ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДО 6
1.2 Значение трудового воспитания в развитии личности ребёнка
дошкольника 8
1. 3 Задачи и условия трудового воспитания в ДО 18
1. 4 Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании
трудолюбия 33
Глава II . ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
2.1. Организация исследования и обоснование выбора методик 37
2.2 . Формирующий этап эксперимента 50
2.3 . Контрольный этап эксперимента 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 772
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Дошкольные образовательные учреждения выполняют задачу большой значимости — подготовку детей к обучению в школе. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу — формирование нового человека.
Подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой
деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.
Таким образом, выявлены противоречия: - между социальной значимостью формирования трудолюбия и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях;
- между недбходимхсдью подготовки педагога, воспитатели ДОУ к формированию трудолюбия детей и неразработанностью теоретических основ и организационно-педагогических условий развития данного базового качества ребенка.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить особенности организации трудового воспитания старших дошкольников в условиях ДОУ.
Объект исследования: трудовое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Гипотеза исследования: целенаправленное систематическое
руководство является одним из эффективных условий трудового воспитания старших дошкольников в условиях детского сада.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической, методической литературы по трудовой деятельности дошкольников.
2. Выявить уровень сформированности трудовых умений и навыков у старших дошкольников.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
• наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа;
• теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ опыта с детьми и научное обобщение материалов исследования.
Исходными теоретическими положениями исследования выступают теории трудового воспитания (П.Р.Атутов, А.Н.Бондаренко, Р.С.Буре, Я.Л.Коломинский, М.В.Крулехт, Л.В.Куцакова,
А.С.Макаренко, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева и др.); основу трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.П.Усова); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г.Н.Волков, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев, И.С.Портнягин, А.Д.Семенова, К.С.Чиряев, З.Б.Цаллагова и др.).
Структура работы: работа состоит из 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности.
Знакомство дошкольников с трудом взрослых открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно¬интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе с взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).
Исследования, проведенные по трудовому, воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности - к учению - является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма
несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования личности дошкольника в трудовой деятельности позволил установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Перспективным направлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд, могут стать следующие: углубление изучения проблемы, связанное с дальнейшей разработкой организации трудовой деятельности в природе детей разных возрастных групп, формирование социально-
экологической направленности личности с опорой на другие ее критерии, а также преемственность ДОУ и начальной школы по вопросу формирования личности.
Итак, трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом ■ труде, работать вместе с взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.
В конце исследований мы пришли к выводу, что систематическая работа с родителями, единство педагогических .воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
1. Белобрыкина, О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста/О.А. Белобрыкина. Новосибирск: ГЦРО,
2000.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/Р. Бернс. М.: Прогресс, 1999.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. М.: Просвещение, 2000.
4. Божович, Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека/Л.И. Божович//Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1995. - № 4. - С. 168¬179.
5. Буре, Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. 3-е изд., испр., доп./Р.С. Буре, Л.В. Загик. М., 1993.
6. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства/Р.С. Буре// Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1997.
7. Волоков, B.C., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы/В.С. Волков, Н.В. Волкова. М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин- тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1999. -288с
9. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. /Л.С. Выготский.М.: Педагогика, 2003.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.
11. Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача/В.И. Гарбузов. Л.: Медицина, 1990. -176с.
12. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду/Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
13. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт тморет. и эксперим. психол. исслед../B.B. Давыдов. М.: Академия, 2004. - 282 [1] с. - (Высшее образование).
14. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. JI. Коломинького, Е. А. НЯНЬКО. Мн.: Университетское, 1998. - 399с.
15. Иващенко, Ф.И. Психология трудового воспитания/ФИ Изващенко. Минск, 1998.
16. Изард, К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Олыиарриеовой. М.: -во МГУ, 1990.
17. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка/ЯИ. Ковальчук. М., 1995.
18. Коломи^ки^ Я.Л., Пан^о Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/ЯЛ. Коломинский. Минск, 'Ушвмрсггэцкам', 1997.
19. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми/Л.М. Костина. СПб.: Речь, 2001. - 160 с.
20. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детмй/Е.В. Котова. М.: ТЦ СФЕРА, 2007. - 80 с.
21. Куцакова, Л.В. Нравствмнно-трудовом воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. Пособим/Л.В. Куцакова. М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.
22. Лебедмнко, Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическом руководство/ЕН. Лмбмденко.М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.
23. Лисина, М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников/М.И. Лисина, А.И. Сильвестру. Кишинмв: Штиинца, 2000.
24. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников/Т.А. Маркова. М.:1999. -132 с.
25. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений/В.М. Минаева. М.: АРКТИ, 2001.-48с.
26. Мухина, B.C. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера /В.С. Мухина.М.: Просвещение, 1995.
27. Нифонтова, О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук/О.В. Нифонтова. Курск. 1999. - 16с.
28. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
29. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде/В.Г. Нечаева. М., 1999.
30. Пазухина, И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие практических работников детских садов/И.А. Пазухина.СПб.: Детство - Пресс, 2004. - 272с.
31. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/М. А. Панфилова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с. 26.
32. Папир, О. О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. /О.О. Папир. М., 1998.
33. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания/АТ. Пашков//Педагогика, 1999.
34. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой, Н.В. М., 2003.
35. Практическая психология: Учебно-методическое пособие /Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С.В. Кондратьевой. Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя i вы^аванне», 1999. 212с.
36. Практические занятия по психологии / Под ред. АШПетровского. М.: Просвещение, 2000.
37. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1998- 144с.
38. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада/Т.А. Репина. М.: Педагогика, 2000.
39. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1999. - 96с.
40. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2007.
41. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е.Точин. - Минск: Нар. аствета, 2002. - 96 с. - (Родителям о детях)..
42. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук./А.Г. Телегенова. М., 2001.24с.
43. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. М.: Педагогика, 1997, - 174 с. - (Педагогика - родителям).
44. Эриксон, Э. Детство и общество/Э. Эриксон. Обнинск, 1998.