Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования дисциплинированности в младшем школьном возрасте 5
1.1. Описание процесса формирования дисциплинированности
младших школьников 5
1.2. Описание особенностей процесса формирования
дисциплинированности младших школьников 10
1.3. Описание условий повышения эффективности процесса.14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическая часть исследования 20
2.1. Методика проведения констатирующего среза 20
2.2. Описание и объяснение результатов констатирующего
исследования 23
2.3. Программа развития дисциплинированности 30
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложения 44
Дисциплинированность - интегративное качество личности, которое тесно связано с умениями и привычками управлять своим поведением, подчинять его собственным правилам и требованиям со стороны коллектива и общества, образующееся как элемент сознания и способ практического привычного действия по мере накопления опыта успехов и достижений, благодаря дисциплинированным индивидуальным и коллективным усилиям [12].
Сенситивным периодом формирования дисциплинированности выступает младший школьный возраст, поскольку именно здесь появляется важнейшее новообразование, оказывающее существенное влияние на формирование дисциплинированности - произвольность; закладываются основы нравственности; идет сознательное освоение социальной среды и способов деятельности (М.М. Безруких, М.Н. Волокитина, Л.А. Высотина, Т.Я. Долгая, В.В. Зеньковский, А.А. Люблинская, А. В. Мудрик, Н.Ф. Талызина, Д.И. Фельдштейн, С.Г. Якобсон и др.) [19].
Дисциплинированность младшего школьника как интегративное качество личности включает в себя организованность, целеустремлённость, ответственность и проявляется в поступках и сознательном выполнении общественных норм и правил поведения [42].
Цель исследования: выявить особенности развития дисциплинированности у младших школьников и разработать комплекс корректирующих мероприятий.
Объект - процесс формирования дисциплинированности младших школьников.
Предмет- особенности формирования дисциплинированности младших школьников.
Гипотеза- дисциплинированность в младшем школьном возрасте характеризуется: осознанным выполнением установленного в данной деятельности порядка, добровольным выполнением правил, установленных коллективом, вниманием и самоконтролем, уровнем усвоения социальных норм поведения, которые у учащихся 4 класса находятся на среднем уровне сформированности.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Теоретическое описание объекта исследования.
3. Теоретическое описание предмета исследования.
4. Определение критериев изучения объекта исследования. В соответствии с выбранными критериями описание уровней состояния объекта.
5. Подбор методик, позволяющих выявить уровни состояния объекта.
6. Разработка диагностической программы исследования.
7. Проведение констатирующего среза.
8. Проведение обработки результатов исследования и представление их в виде таблиц и диаграмм.
9. Качественное и количественное описание результатов констатирующего среза и подтверждение/опровержение гипотезы исследования.
10. Определение и описание условий, которые позволят улучшить ситуацию.
11. Описание комплекса корректирующих мероприятий.
Проблема воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте всегда была актуальной. На её решение оказывали и оказывают самые разнообразные факторы: экономические, социально-политические, материальные и другие.
Сознательная дисциплина является необходимой предпосылкой для обучения. Без создания необходимых внешних условий, порядка, без признания авторитета учителя нельзя строить процесс обучения.
Рассматривая проблему сознательной дисциплины в воспитательном плане, можно утверждать, что она является как результатом, так и предпосылкой воспитания отдельных черт личности. Без сознательной дисциплины нельзя воспитать в детях трудолюбие, организованности, умения планировать. 0на способствует формированию у школьников культуры поведения, адекватному включению в учебно-воспитательный процесс, создаёт условия для преодоления недостатков.
Сознательная дисциплина остаётся существенной частью воспитания подрастающего поколения, необходимым условием работы школы, результатом воспитания, органической и важной составляющей нравственного воспитания.
Сознательная дисциплина даёт возможность активно включиться в многогранную творческую жизнь, укрепляет духовный рост, обращается к разуму, воле, чувствам. В современной школе по-прежнему актуально стремление учащихся быть дисциплинированными не в силу давления извне, а в силу собственных добровольных побуждений, что должно привести к самодисциплине.
Для развития дисциплины необходима длительная, кропотливая работа всего педагогического коллектива, проводимая изо дня в день совместно с семьёй ребёнка и социумом.
Воспитание сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно-цельной личности, в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно -ценного поведения.
1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 2005 г.-247 с.
2. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении // Психология учебной деятельности школьников. - М., 1982.
3. Андриенко И. Воспитание сознательной дисциплины учащихся // Советская педагогика. 1950. - №3.
4. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. Выпуск № 6. -М.: «Инноватор», 1996. С. 73-81.
5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2006 г.. - 284 с.
6. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного
процесса/Ю.К.Бабанский.- М.: Ран-издат, 2002.-389с.
7. Бабанский Ю.К. Об управлении процессом воспитательных воздействий // Советская педагогика. -1971. - №8. - С. 33-41
8. Байбородова JI.B., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие / Изд-е 2-е, испр., дополн. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1998. 356с.
9. Барабанщиков А.В. Воспитание сознательной дисциплины // Советская педагогика. 1983. - №8. - С. 11-17.
10. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы со школьниками. - М., 2006 г.
11. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе.-М., 2007 г.
12. Большая Российская энциклопедия в 2 т./Главный редактор В.В. Давыдов. М., 1993.
13. Букатов, В.М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения. / В.М.
Букатов. // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 53 - 57.
14. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. / Н. П. Вайзман - М.: АГРАФ, 2006. - Вып.1. - 133 с.
15. Валеева С.Г., Валеев И.И. Школа без дисциплины. - М.: МПА, 1999 г.
16. Вершинин М.С. Конфликтология. Курс лекций. С-Петербург, Изд-во Михайлова, 2000. - 59с.
17. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения
школьников: Из опыта работы / Сост. Ф.А. Бобков. - М.:
Просвещение, 1982.
18. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников / Под ред. И.С.Марьенко. М., 1982. - 159 с.
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика. Т.З. - М.: «Педагогика», 1983. -368с.; Т.4. -М.: «Педагогика», 1984. -432с.
20. Газман О. Дисциплина // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. - Т.1. - С. 274-276.
21. Гордин, Л.Ю. Теоретические основы методики воспитания
сознательной дисциплины и культуры поведения школьников [Текст] / Л.Ю. Гордин // Методика воспитания сознательной дисциплины школьников.- 1982.- № 12.- 30 с.
22. Гончаров Н.К. О дисциплине // Антология по истории педагогики в России. М., 2000. - С. 358-361.
23. Гмурман В.Е. Дисциплина в школе. М., 1958. - 240 с.
24. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград,1995.-93 с.
25. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004 г.
26. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.; Учпедгиз, 1956. - 373с.
27. Ежеленко, В.Б. Воспитание дисциплинированности школьников первой ступени в отечественной педагогике 20-х гг. XX в. [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук / В. Б. Ежеленко, Ж. Е. Кондакова.- М.: 2000. - 20 с.
28. Каптерев П. Ф., Избранные пед. соч./ П. Ф. Каптерев - М., 2008, - 932 с.
29. Коменский Ян Амос. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1995.
30. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М.: 1995.
31. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.
Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1988. - 416 с.
32. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины // Школьные технологии - 2005.
33. Кривцова, С. В. Воспитание: наука хороших привычек: Практическое руководство для педагога и школьного психолога/С.В.Кривцова, Е.А.Махматулина.- М.: Глобус, 2005. - 367 с.
34. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 2000. - 228 с.
35. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология ( Развитие ребёнка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. - М.: Ун-та Российской академии образования, 2009. - 378 с.
36. Лев Толстой; вступ. Ст., погот . текста и коммент. Т.Г. Юрченко; Рос. Акад. Наук; Ин-т науч. Информ. по обществ.наукам-М.: Лаком-книга: Габестро, 2009.-20т
37. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.:Юрайт-М,2001. - 607 с.
38. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов./ Лукьянова М.И., Калинина Н.В - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998
предупреждение педагогической запущенности учащихся. Свердловск, 1987 г.-С. 4
40. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - С.-Пб.: Питер, 2011. - 794 с.
41. Майкина О.Н. Опыт воспитания дисциплинированности у школьников // Советская педагогика. 1986. - №4. - С. 55-56.
42. Макаренко А.С. О воспитании./ А.С. Макаренко - М., 1988
43. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч.В7-мит. М., 2000, т. 4.
44. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе, 1958 г.
45. Макаренко А.С. Из опыта работы // Соч.: в 8 т. М.: «Педагогика», 1985. Т.4. - С. 365-375.
46. Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте: Д ис. ... канд. психол. наук. - Н.Новгород: НГПУ, 2004. - 201 с.
47. Маркова, А.К., Орлов А.Б.. Мотивация учения и ее воспитания у школьников./ Маркова, А.К., Орлов А.Б. - М, Инфра-С, 1999.- 352 с.
48. Музальков, А.В. Воспитание сознательной дисциплины учащихся [Текст] / А.В. Музальков. - Елец., 1990.- 248с. - Библиогр.: с.39
49. Музальков, А.В. Воспитание дисциплинированности учащихся в учебной деятельности [Текст]:автореф.дис. доктор пед. наук: 13.00.01./ А.В Музальков. - Елец., 1996.- 367 с.
50. Нечаев В.Я. Дисциплинированность организационный принцип школьного образования // Педагогика, 2000. - №5. - С. 27-32.
51. О дисциплине // Семья и школа. 1983. - №3. - С. 5-9.
52. Педагогика: Учебник. / Под редакцией Ю.К. Бабанского. М.: 1983.
53. Педагогическая энциклопедия. Под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова.М., 1966.
54. Пирогов Н И. Вопросы жизни. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1985. - С. 52-70.
55. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 е.: ил.
56. Райх В. Как я добиваюсь дисциплины на уроке? М., 1986. - 80 с.
57. Раскин Л.Е. Воспитание дисциплинированности. М., 1946.160 с.
58. Рогожникова, Р А. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника. / Р А. Рогожникова, Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2002. - 152 с.
59. Рогожникова, Р.А. Теория и практика воспитания
дисциплинированности школьников на основе ценностного отношения к человеку: Автореф. дис. д - рапед. наук. Екатеринбург, 2004. - 40 с.;
60. Сахипгареева, Л. А. Проблема школьной дисциплины [Текст] / Л.А. Сахипгареева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 201-205
61. Свирская Л.В.. Методика ведения педагогических наблюдений.- С24 Пб.: Образовательные проекты; М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010
62. Сергеева, В. С. Воспитание дисциплинированности как добровольно принятой ценности // Сельская школа, 2004. - № 1. - С. 33.
63. Сергеева, В.С. Воспитание дисциплинированности как добровольно принятой ценности [Текст] // Сельская школа, 2004. - № 1. - С. 33.
64. Словарь по социальной педагогике // Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. -М„ 2002. -368 с.
65. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров, 2006 г.
66. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред.
М.А.Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 416 с.
67. Стратилатов, П.В. О системе работы учителя./ П. В. Стратилатов - М, Инфо-С, 2010.-236 с.
68. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.,2007.
69. Тубельский, А. Н. Формирование опыта демократического поведения учеников и учителей./ А.Н. Тубельский // Учитель, который работает не так. / Под ред. А. Н. Тубельского. М.: Издательство Московского Цента Вальдорфской педагогики, 2003. - С. 283 - 294.
70. Уинделл Дж. Дисциплина: 50 надежных способов воспитания детей. - М., 1996.- 157 с.
71. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения./ К. Д. Ушинский - М, Инфра -С, 1999. - 230 с.
72. Фридман Л. М. Опыт оценки воспитанности учащихся //Педагогика № 4. 1997. С.64
73. Шамова Т. Н., Нефедова К — А., Воспитание сознательной
дисциплины школьников в процессе обучения, М., 1985. О. С.
Газман.
74. Шкитина, Н.С. Подготовка будущего учителя к формированию школьной дисциплинированности / Н.С. Шкитина // Начальная школа. -2004. №5. С.14-16
75. www.academy35.ru
76. www.p-lib.ru
77. www.univer5.ru
78. robotlibrary.com
79. infourok.ru
80. kladraz.ru