Введение 3
1. Политический ислам и его роль в исламском обществе: общие характеристики, функции и социальная база 5
2. Влияние ислама на политические процессы в мире: исламский фактор в политике и обществе Египта, Ирана и Турции 17
2.1. Политический ислам Египта 17
2.2. Политический ислам Ирана 27
2.3. Политический ислам Турции
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время глобальная политика проходит через этап модернизации, в ходе которого распадаются исторические группы народов и государств, находящиеся под контролем со стороны сверхдержав. На их место приходят новые организации, возникшие на основе общей культуры и отличающиеся самостоятельностью в решениях о построении мира. Вследствие данной тенденции своё развитие получил и политический ислам, ставший важным звеном мирового пространства ещё 50 лет назад. Он разнообразен в своём составе - им руководствуются политические партии и населения мусульманских стран, интерпретируется на государственном и террористическом уровнях умеренными и радикальными группировками. Без политического ислама разобраться в мусульманском мире представляется невозможным.
Однако, все чаще мир сталкивается с насильственными, экстремистскими и фундаменталистскими проявлениями данного направления, находя корень проблемы в политизации религии. Наполнение информационного пространства исключительно негативными проявлениями политического ислама позволяет ошибочно полагать, что любое его применение - это угроза стабильности как внутри приверженных стран, так и всему международному пространству.
В реальности политическая основа и социальная сущность данного явления значительно отличаются от общего представления. Это сильная политическая идеология, на основе которой существуют значительные игроки регионального и мирового пространства. Среди них - Турция, Египет, Иран, Пакистан. Характерно и её полярное применение в таких странах, как Афганистан, Сирия, Ирак, Ливан, Палестина.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена существенным значением политического ислама как идеологии в региональных пространствах. В данный момент развитие большинства мусульманских стран
определяется данным направлением, которое используется в разнородных толкованиях. На его основе существуют и радикальные террористические группировки, представляющие опасность населению внутри государств их основания, режимам правления или вовсе международной арене. Соотношение теоретической реализации, а также и практического применения политического ислама представляют большой интерес для исследования.
Цель исследования - проанализировать политический ислам как фактор внутренней и внешней политики с учетом социально-политических особенностей регионов его распространения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать историю развития современного политического ислама и его концептуальное содержание как идеологии и общественно-политического движения;
2. Выделить государства, внутреннее устройство которых наиболее подробно отражают тренд политического ислама, и изучить их политическую идеологию.
Объект исследования: политический ислам в современном мире.
Предмет исследования: политический ислам в государствах Среднего Востока - Египте, Иране и Турции.
Научная разработанность: труды Билла Уорнера, Дейла Ф. Эйкельмана, Камрана Бокхари, Жозелин Чезари, Фарида Сэндзаи, Мориса Дюверже, Гилейна Денуо, Джоэла Бейнина, Л. Е. Гринина, А. Д. Саватеева, А. А. Игнатенко и других.
Структура работы состоит из введения, 2 глав (3 параграфа во второй главе), заключения и списка использованных источников.
В данной выпускной квалификационной работе был проведен подробный анализ политического ислама и его влияния. В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы.
Политический ислам - это синкретическая идеология, интерпретирующая религию как средство борьбы за власть и источник политических действий и идентичности, также значительно изменившая политическую и социальную жизнь мусульманского мира. В рамках идеологии может действовать широкий круг лиц или организаций - от умеренной, прагматичной и демократической до радикальной направленности, чья деятельность связана с преобразованием общества и государства по исламскому образу. Идеология в ходе своего развития приобрела такие возможности, как влияние на общественно-политическую культуру, формирование повестки по межгосударственным инициативам по интеграционному сотрудничеству и управление деятельностью неправительственных умеренных и радикальных групп. При этом политический ислам не является фактором современных экстремизма и терроризма и распространен в официальных политических и общественных кругах: от представителей исламских республик, монархий и духовенства до членов либеральных и консервативных партий. В отличие от исламизма, часто сравниваемого с политическим исламом, данная идеология действует в рамках конституционной, юридической или экономической формы и становится легитимным средством достижения целей на политической арене. Политический ислам также больше привязан к фундаменталистским и интеграционным теориям, нежели чем общее течение исламизма.
В ходе работы удалось выявить исторические предпосылки и особенности формирования политического ислама на международной арене. Существование в рамках автократических и тоталитарных арабских режимов закономерно встречало протест от последних, выражаясь в применении репрессивного аппарата против исламистов, наложениях запретов на их 43 деятельность и сопротивлении секуляристской тенденции, напрямую связанной со светским характером правления. XX век стал временем появления и развития связей между религией и политикой, пиком которых называют 1990-е годы. В течение данного десятилетия происходит интеграция представителей идеологии по всему миру в национальную политическую жизнь, а уже с начала XXI века ислам переходит к этапу модернизации в условиях глобализации и либерализации. Данные тенденции обозначились историей Арабской Республики Египет, Исламской Республики Иран и Турецкой Республики - ядром всего политического ислама. В этих странах была сформирована и закреплена его основная тенденция, заключающаяся в имплементации новой национальной идентичности политическими оппозиционными силами. Впоследствии это также повлияло на развитие радикального ислама, а конкретно его представителей - Исламская группа, Египетский исламский джихад, Хезболла, Рабочая партия Курдистана и другие.
Определяющим государством в развитии идеологии является Египет, взятый как один из предметов исследования во второй главе, что обусловлено следующим. Именно в этой стране сформировалась первая официальная исламская организация «Ассоциация «Братья-мусульмане», которая впоследствии задала тенденции развития идеологии по всему миру. Также в ходе развития организации были сформированы основные линии исламского взаимодействия со светскими политическими силами и государственными структурами, которые являются наиболее многообразными и применяются по сегодняшний день в мусульманском мире. Однако, египетский политический ислам существовал в ограниченных рамках постоянного давления, которые в результате свергли его с государственной арены. На это накладывался и рост националистических настроений, сопровождавший отходом от ислама каждое государство с развитой до определенной степени идеологии.
На данный момент Иран выступает основным местом пролиферации и экспансии политического ислама. С 1979 года он остается официальной доктриной, формирующей государственное устройство и развитие. Страна, существуя в рамках его ценностей и традиций, распространяет свое исламское влияние в регионе через поддержку идеологически близких ассоциаций и стран, что доказывает актуальность одного из принципов исследуемого явления - построение исламского мира через интеграцию под контролем «ядра». Следовательно, это доказывает и выживаемость религии в политических реалиях современного мира....
1. Шипицин, Ю.Б. Политический ислам в контексте межцивилизационных противоречий / Ю. Б. Шипицин // Научный диалог. - 2019. - № 5. - С. 238-252.
2. Миронов, Г. В. Многослойная стоянка Минжуль под Красноярском / Г. В. Миронов // Ислам и политика : сборник научных трудов / ответственный редактор А. А. Игнатенко. - Москва, 2004. - С. 53-67.
3. Denoeux, G. The Forgotten Swamp: Navigating Political Islam / G. Denoeux // Middle East Policy. - 2002. - № 2. - P. 20-61
4. El-Din Shahin, E. The Oxford Encyclopedia of Islam and Politics : учебное пособие / E. El-Din Shahin. - 1-е, стер. - Оксфорд : Oxford Press, 2014. - URL: https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref:oiso/9780199739356.001.0001/acref-9780199739356-e-0252(дата обращения: 29.04.2022).
5. Саватеев, А.Д. Исламистские движения: от фундаментализма к террору? / А. Д. Саватеев // Азия и Африка сегодня. - 2017. - № 1. - С. 18-24.
6. Cesari, J. Political Islam: More than Islamism / J. Cesari // Religions. - 2021. - 299 p.
7. Джаббаринасир, Х.Р. Факторы трансформации политического ислама в мировой политике: возникновение насилия и терроризма / X. Р. Джаббаринасир // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». - 2021. - № 3. - С. 125-146.
8. Сулимов, СИ. Шиитский исламизм как политический фактор / СИ. Сулимов, Д.Д. Трегубова // Манускрипт. - 2019. - № 6. - С. 158-161.
9. Васильев, А. М. Новый альянс в борьбе за лидерство в арабском регионе. Часть 1 / А. М. Васильев, А. В. Коротаев, Т. Р. Хайруллин // Азия и Африка сегодня. - 2019. - № 10. - C. 2-9.
10. Яшлавский, А. Э. Идеология салафитского джихадизма как тоталитарный проект терроризма / А. Э. Яшлавский // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 4. - С. 71-78.
11. Хассан, X. «Исламское государство»: Идеологические корни и политический контекст межконфессиональной вражды / X. Хассан // Московский центр Карнеги. - 2017. - №1. - С. 1-33.
12. Muddassir Quamar, Md. Islamism and Political Challenges in the Middle East / Md. Muddassir Quamar // India Quarterly: A Journal of International Affairs. - 2017. - №3. - P. 259-264.
13. Бадауи, H.M. Влияние арабского Возрождения (ан-нахда) на идеологию «Братьев-мусульман» / Н. М. Бадауи, А. А. Куделин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. - 2017. - № 9. - С. 53-66.
14. Are, K. Political Islam in the Middle East / K. Are // Bergen: Chr. Michelsen Institute. - 2003. - №6. - P. 1-32.
15. Стогов, Д. И. Ислам: история и современность : учебное пособие / Д. И. Стогов ; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина). - Санкт-Петербург : СПбГЭТУ, 2018. - 50 с. - ISBN 978-5-7629-2281-4....(62)