Развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 6
1.1. Подходы к пониманию социально-психологической адаптации 6
1.2. Развитие социально-психологической адаптации в младшем
школьном возрасте 13
1.3. Особенности развития социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста в условиях трудной жизненной ситуации 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 26
2.1. Описание диагностических методик по исследованию развития
социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации 26
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования развития
социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации 30
2.3. Рекомендации по развитию социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 6
1.1. Подходы к пониманию социально-психологической адаптации 6
1.2. Развитие социально-психологической адаптации в младшем
школьном возрасте 13
1.3. Особенности развития социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста в условиях трудной жизненной ситуации 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 26
2.1. Описание диагностических методик по исследованию развития
социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации 26
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования развития
социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации 30
2.3. Рекомендации по развитию социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
В современной России в связи с увеличением числа семей, находящихся в кризисном социально-экономическом положении, всё чаще в педагогике и психологии стало употребляться такое понятие, как дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Актуальность проблемы сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, во многом определяется социально-экономическим кризисом последних десятилетий, значительно повлиявшим на положение подрастающего поколения и повлекшим трудности в социально-психологической адаптации детей, предпосылками которых являются досуг, здоровье, нарушенные взаимоотношения в семье, образование.
Современные исследования в области психологии развития личности и социальной психологии определяют важность формирования свойств и способностей, значимых для социально-психологической адаптации на различных этапах жизни ребенка (Э.Х.Эриксон, А.А.Началджян, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин и др).
Период младшего школьного возраста является сензитивным для развития рефлексивных способностей, становления адекватной самооценки, формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, и нарушения адаптации в этот период повышают риск негативных последствий для личностного развития [5]. Уровень интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки на ребенка младшего школьного возраста многократно возрастает в трудной жизненной ситуации, что, безусловно, осложняет развитие адаптивных способностей детей.
К вопросу изучения социально-психологической адаптации посвящены множество исследований: социально-психологическая адаптация студентов, мигрантов, подростков, адаптация к ДОУ, к школе. Малоизученными остаются вопросы социально-психологической адаптации детей в трудной жизненной ситуации. Поэтому мы выбрали в качестве нашей темы «Развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Цель: изучение особенностей развития социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект: социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет: развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза: развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, характеризуется рядом особенностей в области внутренних переживаний и поведенческих проявлений.
Задачи:
1) Изучить литературу по вопросу социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2) Дать социально-психологическую характеристику детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3) Провести эмпирическое исследование социально¬
психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4) Выявить уровни социально-психологической адаптации у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5) Разработать рекомендации по развитию социально - психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной программы «Клуб общения» в работе психологов учреждений. Основные положения и выводы исследования могут послужить основой для совершенствования развития социально- психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Теоретическая основа исследования:
• теоретические подходы к пониманию феномена социально-психологической адаптации: (Л. Филлипс, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, К. Роджерс, В. Франкл, А.А. Налчаджяна, В.Н. Дружинин, Е.В. Мороденко, А.И. Хаустова).
• исследование особенностей развития социально-психологической адаптации у детей младшего школьного возраста: (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконина, О.В. Хухлаева)
• основные положения трудной жизненной ситуации: (Н.Г. Осухова, А.В. Лакреева и М.В. Хомутова)
Методы:
1) Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной
литературы по теме исследования.
2) Эмпирические: тестирование, проективные методики, наблюдение.
Методики:
• Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)
• Методика определения самооценки «Лесенка» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)
• «Фильм-Тест» (Р. Жиля, адаптация И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой)
• «Карта наблюдения» (Л. Стотта)
3) Методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни с определением уровня значимости различий.
Современные исследования в области психологии развития личности и социальной психологии определяют важность формирования свойств и способностей, значимых для социально-психологической адаптации на различных этапах жизни ребенка (Э.Х.Эриксон, А.А.Началджян, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин и др).
Период младшего школьного возраста является сензитивным для развития рефлексивных способностей, становления адекватной самооценки, формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, и нарушения адаптации в этот период повышают риск негативных последствий для личностного развития [5]. Уровень интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки на ребенка младшего школьного возраста многократно возрастает в трудной жизненной ситуации, что, безусловно, осложняет развитие адаптивных способностей детей.
К вопросу изучения социально-психологической адаптации посвящены множество исследований: социально-психологическая адаптация студентов, мигрантов, подростков, адаптация к ДОУ, к школе. Малоизученными остаются вопросы социально-психологической адаптации детей в трудной жизненной ситуации. Поэтому мы выбрали в качестве нашей темы «Развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Цель: изучение особенностей развития социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект: социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет: развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза: развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, характеризуется рядом особенностей в области внутренних переживаний и поведенческих проявлений.
Задачи:
1) Изучить литературу по вопросу социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2) Дать социально-психологическую характеристику детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3) Провести эмпирическое исследование социально¬
психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4) Выявить уровни социально-психологической адаптации у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5) Разработать рекомендации по развитию социально - психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной программы «Клуб общения» в работе психологов учреждений. Основные положения и выводы исследования могут послужить основой для совершенствования развития социально- психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Теоретическая основа исследования:
• теоретические подходы к пониманию феномена социально-психологической адаптации: (Л. Филлипс, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, К. Роджерс, В. Франкл, А.А. Налчаджяна, В.Н. Дружинин, Е.В. Мороденко, А.И. Хаустова).
• исследование особенностей развития социально-психологической адаптации у детей младшего школьного возраста: (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконина, О.В. Хухлаева)
• основные положения трудной жизненной ситуации: (Н.Г. Осухова, А.В. Лакреева и М.В. Хомутова)
Методы:
1) Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной
литературы по теме исследования.
2) Эмпирические: тестирование, проективные методики, наблюдение.
Методики:
• Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)
• Методика определения самооценки «Лесенка» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)
• «Фильм-Тест» (Р. Жиля, адаптация И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой)
• «Карта наблюдения» (Л. Стотта)
3) Методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни с определением уровня значимости различий.
В результате проведенного анализа теоретической литературы и эмпирического исследования о развитии социально-психологической адаптации можно сделать следующие выводы:
Социально-психологическая адаптация - это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработку собственного стиля поведения.
Основываясь на работах И.О. Зотовой, И.К. Кряжева, Е.В. Мороденко, выделяющих объективные и субъективные критерии социально-психологической адаптации, и подходе О.В. Хухлаевой к пониманию адаптации младших школьников через уровни их психологического здоровья, мы выделили три уровня развития социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Полученные результаты эмпирического исследования, позволили определить уровни развития социально-психологической адаптации и выявить ряд содержательных особенностей, характеризующих развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В целом уровень развития социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации ниже, чем у «обычных» детей: преобладают средний и низкий уровни (60% и 20% соответственно), в то время как для детей - учащихся средней школы более характерны высокий и средний уровни (60% и 40% соответственно). Значимые различия по основным критериям социально¬психологической адаптации показывают следующее: во внешнем плане дети в трудной жизненной ситуации демонстрируют трудности во взаимоотношении с родителями, учителями и сверстниками, проявляют конфликтность, отгороженность, пассивно-страдательные и активно¬агрессивные формы поведения во взаимоотношениях с окружающими. В плане внутренних переживаний для таких детей более характерны проявления социального стресса, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая самооценка, неуверенность, преобладание повышенной школьной тревожности.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что основная область проблем, характеризующих развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, определяется сферой взаимодействия ребенка с окружающими. Следовательно, в рамках психолого-педагогического и социально-психологического сопровождения таких детей в специализированных организациях, важно осуществлять целенаправленную работу по развитию коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста, которая будет способствовать развитию способности детей понимать себя и других, расширять репертуар поведения, осваивать конструктивные способы взаимодействия в сложных и конфликтных ситуациях. Все это позволит детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, более успешно устанавливать дружеские контакты со сверстниками и взрослыми, эффективнее осуществлять учебную деятельность и, как следствие, будет оказывать позитивное влияние на развитие социально-психологической адаптации таких детей.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза, связанная с развитием социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, которая характеризуется рядом особенностей в области внутренних переживаний и поведенческих проявлений подтвердилась.
Социально-психологическая адаптация - это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработку собственного стиля поведения.
Основываясь на работах И.О. Зотовой, И.К. Кряжева, Е.В. Мороденко, выделяющих объективные и субъективные критерии социально-психологической адаптации, и подходе О.В. Хухлаевой к пониманию адаптации младших школьников через уровни их психологического здоровья, мы выделили три уровня развития социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Полученные результаты эмпирического исследования, позволили определить уровни развития социально-психологической адаптации и выявить ряд содержательных особенностей, характеризующих развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В целом уровень развития социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации ниже, чем у «обычных» детей: преобладают средний и низкий уровни (60% и 20% соответственно), в то время как для детей - учащихся средней школы более характерны высокий и средний уровни (60% и 40% соответственно). Значимые различия по основным критериям социально¬психологической адаптации показывают следующее: во внешнем плане дети в трудной жизненной ситуации демонстрируют трудности во взаимоотношении с родителями, учителями и сверстниками, проявляют конфликтность, отгороженность, пассивно-страдательные и активно¬агрессивные формы поведения во взаимоотношениях с окружающими. В плане внутренних переживаний для таких детей более характерны проявления социального стресса, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая самооценка, неуверенность, преобладание повышенной школьной тревожности.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что основная область проблем, характеризующих развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, определяется сферой взаимодействия ребенка с окружающими. Следовательно, в рамках психолого-педагогического и социально-психологического сопровождения таких детей в специализированных организациях, важно осуществлять целенаправленную работу по развитию коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста, которая будет способствовать развитию способности детей понимать себя и других, расширять репертуар поведения, осваивать конструктивные способы взаимодействия в сложных и конфликтных ситуациях. Все это позволит детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, более успешно устанавливать дружеские контакты со сверстниками и взрослыми, эффективнее осуществлять учебную деятельность и, как следствие, будет оказывать позитивное влияние на развитие социально-психологической адаптации таких детей.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза, связанная с развитием социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, которая характеризуется рядом особенностей в области внутренних переживаний и поведенческих проявлений подтвердилась.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ
ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Ресоциализация девочек младшего школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018



