскому языку как неродному занимались такие ученые, как А.А. Леонтьев, Л.А. Вербицкая, Т.М. Балыхина, О.Я. Гойхман, И.И. Халеева, Н.И. Гез и многие другие.
Из вышесказанного следует, что работа по обогащению словарного запаса младших школьников-долган является актуальной проблемой.
Цель: разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса учащихся долганской начальной школы лексикой русского языка;
Объект: процесс обогащения словаря младших школьников при изучении русского языка как неродного.
Предмет: тематические группы слов русского языка как средство обогащения словаря учеников долганской начальной школы .
Задачи:
1. Проанализировать учебную и научную литературу для выявления возможностей по обогащению словарного запаса младших школьников- долган лексикой русского языка;
2. Определить словарь-минимум лексики русского языка для учащихся долганской начальной школы;
3. Разработать комплекс упражнений, направленный на выяснение актуального уровня развития словарного запаса русского языка младших школьников- долган;
4. Провести диагностику, позволяющую выяснить уровень владения лексикой русского языка как неродного у школьников долганской начальной школы;
5. Разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса русского языка учащихся младших классов долганской школы.
Методы исследования:
1. Анализ теоретической литературы;
2. Эксперимент;
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Гипотеза: мы предполагаем, что можно достигнуть более высокого уровня владения лексикой, если включить в комплекс упражнений по русскому языку круг слов тематической группы «Человек», входящей в словарь-минимум на основе принципов коммуникативной значимости, учета парадигматических и синтагматических связей между словами.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений.
Анализ теоретической литературы по проблеме исследования позволил определить методологический аппарат и выявить основные положения, которые легли в основу экспериментальной работы.
Психологические особенности усвоения словарного запаса учащимися долганской начальной школы определяются возрастными показателями младших школьников, которые заключаются в развитии целеполагания, постепенном переходе от конкретного мышления к абстрактному.
Обогащение словаря при усвоении русского языка как неродного наиболее эффективно в составе изучения тематических групп лексики, которые включают в себя разные виды системных отношений: лексику разных частей речи, которая соотносится на основе родо-видовых отношений, соотношения части и целого, синонимических, антонимических связей, многозначности слова. Усвоение словарного запаса происходит с учетом законов сочетаемости языковых единиц.
Для диагностики актуального уровня развития словаря русского языка у младших школьников-долган были выбраны задания, в которых учитывался переводной и беспереводной (идеографический) способ семантизации. Учащимся предлагалось перевести слова разных тематических групп с долганского языка на русский, сгруппировать картинки с изображением предметов по родо-видовому признаку, соотнести родовые и видовые наименования, по названию части (животных) определить целое.
Анализ ответов учеников показал, что их словарный запас находится преимущественно на среднем и низком уровне.
Для программы обогащения словаря русского языка нами была выбрана наиболее значимая с коммуникативной точки зрения тематическая группа лексики «Человек». Слова, входящие в данную тематическую группу,
были распределены в 3 подгруппы: «Части тела человека», «Семья», «Профессии».
Словарный состав каждой подгруппы определил выбор заданий, наиболее соответствующих семантике входящих в нее единиц. Так, в подгруппе «Части тела человека» предлагались задания, в которых учащиеся соотносят наименования частей тела на долганском и русском языке, определяют последовательность расположения частей тела человека. Используется материал сказки «Красная шапочка» для определения функций частей тела, вводится фразеологический материал, включающий в себя наименования этой подгруппы.
При рассмотрении подгруппы «Семья» учащиеся знакомятся с терминами родства, возрастными характеристиками людей, составляют словосочетания и предложения. В состав упражнений включаются однокоренные слова, слова с суффиксами эмоциональной оценки.
При изучении подгруппы «Профессии» учениками по картинкам определяются названия профессий, выясняется, чем занимаются люди разных профессий на основе составления словосочетаний существительных и глаголов, предлагаются задания на исключение лишнего. Работа над обогащением словаря проводится с использованием словарей.
Таким образом, последовательная работа над усвоением словарных единиц в составе тематической группы позволяет осознать системные связи, осмысленно употреблять слова в собственной речи.
1. Аксенова Е.Е. Барболина А.А. Букварь для 1класса долганской школы. Ленинград «Просвещение» Ленинградское отделение.1990 г.
2. Аксенова Е.Е Бельтюкова Н.П Кошеверова Т.М. Словарь Долганско- русский и русско-долганский. Санкт-Петербург. Отделение издательства «Просвещение». 1992г.
3. Андреева О.А. Идеографический анализ лексики как способ выявления концептов кельтской картины мира /Вестник Томского государственного университета. Филология. 2009. № 323. С. 9 - 12.
4. Абдуллаев А., Рамазанова Д. Лексический минимум: принципы отбора слов и распределения по классам // Русский язык в национальной школе. - 2013. - № 2. - С. 36 - 41.
5. Андреева И., Гасанова П., Тудвасева З., Чахкиева Р. Трудности усвоения русского языка как государственного учащимися-билингвами // Русский язык в национальной школе. - 2014. - № 2. - С. 15 - 21.
6. Баранов М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся // Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2001. - 368 с.
7. Барболина А.А. Картинный словарь долганского языка. Санкт-Петербург: «Просвещение». 1995.
8. Блонский П.П. Психология младшего школьника.- М.: Просвещение, 2001. - 576 с.
9. Бочарова Н.А., Лысакова И.П., Розова О.Г. Азбука для тех, кто изучает русский язык как неродной: Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2008 г.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Просвещение, 2001. - 414 с.
11. Выготский Л.С. Умственное развитие в процессе обучения. - М.:
Просвещение, 2001. - 135 с.
12. Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Курнешова Л.Е., Омельченко Е.А. Интеграция мигрантов средствами образования. М: Издательский дом «Этносфера», 2008г.
13. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. — М.: Знание, 2002. - 80 с.
14.Зеньковский В.И. Психология детства. - М.: Просвещение, 1999. - 151 с.
15. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 320 с....49