Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Работа №167112

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2021
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 6
1.1. Подходы к пониманию социально-психологической адаптации 6
1.2. Развитие социально-психологической адаптации в младшем
школьном возрасте 13
1.3. Особенности развития социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста в условиях трудной жизненной ситуации 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 26
2.1. Описание диагностических методик по исследованию развития
социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации 26
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования развития
социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации 30
2.3. Рекомендации по развитию социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58


В современной России в связи с увеличением числа семей, находящихся в кризисном социально-экономическом положении, всё чаще в педагогике и психологии стало употребляться такое понятие, как дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Актуальность проблемы сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, во многом определяется социально-экономическим кризисом последних десятилетий, значительно повлиявшим на положение подрастающего поколения и повлекшим трудности в социально-психологической адаптации детей, предпосылками которых являются досуг, здоровье, нарушенные взаимоотношения в семье, образование.
Современные исследования в области психологии развития личности и социальной психологии определяют важность формирования свойств и способностей, значимых для социально-психологической адаптации на различных этапах жизни ребенка (Э.Х.Эриксон, А.А.Началджян, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин и др).
Период младшего школьного возраста является сензитивным для развития рефлексивных способностей, становления адекватной самооценки, формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, и нарушения адаптации в этот период повышают риск негативных последствий для личностного развития [5]. Уровень интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки на ребенка младшего школьного возраста многократно возрастает в трудной жизненной ситуации, что, безусловно, осложняет развитие адаптивных способностей детей.
К вопросу изучения социально-психологической адаптации посвящены множество исследований: социально-психологическая адаптация студентов, мигрантов, подростков, адаптация к ДОУ, к школе. Малоизученными остаются вопросы социально-психологической адаптации детей в трудной жизненной ситуации. Поэтому мы выбрали в качестве нашей темы «Развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Цель: изучение особенностей развития социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект: социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет: развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза: развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, характеризуется рядом особенностей в области внутренних переживаний и поведенческих проявлений.
Задачи:
1) Изучить литературу по вопросу социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2) Дать социально-психологическую характеристику детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3) Провести эмпирическое исследование социально¬
психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4) Выявить уровни социально-психологической адаптации у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5) Разработать рекомендации по развитию социально - психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной программы «Клуб общения» в работе психологов учреждений. Основные положения и выводы исследования могут послужить основой для совершенствования развития социально- психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Теоретическая основа исследования:
• теоретические подходы к пониманию феномена социально-психологической адаптации: (Л. Филлипс, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, К. Роджерс, В. Франкл, А.А. Налчаджяна, В.Н. Дружинин, Е.В. Мороденко, А.И. Хаустова).
• исследование особенностей развития социально-психологической адаптации у детей младшего школьного возраста: (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконина, О.В. Хухлаева)
• основные положения трудной жизненной ситуации: (Н.Г. Осухова, А.В. Лакреева и М.В. Хомутова)
Методы:
1) Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной
литературы по теме исследования.
2) Эмпирические: тестирование, проективные методики, наблюдение.
Методики:
• Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)
• Методика определения самооценки «Лесенка» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)
• «Фильм-Тест» (Р. Жиля, адаптация И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой)
• «Карта наблюдения» (Л. Стотта)
3) Методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни с определением уровня значимости различий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного анализа теоретической литературы и эмпирического исследования о развитии социально-психологической адаптации можно сделать следующие выводы:
Социально-психологическая адаптация - это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработку собственного стиля поведения.
Основываясь на работах И.О. Зотовой, И.К. Кряжева, Е.В. Мороденко, выделяющих объективные и субъективные критерии социально-психологической адаптации, и подходе О.В. Хухлаевой к пониманию адаптации младших школьников через уровни их психологического здоровья, мы выделили три уровня развития социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Полученные результаты эмпирического исследования, позволили определить уровни развития социально-психологической адаптации и выявить ряд содержательных особенностей, характеризующих развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В целом уровень развития социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации ниже, чем у «обычных» детей: преобладают средний и низкий уровни (60% и 20% соответственно), в то время как для детей - учащихся средней школы более характерны высокий и средний уровни (60% и 40% соответственно). Значимые различия по основным критериям социально¬психологической адаптации показывают следующее: во внешнем плане дети в трудной жизненной ситуации демонстрируют трудности во взаимоотношении с родителями, учителями и сверстниками, проявляют конфликтность, отгороженность, пассивно-страдательные и активно¬агрессивные формы поведения во взаимоотношениях с окружающими. В плане внутренних переживаний для таких детей более характерны проявления социального стресса, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая самооценка, неуверенность, преобладание повышенной школьной тревожности.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что основная область проблем, характеризующих развитие социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, определяется сферой взаимодействия ребенка с окружающими. Следовательно, в рамках психолого-педагогического и социально-психологического сопровождения таких детей в специализированных организациях, важно осуществлять целенаправленную работу по развитию коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста, которая будет способствовать развитию способности детей понимать себя и других, расширять репертуар поведения, осваивать конструктивные способы взаимодействия в сложных и конфликтных ситуациях. Все это позволит детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, более успешно устанавливать дружеские контакты со сверстниками и взрослыми, эффективнее осуществлять учебную деятельность и, как следствие, будет оказывать позитивное влияние на развитие социально-психологической адаптации таких детей.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза, связанная с развитием социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, которая характеризуется рядом особенностей в области внутренних переживаний и поведенческих проявлений подтвердилась.



1. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. 158 с.
2. Бадьина Н.П. Развитие адаптивных качеств личности обучающихся / ИПКиПРО Курганской области. Курган, 2006. 42 с.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 267 с.
4. Булгаков А.В., Чайка В.Г. Социально-психологическая помощь офицерам в ходе структурных преобразований Вооруженных сил России. учебное, пособие / Под общ. ред. В.П. Каширина. М.: ВУ, 2001. 130 с.
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А., Эльконин Д.Б. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2007. 160 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 2008. 504 с.
7. Гурова Е.В., Седова Н.Н., Шляхта Н.Ф. Диагностика психического развития детей: Учебно-методическое пособие к курсу «Возрастная психология». Москва, 1992.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.
9. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб, пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия. 2000. 160 с.
10. Зиглер Д. Хьелл Л. Теории личности. СПб.: Питер-пресс, 1997. 608 с.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. М.: Питер, 2001. 752 с.
12. Кураев Г.А. Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. Лекция 8 - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. 146 с.
13. Лакреева А. В., Хомутова М. В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 24. С. 135-140. URL: http://e-koncept.ru/2016/56426.htm.(дата обращения 26.12.2016).
14. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. Белгород, 2002. 200 с.
15. Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. 365 с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2004. 352 с.
17. Мороденко Е.В. Социально-психологические критерии социальной адаптации личности в переходные (кризисные) периоды (поступление в вуз, окончание вуза, первичное трудоустройство): автореферат дисс.канд. психол. наук. Ярославль, 2011. 23 с.
18. Началджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван: ЭПО, 1988. 262 с.
19. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб, пособие для студентов. М.: Академия, 2002. 256 с.
20. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 288 с.
21. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Просвещение, 1986. 430 с.
22. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с франц. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 680 с.
23. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2009. 192 с.
24. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. М.: Дом «БАХРАХ-М» Самара, 2001.
25. Реан А.А. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. М.: Питер, 2004. С. 9-14.
26. Токарева Ю.Д. Коммуникативный тренинг для развития личности и формирования коммуникативных навыков: учебно-методическиепособия и материалы для учителей. Смоленск, 2016.
27. Федотова Ю.Ю. Практическое руководство по применению методики «Фильм-тест» Р. Жиля. Методические указания для студентов психол. факультета. Владивосток, 2004. 25 с.
28. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
29. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. 456 с.
30. Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990. 106 с.
31. Хаустова А.И. Социально-психологическая адаптация // Молодой ученый. 2016. №26. С. 614-617.
32. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб, пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 208 с.
33. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. - 5-е изд., стереотип. Т.1. М.: Русский язык - Медиа, 2002. 624 с.
34. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Академия, 1989. 56 с.
35. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия. 2000. 384 с.
36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
37. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. журнал. 1994. № 1. С. 35-52.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ