Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕПРИВАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №167114

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2021
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРИВАЦИИ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 8
1.1. Теоретические аспекты игры и возрастные характеристики умения
играть в сюжетно-ролевые игры 8
1.2. Причины депривации сюжетно-ролевой игры детей старшего
дошкольного возраста 14
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕПРИВАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Результаты исследования уровня умения играть у детей старшего
дошкольного возраста 27
2.3. Создание педагогических условий, направленных на преодоление
депривации сюжетно-ролевой игры 34
2.4. Оценка эффективности реализации педагогических условий преодоления депривации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста . 44
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66


В период дошкольного детства педагогами постоянно подчеркивается значение игры как необходимого источника новообразований дошкольного возраста. Именно в игре наиболее эффективно формируются воображение, произвольность, общение, самосознание, творческая активность и другие важнейшие качества личности [27].
В дошкольном возрасте ребенок полноправно не участвует в жизни взрослых, но может выражать свои потребности через игру. Игра дает возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него и проиграть все интересующие его роли и модели поведения [42, с. 7].
Игра - это особый вид деятельности человека. В психологии игра научно объяснена как своеобразная детская деятельность, она представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей среды. Игра возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни [16, с. 26].
Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
В ходе игры ребенок неизбежно переживает временные трудности, промахи и неудачи, но часто именно они являются основной ценностью. В преодолении конкретных проблем у ребенка происходит становление характера, формирование личности, возникает необходимость получить помощь и, когда необходимо, прийти на помощь другим [8].
Сюжетно-ролевая игра позволяет детям развиваться, расширять свои знания, формировать навыки взаимодействия с окружающей средой, друг с другом. Игра способствует эмоциональному и социальному развитию детей. По мере того, как дети учатся играть, они развивают и улучшают эмоциональные и социальные навыки, которые будут служить им в школьной обстановке и других аспектах жизни [38].
Актуальность. Самое существенное изменение, которое произошло в современном дошкольном детстве, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились и по количеству и по продолжительности сюжетно-ролевые игры [30]. Дети дошкольного возраста практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, одним из признаков современного мира является снижение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно- потребностной сферы ребенка, также его воли и произвольности психических процессов [41].
Выявлено, что причинами ухода сюжетно-ролевой игры из дошкольного детства являются непонимание развивающего значения сюжетно-ролевой игры взрослыми, в детских садах наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой, отсутствие разновозрастных детских сообществ, также технологизация детской игры, маркетизация детства. Однако одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Значение игры преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижается [28]. Это обстоятельство подчеркивает необходимость выделения особенностей преодоления депривации сюжетно¬ролевой игры в дошкольном детстве.
Таким образом, обнаружено противоречие между тем, что игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста является источником их развития и тем, что депривация игры не позволяет использовать её ресурсы. Нет четких алгоритмов преодоления депривации сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве. Повышение активности детей в игровой деятельности, а так же развитие игровой мотивации возможно через совместную игру ребенка и взрослого, развитие игровых умений путем упражнений.
Актуальность и социальная значимость проблемы, а также педагогическая целесообразность ее решения обусловили выбор темы исследования «Педагогические условия преодоления депривации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: депривация сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия преодоления депривации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности преодоления депривации сюжетно-ролевой игры и составить перечень педагогических условий для преодоления депривации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: поскольку в старшем дошкольном возрасте содержанием игры становится воспроизведение социальных отношений, правилами являются нормативы выполнения определённых действий, связанных с социальной ролью, особое место в игре занимают ролевые отношения, предполагается, что преодолению депривации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста будет способствовать учет следующих педагогических условий:
- развитие инициативности детей;
- формирование представления о профессиях;
- расширение репертуара ролевого поведения;
- развитие творческой импровизации;
правильное использование предметно-пространственной среды.
Задачи исследования:
- изучить теоретические источники по проблеме значимости сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве;
- выявить причины депривации сюжетно-ролевой игры;
- обосновать методы исследования уровня развития сюжетно-ролевой игры (умения играть) детей старшего дошкольного возраста;
- эмпирическим путем изучить особенности проявления сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать перечень педагогических условий для преодоления депривации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
- оценить эффективность предложенных педагогических условий в процессе преодоления депривации сюжетно-ролевой игры.
Методологической и теоретической основой исследования послужили следующие концепции и теоретические положения:
- о значимости сюжетно-ролевой игры для развития детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн);
- о депривации детской игры (И.Ф. Слепцова, Д.И. Фельдштейн, Е.О. Смирнова);
- об особенностях современного детства (Д.И. Фельдштейн).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по теме
исследования, систематизация, обобщение, сравнение;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, свободное интервью, проективная методика «Игровая комната», количественные и качественные методы обработки данных.
База исследования: МДОУ «Детский сад № ХХХ» г. Красноярска.
Участники исследования: дети старшей группы «Звездочки» МДОУ «Детский сад № ХХХ» г. Красноярска в количестве 12 человек, семьи (родители и/или законные представители) воспитанников.
Научная новизна заключается в выдвижении педагогических условий преодоления депривации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке педагогических условий преодоления депривации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста, что будет полезно педагогам, родителям и администрации дошкольных образовательных организаций (ДОО).
Апробация и внедрение результатов исследования.
По результатам исследования опубликована статья.
Баранова А.А. Причины депривации сюжетно-ролевой игры в современном дошкольном детстве // Современный образ детства и векторы развития дошкольного образования. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С. 20-23.
Статья на тему «Педагогические условия преодоления депривации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» принята оргкомитетом и находится в процессе опубликования в Декаднике науки института психолого-педагогического образования «Научный портал-2021» памяти М.Н. Высоцкой.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т.е. адекватный уровень познавательного развития. Однако, одним из рисков современного дошкольного детства является депривация типично детского вида деятельности - сюжетно-ролевой игры, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, также его воли и произвольности психических процессов.
В ходе исследования осуществлен анализ теоретических источников по исследованию депривации детской игры в современном дошкольном детстве. Раскрыта роль игры в дошкольном детстве и особенности возрастных характеристик умения играть.
Анализ научной литературы показал, что сюжетно-ролевая игра позволяет детям развиваться, расширять свои знания, формировать навыки взаимодействия с окружающей средой, друг с другом. Игра способствует эмоциональному и социальному развитию детей. По мере того, как дети учатся играть, они развивают и улучшают эмоциональные и социальные навыки, которые будут служить им в школьной обстановке и других аспектах жизни.
Выявлены причины ухода сюжетно-ролевой игры из дошкольного детства, прежде всего, это непонимание развивающего значения сюжетно-ролевой игры взрослыми, отсутствие разновозрастных детских сообществ, еще одной причиной депривации детской игры, которая проявляется в современном мире, является технологизация детской игры и маркетизация детства, а так же причиной является подмена игры игровыми формами обучения.
Проведено исследование депривации детской игры и умения детей старшего дошкольного возраста играть. Базой исследования выступил один из детских садов г. Красноярска. В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы: метод наблюдения, анкетирования, свободное интервью и проективная методика «Игровая комната».
Метод наблюдения использовался с целью отследить, как проявляется сюжетно-ролевая игра у каждого ребенка, метод анкетирования использовался с целью получения информации из ответов родителей о том, как ребенок проводит время дома, из ответов педагогов - получить информацию об организации сюжетно-ролевой игры в группе детского сада. C целью определить, какие любимые игры и игрушки у детей, использовался метод свободного интервью. А для исследования умения дошкольников играть в сюжетно-ролевые игры использовалась проективная методика «Игровая комната» (автор О.М. Дьяченко).
Исследование показало, что у 50% семей дома нет игровых наборов для сюжетно-ролевой игры, предпочтение в игрушках отдается конструкторам, Лего-наборам (100%), дидактическим играм (75%), электронным игрушкам (92%) и играм на телефоне и компьютере (92%).
Значение игры преимущественно рассматривается как чисто дидактическое, что доказано в нашем исследовании: воспитатели детского сада отдают свое предпочтение в выборе игры с детьми в пользу дидактических, настольно-печатных и театрализованных игр.
Результаты показали, что у детей преобладает средний уровень развития игровых навыков, что составляет 50% детей. Дети со средним уровнем могут предложить один вариант сюжетно-ролевой игры или игры с правилами (50%), либо только настольно-печатные игры (32%), иногда - игры, предполагающие наличие двух партнеров (17%). Высокий уровень развития игровых навыков составляет 32% детей. Низкий уровень составляет 17% детей.
Следовательно, возникла потребность в создании педагогических условий, которые препятствовали бы развитию депривации сюжетно¬ролевой игры. Поэтому, нами разработан комплекс игр и упражнений, направленный на развитие инициативности, представлений о профессиях, ролевом поведении, творческой импровизации и разработаны рекомендации педагогам и родителям о правильном использовании предметно¬пространственной среды. Данный комплекс и рекомендации педагогам был внедрен и использован педагогом детей старшего дошкольного возраста в одном из садов детского сада, после чего было проведено наблюдение за игровой деятельностью детей.
Результаты контрольного этапа показали, что состав детей в сюжетно-ролевой игре увеличился до 3-4 человек в игре. Репертуар игр стал более разнообразен. Увеличилось количество детей проявляющих инициативу по организации игры. Анализ предметной среды группы позволил сделать вывод, что у детей для разнообразия игр и сюжетов в группе есть все необходимое оборудование.
Так же можно, сказать что, у детей расширилось представление о профессиях, дети научились отражать знания о профессиях взрослых и в игре. Применяя полученные знания о ролевом поведении, дети применяли на себя роль и воспроизводили действительность выбранной роли в сюжетно¬ролевой игре. Разработанные рекомендации способствовали правильному использованию предметно-пространственной среды педагогом.
Таким образом, мы можем заключить, что задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность // Справочник старшего воспитателя. 2014. № 8. С. 46-50.
2. Акименко А.И. Картотека театрализованных игр для детей
старшей группы [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-
rechi/2014/01/08/kartoteka-teatralizovannykh-igr-starshaya-gruppa (дата
обращения 12.03.2021).
3. Бородина В.Н., Певнева Е.В. Роль игры в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста // Развитие человека в современном мире. Новосибирск, 2015. С. 178-186.
4. Блонский П.П. Псевдология. М., 1999. 353 с.
5. Вербианова О.М., Груздева О.В. Психология ребенка.
Красноярск, 2017. 137 с.
6. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших
дошкольников: практическое пособие. М., 2009. 128 с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-75.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Дошкольное образование. № 5. 2005. С. 15-22.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2004. 512с.
10. Гейдельбах С.С. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии
дошкольников. Омск, 2016. URL:
https://www.1urok.ru/categories/19/articles/223(дата обращения: 05.03.2020).
11. Гладкова Ю. Семья как субъект образовательных отношений: взаимодействие, сотрудничество, партнерство // Дошкольное воспитание. 2018. № 5. С. 44-52.
12. Груздева О.В. Индивидуально-личностное развитие детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Красноярск, 2010. 244 с.
13. Запорожец А.В. Роль игры в воспитании детей. М., 1976. 96 с.
14. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: практическое пособие. М., 2001. 64 с.
15. Королева М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 788-791.
16. Клюева Н.В. Педагогическая психология. М., 2003. 400 с.
17. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995. 144 с.
18. Маликова, Т. Н. Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат // Молодой ученый. 2016. № 17 (121). С. 132-134.
19. Маслюк. С.П. Развитие творческого потенциала дошкольников
через игры-импровизации [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-
rechi/2014/01/08/kartoteka-teatralizovannykh-igr-starshaya-gruppa (дата
обращения 12.03.2021).
20. Медведева, К.А. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО // Педагогическое мастерство: материалы VII Международной научной конференции. М., 2015. С. 93-95.
21. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебное методическое пособие. Великий Новгород, 2006. 126 с.
22. Микулова Е.М. Картотека проблемных ситуаций для детей
старшего дошкольного возраста через игру [Электронный ресурс] // Солнечный свет. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/kartoteka-problemnyh-situaciy-dlya-detey.2364913/ (дата обращения 10.03.2021).
23. Николаева Л.Ю. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. 2016. № 2 (7). С. 25-29.
24. Руденко В.А. Анкета и интервью в педагогическом исследовании. Минск, 2007. URL: https://library.by/portalus/modules/shkola/readme.php?subact ion=showfull&id= 1192707878&archive= 1195938639&start_from=&ucat=&(дата обращения: 05.12.2020).
25. Самойлова В.А. Особенности поведения дидактических игр с
детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Балашиха, 2018. 5 с. // Всероссийский сайт для педагогов ДОУ. URL:
http://2018.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/dekabr/no-4702-publikaciya-na- temu-osobennosti-provedeniya-didakticheskih-igr-s-detmi-starshego-doshkolnogo- vozrasta/(дата обращения: 15.03.2021).
26. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
27. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психология и педагогика игры. М. 2017. 223 с.
28. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 92-98.
29. Сайкина Е.В. Игра как основной вид деятельности дошкольника. Омск, 2017. 31 с.
30. Служаева М.М. Роль игр в развитии личности детей дошкольного возраста. Тамбов. 2017. С. 118-119.
31. Сухомлинский В.А. Значение игровых технологий в работе с детьми. 2018. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=yi82znHZC... (дата обращения: 04.04.2020).
32. Слепцова И. Депривация детской игры как риск современного дошкольного детства: причины и способы преодоления в условиях ФГОС ДО //Дошкольное воспитание. 2017. № 6. С. 11-16.
33. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5-11.
34. Смирнова Е.О. Метод диагностики сюжетной игры дошкольников // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 3. с. 52.
35. Суровицкая М.В. Сборник диагностик, направленных на выявление уровня сформированности социально-коммуникативного развития. Камышлов, 2017. 69 с.
36. Слепцова И. Депривация детской игры как риск современного дошкольного детства: причины и способы преодоления в условиях ФГОС ДО //Дошкольное воспитание. 2017. № 6. С. 11-16.
37. Токарев А.А. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2012. № 5 (40). С. 520-523.
38. Федюшина М.В., Попова И.Е., Жильникова С.А. Сюжетно¬ролевая игра дошкольников, ее значимость и роль воспитателя в организации игры // Развитие современного образования: от теории к практике: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебокрасы, 2019. С. 71-73.
39. Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013. URL:
http s: //ргауоЬгаг.гн/Гейегаlnyj - до sudarstvennyj -оbrazоvatelnyj - standart- озЬко1подо-оЬгагоуатуа/ (дата обращения: 5.10.2020).
40. Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.12г.
41. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Психология образования. 2011. № 1. С. 3-12.
42. Хилько М. Возрастная психология. М., 2013. 145 с.
43. Чернова А.А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы X Международной научной конференции. М., 2017. С. 55-57.
44. Чоома А.Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития
дошкольников // Актуальные задачи педагогики: материалы VII
Международной научной конференции. Чита, 2016. С. 63-66.
45. Шайхутдинова Г.М. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных способностей детей. Казань, 2019. С. 379-381.
46. Шмаков С.А. Игра и дети. М., 1968. 62 с.
47. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 1999. 360 с.
48. Asieieva Yulina, Panawtova Maria. Influenge game оп регзоиа1 4еуе1оршеп1 оГ р^ейоо1 children // Spirit time. № 15. 2019. P. 32-34.
49. Мошка Jensterle. Use оГ the didactic game Mundus at web safety tests. 2019. 67 p.
50. Rustamova M.E., Fayzullaeva M.Z. Formation of a plot game in
children of primary preschool age // Достижения науки и образования. № 12. 2020. Р. 67-69.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ