ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Красноярский транспортный комплекс 5
1.1 Общая характеристика Красноярского
транспортного комплекса 5
1.2 Железнодорожный транспорт 5
1.3 Водный транспорт 8
1.4. Воздушный транспорт 10
1.5. Автомобильный транспорт 11
1.6 Трубопроводный транспорт 13
1.7 Стратегические цели развития транспортного комплекса 15
1.8 Меры стимулирования развития транспортного комплекса 22
Глава 2. Современный подход к преподаванию географии в школе: образовательные технологии и средства обучения 24
2.1 Образовательные технологии на уроках географии 24
2.2 Наглядные средства обучения географии 28
2.3 Принципы использования наглядных средств обучения 41
Глава 3. Разработка урока по теме «Транспортный комплекс
Красноярского края» с использованием наглядных средств обучения 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 511
ПРИЛОЖЕНИЕ А 555
Школьный курс географии содержит в себе большое количество различных разделов, одним из которых является раздел «Главные отрасли и межотраслевые комплексы», в рамках которого изучаются сельское хозяйство, отрасли промышленности, связи с другими отраслями, особенности размещения и конечно же транспорт - виды транспорта, значение для хозяйства, проблемы транспортного комплекса.
Переоценить значение транспортного комплекса в Красноярском крае просто невозможно, ведь Красноярский край — субъект Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, который является вторым по площади субъектом России и крупнейшим из краёв. Площадь его составляет 2 366 797 км2.
Благодаря значительным запасам металлических руд, наличию энергетических ресурсов, и доставшейся с советского времени тяжёлой индустрии, край является абсолютным лидером среди регионов страны по выработке промышленного продукта на одного жителя, на регион приходится 3,2 % всего объёма промышленной продукции, произведенной на территории России. Также регион относится к основным экономически важным субъектам федерации по уровню ВРП.
Благодаря своему уникальному географическому положению, Красноярский край является крупным транспортно-распределительным и транзитным узлом Сибирского федерального округа. Транспортный комплекс края представлен всеми видами транспорта, включая трубопроводный.
В связи с вышесказанным, транспортная система является ключевой системообразующей инфраструктурной отраслью, непосредственно влияющей на развитие производительных сил и качество жизни населения. Инфраструктура отрасли и оказываемые услуги по перевозке грузов и людей обеспечивают доступность территорий, способствуют формированию безопасных и комфортных условий проживания для населения, создают необходимые условия для развития отраслей экономики, что делает актуальным постоянное изучение состояния транспортной системы края, обнаружение таких проблем и поиск путей совершенствования существующей системы.
Изучение данной темы в школьном курсе географии является тем связующим звеном в изучении отраслей хозяйства, позволяющим объяснить многие экономические процессы с географической точки зрения. Именно поэтому важно преподавателю найти наиболее эффективные способы для изучения данной темы.
Цель настоящего исследования - разработать урок по географии с применением наглядных средств для изучения транспортного комплекса Красноярского края.
Объект исследования - процесс обучения географии в школе.
Предмет исследования - использование наглядных средств при изучении транспортного комплекса Красноярского края на уроках географии.
Задачи исследования:
- изучить виды транспорта, представленные в регионе;
- дать характеристику текущему состоянию развития отрасли;
- изучить стратегические перспективы развития транспортного
комплекса Красноярского края.
- рассмотреть примеры использования наглядных средств при изучении транспортного комплекса на уроках географии.
При написании работы использовались общенаучные методы исследования, такие как анализ изучаемых источников, синтез, прогнозирование статистической, а также наблюдение, описание и картографический метод.
Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. География, будучи междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду и социум, так и демографию, этнографию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие другие направления.
Использование наглядных технологий, в том числе использование на уроках технологий ИКТ способствует развитию личности ребенка, росту профессионального мастерства преподавателя, ускоряет и обогащает учебный процесс.
Уроки с использованием мультимедиа, дают возможность представить учебный материал в самых разнообразных формах, и тем самым удовлетворить запросы учащихся различных психологических типов.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости учащихся; развитию навыков самообразования и самоконтроля у учащихся; формированию информационно-коммуникационной компетентности; развитию информационного мышления; повышению уровня комфортности обучения; повышению активности и инициативности на уроке.
Применение мультимедиа делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого учащегося. Необходимо дать возможность учащемуся самостоятельно познакомиться с учебным материалом и выполнить все задания для закрепления информации. При этом ученик может дополнительно использовать информацию из учебника, атласа и других источников.
Выводы.
1) Благодаря своему уникальному географическому положению, Красноярский край является крупным транспортно-распределительным и транзитным узлом Сибирского федерального округа. Транспортный комплекс края представлен всеми видами транспорта, включая трубопроводный.
2) Использование наглядных средств, в том числе использование на уроках технологий ИКТ, способствует росту качества обучения, росту профессионального мастерства преподавателя, оптимизирует, ускоряет и обогащает учебный процесс по географии. Уроки с использованием мультимедиа дают возможность сделать урок более наглядным, представить учебный материал в самых разнообразных формах,
3) При разработке урока «Транспортный комплекс Красноярского края. Виды транспорта» были использованы такие наглядные средства, как компьютерная презентация, настенные карты, схема видов транспорта.
1. Букин В. Водная транспортная инфраструктура Красноярского
края. - URL:
https://www.korabel.ru/news/comments/vodnaya_transportnaya_infrastruktura_krasnoyarskogo_kraya.html (дата обращения 19.04.2019).
2. Гайсумова, Л. Д. Наглядность как метод формирования понятий, явлений и образов на уроках географии / Л. Д. Гайсумова, М. Ж. Чатаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8).
— С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/1001/
3. Гакаев, Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 4¬7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/181/
4. Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Научное мнение. — 2014. -№ 4.
5. Гакаев, Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» / Р. А. Гакаев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015.
— № 2 (2). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/7/245/
6. Генеральный план территориального развития города
Красноярска - URL:
http ://www.admkrsk.ru/citytoday/building/town_planning/pages/shema_transport.aspx (дата обращения 17.04.2019).
7. Давлетмирзаева, Ф. А. Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях современной школы / Ф. А. Давлетмирзаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара :
ООО "Издательство АСГАРД", 2015.
https://moluch.ru/conf7ped/archive/202/8632
8. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.
9. Информационный портал Карты России. - URL: http://maps-russ.ru/243078.html (дата обращения 10.04.2019).
10. Информационный портал «Схемы и таблицы», раздел география [Электронный ресурс]. - URL: https://схемо.рф/schema/geografija
11. История Северо-Сибирской железной дороги [Электронный ресурс] // Журнал «Эксперт-Урал». - 2008 -№24. - Режим доступа: - URL: http ://www.expertural.com/
12. Карты и схемы Транссибирской магистрали. - URL: https://transsib.ru/cat-map.htm (дата обращения 15.04.2019).
13. Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие для вузов. - Курск: КГТУ, 2004. с. 121¬130.
14. Красноярская железная дорога. - URL:
http://kras.rzd.ru/stattc/public/ru7STRUCTURE_IDM (дата обращения
20.04.2019).
15. Министерство транспорта Красноярского края. - URL: http://mintrans.krskstate.ru/ (дата обращения 10.04.2019).
16. Пермикин, В. Ю. Проблемы развития железнодорожных узлов на современном этапе / В. Ю. Пермикин, В. С. Колокольников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 73-75. — URL:https ://moluch.ru/archive/46/5592/
17. Приоритетный инвестиционный проект «Строительство автодороги Байкит-Богучаны» [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Красноярского края - 2014. - Режим доступа:http://krskinvest.ru/
18. Проект Стратегии развития Красноярского края до 2030 года. - URL:http://www.krskstate.ru/2030/plan74_3_2 (дата обращения 15.04.2019).
19. Сатимбаева, Юлдузхон. Классификация методов обучения /
Юлдузхон Сатимбаева, А. У. Кориев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 113-115. — URL:
https ://moluch.ru/archive/177/46184/
20. Солтахмадова, Л. Т. Активизация познавательной деятельности на уроках географии в условиях новой школы / Л. Т. Солтахмадова, Л. Ш. Батыжева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 225-228. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8532/
21. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. №877-р.
22. Схема автодорог Красноярского края. Подробные карты России. - URL: http://rf-map.ru/1090622.html (дата обращения 15.04.2019).
23. Схема территориального планирования Красноярского края. Том I / С.-Петербург : Изд-во ФГУП Российский государственный институт урбанистики, 2008. - 28 с. (дата обращения 19.04.2019).
24. Управления Федерального службы государственной статистики
по Красноярскому краю, республики Хакасии и республики Тыва, раздел «Транспорт» URL:
http://www.krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/statistics/hakStat/enterprises/transport/ (дата обращения 15.04.2019).
25. Тангиров, Х. Э. Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения / Х. Э. Тангиров, Т. Т. Абдусаломов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 489-491. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14687/
26. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2010-2020 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. №848) с изменениями и дополнениями от: 31 мая 2006 г., 9 июля 2007 г., 10 апреля, 20 мая 2008 г., 17 марта 2009 г., 22 апреля, 12 октября, 21 декабря 2010 г., 18 апреля, 5 мая, 3 ноября, 30 декабря 2011 г
27. Чатаева, М. Ж. Словесные методы обучения географии в целях активизации мышления учащихся / М. Ж. Чатаева, Л. Д. Гайсумова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 9¬12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/1002/
28. 9 сервисов для весёлой географии [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://newtonew.com/web/9-servisov-dlja-veseloj-geografii