ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА И ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1 Основы в формирования имиджа 11
1.2 Особенности формирования имиджа образовательной организацией. . 21
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1. Методология исследования восприятия обучающихся имиджа образовательной организации 35
2.2 Восприятие имиджа школы обучающимися техникума 39
2.3 Восприятие имиджа школы обучающимися школы 48
Выводы по главе 2 56
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРАГНИЗАЦИЕЙ 58
3.1 Определение главных и второстепенных рекомендаций для
формирования положительного имиджа образовательной организацией на основе нормативных документов 58
3.2 Карта рекомендаций от обучающихся для формирования
положительного имиджа образовательного учреждения 61
Выводы по главе 3 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Одна из потребностей людей - это формировать положительное отношение к себе у окружающих. Еще в древности при совершении сделок и проведении переговоров учитывались человеческие и деловые качества партнера, как коммуникабельность, уверенность в себе, ответственность. Иногда успех сделки зависел от сформированного ранее образа и имиджа (совокупности представлений, сформированных общественным мнением о том, как должен себя вести партнер в зависимости от его статуса). Как правило, грамотно сформированный имидж и несёт успех во многих отраслях деятельности. Со временем желание формировать положительное отношение к своей деятельности появляется у лиц, занимающихся экономической и политической деятельностью, а в результате развития общества практически у всех организаций, ведущих разнообразную деятельность, в том числе и образовательные организации. Благоприятный имидж необходим образовательным организациям, как для личного, так и для внешнего сотрудничества, он представляет из себя важный капитал, который укрепляет взаимоотношения школы с государством, коммерческой организацией, которые способствуют повышению статуса и финансированию образовательного учреждения. Благодаря имиджу формируется репутация образовательной организации - высокий или низкий рейтинг, желание родителей отдать детей в эту организацию, возможность финансирования коммерческими организациями. Следовательно, любое поведение образовательной организации способно формировать положительный или отрицательный имидж у окружающих в её сторону. Имидж представляет большую информационно-воспитательную роль для граждан страны, в первую очередь для подрастающего поколения.
Актуальность темы исследования: Согласно указу президента от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» российская система образования должна выйти в десятку ведущих стран по качеству образования, а также должна быть обеспечена глобальной конкурентоспособностью. Следовательно, государство должно быть заинтересовано в формировании качественного образования и совершенствования самих образовательных организаций. В образовании идет формирование будущей ответственной личности государства, которая должна быть всесторонне развита и заинтересована в развитии себя и государства. Интерес к развитию и изучению нового закладывается в образовательной системе, в частности в школе. Но большинство обучающихся, выпускаясь из школы имеют разное качество знаний и разное отношение к процессу обучения, школе и даже к государству. В современной системе образования большинство школ в России имеют разное финансирование, разный контингент обучающихся (дети из социально неблагополучных семей, обычных семей и т.д.), в школах по-разному преподают общеобразовательные предметы (качественно/ не качественно), следовательно, у каждой образовательной организации есть свои характерные черты и своя репутация в обществе. Высокая репутация равна высокому имиджу в обществе. У каждой образовательной организации есть свои обучающиеся, которые являются ее лицом. Если обучающиеся имеют высокие показатели полученных знаний, прилежно ведут себя в обществе и достигают каких-либо успехов, то восприятие в обществе о данной образовательной организации будет положительным, следовательно, обучающиеся являются одним из элементов формирования имиджа образовательной организации. Они способны формировать отношение общества к образовательной организации. Отрицательный пример обучающихся школы может транслироваться в общество и имидж образовательной организации будет восприниматься отрицательно. Поэтому образовательная среда в России должна акцентировать внимание на поведении и качестве знаний, обучающихся в школе, прислушиваться к их мнению и стараться ликвидировать отрицательные примеры для формирования качественной системы образования.
Проблема исследования: Согласно указу президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, N 599 «О мерах реализации государственной политики в образовании и науке» введено нормативно-подушевое финансирование образовательных организаций. В образование вводится принцип подушевого финансирования - чем больше учеников привлечет школа, тем больше денег она получит. Известно, что родители выбирающие образовательное учреждение для своих детей, ориентируются на имидж и рейтинг школы - некое оценивание учреждений другими людьми. Следовательно, цель имиджа школы сейчас состоит в повышении конкурентоспособности образовательного учреждения, что достигается сформированным отношением к школе. Построение имиджа является ключевым шагом для будущей школы, с понятием имиджа тесно связана и репутация школы, которая складывается долгие годы и находится в массовом сознании. Для формирования положительного имиджа, образовательные учреждения идут на разные способы: участие в грантах, поиск партнеров, улучшение условий внутри школы и т.д. Но зачастую, внешняя активность школы не помогает ей формировать положительный имидж так, как возможно конфликты во внутренней структуре имиджа: отрицательные отношения учеников с учителями, большая неуспеваемость по предметам, отсутствие квалифицированных специалистов. Все это способствует падению и плохому восприятию имиджа школы. Аналогичной проблемой выступает и восприятие имиджа школы обучающимися. Дети достаточно часто некорректно выражаются о своей школе, сравнивают её с другими, плохо отзываются об учителях в ней, данные высказывания расходятся в массах людей. В формировании имиджа школы, администрация должна учитывать восприятие этой школы обучающимися и их взгляды на нее. Поэтому стоит исследовать как выглядит школа в глазах обучающихся, и создать некоторые рекомендации для правильного формирования образа школы.
Цель - создание карты рекомендаций от обучающихся для формирования положительного имиджа образовательного учреждения.
Объект исследования- имидж образовательной организации.
Предмет исследования - восприятие имиджа образовательной организации обучающимися техникума и школы.
Задачи исследования:
-изучить теоретико-методологические основы в формировании имиджа.
-выявить особенности формирования имиджа образовательной организации
-описать методологию исследования восприятия обучающимися имиджа образовательной организации
-исследовать восприятие имиджа школы студентами техникума
-исследовать восприятие имиджа школы обучающимися школы
-проанализировать и определить главные и второстепенные рекомендаций для формирования положительного имиджа образовательной организацией на основе нормативных документов
-создать карту рекомендаций от обучающихся школы и студентов техникума для формирования положительного имиджа образовательного учреждения
Источники: основными и базовыми источниками будут являться: федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) , указ президента от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» .
Степень изученности данной темы: специфика темы исследования предопределяет деление использованной нами литературы на три группы:
1. Литература, посвященная роли имиджа в современном обществе
2. Работы, посвященные способам формирования имиджа школы.
3. Труды в которых рассматривается имидж образовательной организации и его восприятие людьми.
В первой категории использовались труды Горбаткина Д.А., Панасюка А.Ю., Рабиновича Л.А. для демонстрации роли имиджа в обществе и его особенностях формирования.
Ко второй категории относятся работы: Палтусовой В.М ., Бухарова Д.В., Пискунова М.С. в них отражаются основные способы формирования имиджа школы, и демонстрируется роль положительного имиджа образовательного учреждения.
К третьей категории относятся исследования: Яковлевой Т.Н., Лавровой Е.Ю. рассматривается имидж образовательной организации и его восприятие людьми (обучающимися организации, мнение сотрудников организации, восприятие окружающих в отношении какой-либо школы).
Гипотеза исследования: у обучающихся в системе средне-профессионального образования и обучающихся в общеобразовательной школе разное восприятие имиджа образовательного учреждения (общеобразовательной школы).
Методы исследования: был использован аналитический метод исследования, который заключается в сборе и анализе информации с последующим заключением. Была проанализирована существующая литература по темам формирования имиджа, корпоративного имиджа и на основе литературы составлены особенности формирования имиджа образовательной организации. Задействован маркетинговый метод исследования - опрос, был использован для исследования восприятия имиджа образовательного учреждения студентами техникума и обучающимися в школе. Опрос был проведен у 175 обучающихся техникума в возрасте 15-17 лет. Формат опроса - составление интеллект-карты «Школа - это». На основе результатов данных опроса был создана карта рекомендаций по формированию положительного имиджа образовательного учреждения, совместно с обучающимися студентами техникума и школы.
Новизна исследования заключается в том, что в нем на основе анализа эмпирического материала (опроса) выявлены особенности восприятия имиджа образовательного учреждения (общеобразовательной школы) обучающимися школы и студентов техникума. Восприятие имиджа образовательного учреждения обучающимися позволяет продемонстрировать сильные и слабые стороны образовательной организации: стороны которые портят ее имидж, а также стороны, которые ее имидж могут возвысить. С помощью исследования были выявлены положительные способы повышения имиджа образовательной организации.
Теоретическая значимость работы заключается в демонстрации особенностей понятия имидж, способах формирования имиджа образовательной организации и значении имиджа образовательной организации для современной системы образования.
Практическая значимость работы заключается в том, что аналитическая и практическая часть исследовательской работы может быть использована для выстраивания положительных отношений между обучающимся и образовательной организацией, а также образовательной организацией и обществом. Образовательное учреждение заинтересовано в положительном имидже в обществе, следовательно, для формирования положительного имиджа образовательной организации была разработана карта рекомендаций для повышения имиджа образовательного учреждения.
Структура исследования состоит из введения, основной части, заключительной части, библиографии и приложений. Основная часть состоит из трёх глав. В первой главе изучаются теоретико-методологические основы формирования имиджа и выделяются особенности формирования имиджа образовательной организации. Во второй главе описывается выбранная методология исследования имиджа образовательного учреждения, демонстрируется проведенное исследование восприятия имиджа к образовательного учреждения, выделяются особенности восприятия имиджа обучающихся (студентов техникума и обучающихся в школе). В третьей главе проведено соотнесение предложенных изменений обучающимися с стратегией развития соответствие предложенных изменений обучающимся к задачам указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным государственным образовательным стандартом, для выявления первостепенных и второстепенных рекомендаций для улучшения имиджа образовательной организации. На основе данных документа и данных опроса была разработана карта рекомендаций формирования положительного имиджа образовательной организаций.
Экспериментальная база исследования: КГБПОУ «Техникум инновационных промышленных технологий и сервиса», средняя общеобразовательная школа «Средняя общеобразовательная школа №95».
В результате проведенного исследования были выполнены все поставленные задачи. Изучены теоретико-методологические основы формирования имиджа и выявлены особенности формирования имиджа образовательной организации. С помощью основ термина имидж и характеристики корпоративного имиджа, были описаны основные способы формирования имиджа образовательной организации. Были рассмотрены особенности формирования имиджа образовательного учреждения и этапы формирования имиджа в образовательном учреждении. Имидж образовательной организации является синтезом нескольких имиджей, которые формируют ее репутацию среди общества. Имидж педагога, имидж руководителя, имидж выпускника способны формировать особенности учреждения и выделять его среди других организаций. В результате главы было выяснено, что современными исследователями не изучается влияние на имидж образовательного учреждения текущего ученика и его видению образовательного учреждения так, как он тоже способен транслировать свой взгляд в массы людей.
Была описана методология исследования восприятия обучающимися имиджа образовательной организации, а также исследовано восприятие имиджа школы студентами техникума и обучающимися самой школы. В результате исследования восприятия обучающимися имиджа образовательной организации, школьниками и студентами техникума можно выделить особенности. Для студентов техникума, школа воспринимается с отрицательной стороны, обучающиеся больше критикуют, но есть не большое количество студентов, которые способны предложить изменения в школе для улучшения ее имиджа, а также у некоторых студентов имеются патерналистские склонности в отношении школы. Проводимые школою мероприятия, которые должны быть направлены на формирование личности (согласно, стратегии воспитания в Российской Федерации), а также формировать имидж образовательного учреждения, бесполезны и несут больше развлекательный характер во взглядах студентов. Студенты менее склонны к выдвижению идей для улучшения имиджа образовательной организации. Для школьников, школа воспринимается больше с положительных сторон, но имеет рациональную критику. Школьники в отличии от студентов, больше склонны предлагать изменения для школьного имиджа. В отношении школьных мероприятий большинство обучающихся отзываются положительно, но считают, что школе нужно проводить больше практико- ориентированных мероприятий. Предлагаемые изменения обучающимися школы можно отнести к новаторским и полезным для улучшения восприятия имиджа образовательной организации. Обучающиеся школы больше настроены на серьезные изменения в школьной системе и готовы поддерживать эти изменения. Благодаря данному исследованию была подтверждена гипотеза: у обучающихся в системе средне-профессионального образования и обучающихся в общеобразовательной школе разное восприятие имиджа образовательного учреждения (общеобразовательной школы). Исходя из этого, восприятие школьниками и студентами имиджа школы разное. Оно может зависеть от ряда внешних факторов, уровня успеваемости, социального положения, и личной заинтересованности в изменениях в школе. Школьники больше склонны к новаторской деятельности (предложению изменений), чем студенты. Но и у школьников, и у студентов есть взгляды на имидж школы общие позиции для ее изменения.
Были проанализированы нормативные документы для определения главных и второстепенных рекомендаций формирования положительного имиджа образовательной организацией. Проанализировав ФГОС и указ президента, а также предложенные обучающимися изменения, следует выделить основные направления по разработке карты рекомендаций по изменению имиджа образовательной организации. Первостепенными направлениями будут: материально-технические изменения в школе, методологическая изменения в образовательной организации, педагогические изменения в образовательной организации. Второстепенными будут социальные изменения в образовательном учреждении. Такое разделение обусловлено количеством предложенных изменений обучающимися, а также федеральным государственным образовательным стандартом и указом президента. Анализ данных документов также позволяет составить структуру оформления карты рекомендаций формирования положительного имиджа образовательного учреждения.
После проведенных исследований была достигнута цель - создание карты рекомендаций от обучающихся для формирования положительного имиджа образовательного учреждения.
Карта состоит из трех частей: материально-технические предложения, методологические и педагогические предложения, социально- психологические предложения. Данная карта может быть полезна: руководителям школы, педагогам, методистам, психологам и педагогам- организаторам.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»: [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/55170507/(дата обращения: 10.09.2021).
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации URL: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-07052012- п-599/ (дата обращения: 20.09.2021).
3. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". 21 июля 2020 года N 474. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 14.09.2021)
Литература
1. Богданов Е., Зазыкин В. Психологические основы Паблик рилейшнз. - СПб: Паблик рилейшнз, 2003. - 208 с.
2. Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 253 с.
3. Бухаров Д.В. Имидж образовательного учреждения // Человек и образование. — 2009. — № 2. — С. 165—168.
4. Влияние имиджа учителя на формирование имиджа современной школы [Электронный ресурс] URL:http://www.prodlenka.org/opyt-i-problemypublikatcii/vliianie-imidzha-uchitelia-na-formirovanie-imidzha-sovremennoishkoly(дата обращения:13.05.2021.)
5. Воробьева В. М. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках : методическое пособие / В. М. Воробьева, Л. В. Чурикова, Л. Г. Будунова. — Москва : ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. — 46 с.
6. Дементьева О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе / О.М. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26179
7. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008- 231с.
8. Золотовская Л.А. Особенности профессионального имиджа педагога: социально-психологический аспект [Текст] / Л.А. Золотавская //PR в образовании.- 2005.- №3.- С. 24
9. Казакова Е. И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. №1 (112). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-
pedagogicheskogoobrazovaniya(дата обращения: 31.05.2021).
10. Калиева О. М., Бебешко Л. О. Бренд школы как фактор ее конкурентоспособности в образовательном пространстве города // Наука и образование сегодня. - 2015. - № 1. - С. 21-26.
11. Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.
12. Карпов Е.Б. Имидж в образовании // PR в образовании. - 2003. - № 6. - С. 30-39.
13. Ковалева М.И. Имидж общеобразовательного учреждения как дополнительный ресурс управления // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2014. - № 1. - С. 50-52.
14. Лаврова Е. Ю. Личность руководителя в формировании имиджа образовательной организации // Социальная ответственность: проблемы и пути их решения. - 2015. - С. 152-154
15. Лизинский В.М. Имидж и миссия школы как ресурс ее развития / В.М. Лизинский // Ресурсный подход в управлении развитием школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», - 2006.- С.106-108
16. Маршак А.Л. Общая социология / Серия «Высшее профессиональное образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
17. Маскалянова С. А. Формирование профессионального имиджа будущего социального педагога : дис. канд. пед. наук. - Елец, 2005. - 203 с.
18. Моисеева, Н. К. Маркетинг // Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения. - 1999. - № 5. - С. 77-81.
19. Назаренко А.В., Зоткина В.С. Проблемы формирования имиджа образовательного учреждения // Человек, Общество и Г осударство в Современном Мире. - 2016. - С. 325-329.
20. Нефедова И. Власова Е. Я и мой имидж. - Яуза, Эксмо-Пресс: Паблик рилейшнз, 1997. - 208 с.
21. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники. - М.: Омега-Л, 2009. - 266 с.
22. Палтусова В.М. Профессиональный имидж: учебное пособие / В.М. Палтусова. — Пермь, Перм. гос. техн. ун-т, 2001. — 132 с
23. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. —№ 5. — С. 45-55.
24. Пшеничный И.К. Имидж школы как ресурс ее развития // Методист. - 2012. - № 2. - С. 57-60.
25. Рабинович Л.А., Стерехова А.А. Имидж человека и организации: Учеб.пособие. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. - 84 с.
26. Степанов Е. Формирование образа школы / Е. Степанов // Директор школы. - 2000.- № 4. - С. 14-16.
27. Томилова М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. - 1998. - №1. - С. 23-45.
28. Фадеева М.В. Подготовка Руководителей к Формированию Позитивного Имиджа Образовательной Организации // Интеграция профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт реализации спецкурсов. - 2016. - С. 83-100
29. Хоменко И.А. Имидж выпускника образовательного учреждения [Электронный ресурс] URL:http://www.den-zadnem.ru/page.php?article=386(дата обращения: 7.09.2021).
30. Шепель, В.М. Имидж корпорации: учеб.для вузов / В.М. Шепель. - М.: Академия, 2002. - 450 с
31. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: Народное образование, 2002. - 613 с.
32. Щербаков А. Имидж образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения, - 2008. - № 9. - С. 39-46
33. Яковлева Т. Н. Имидж школы глазами субъектов образовательного процесса // Universum: психология и образование. - 2015. - № 9-10(19). - С. 2-17