Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуальное консультирование как способ психологической помощи женщинам 40-45 лет, испытывающим чувство одиночества

Работа №167100

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы168
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I. ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 12
1.1. Понятие одиночества, виды, причины, симптомы 12
1.2. Факторы, влияющие на интенсивность переживания одиночества у
женщин 40 - 45 лет 19
1.3. Особенности переживания одиночества у женщин 40 - 45 лет в связи с
их личностными характеристиками 27
1.4. Различные подходы в консультировании как способ психологической
помощи женщинам 40 - 45 лет, испытывающим чувство одиночества 30
Выводы по главе 1 45
ГЛАВА II. КРИТЕРИИ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ //РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 48
2.1. Организация, методы исследования и анализ результатов
констатирующего эксперимента 48
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 73
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 90
Выводы по главе 2 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
Приложение А 116
Приложение Б 155
Приложение В 156
Приложение Г 158
Приложение Д 159
Приложение Ж


Актуальность темы исследования. Современный период развития общества ознаменовался трансформацией мировоззренческих основ личности. Под влиянием информационных технологий сформировался такой тип социальности, который породил новые формы «человеческого отчуждения и когнитивной дискриминации». Коммуникативные процессы, протекающие в современном мире, включают все существовавшие ранее виды коммуникации, но предпочтение все более отдается виртуальному общению. Масштабы живого общения «лицом к лицу» значительно сокращаются. Характер общения имеет более формализованную форму. На современном этапе отношения людей строятся на соперничестве, и не способствуют сближению друг с другом, что делает актуальной проблему одиночества.
Научный интерес к проблеме одиночества возрастает на протяжении многих лет. Факт одиночества как бытийственного переживания известен с давних времен: описания его встречаются в древнеегипетских, древнево¬сточных, ветхозаветных и иных памятниках литературы. Однако лишь в по¬следние несколько десятилетий феномен одиночества стал предметом пристального внимания ученых - психологов, социологов, культурологов. Вероятно, отчасти это связано с парадоксом, четко обозначившимся в последние десятилетия: при стремительном развитии коммуникационных связей, при небывалом росте функциональной взаимозависимости людей, человек чувствует себя все более одиноким.
Одиночество - это всепроникающее явление, которое не афиширует свое наступление на личность. Проблема одиночества еще недостаточно осмыслена, так как методов выявления одиноких граждан в социальном знании не существует. Необходимо обратить внимание на развитие научной мысли в следующем направлении: в результате разрушений на ментальном уровне в связи с глобализационными процессами, все большее распространение приобретает феномен одиночества, из единичного явления фактически перешедший в разряд всеобщего. В данном контексте особое значение приобретает проблема понятийного единства, классификации и раскрытия экзистенциального смысла одиночества, поскольку его влияние на мироощущение женщины далеко не столь однозначно, как традиционно принято думать. Одиночество рассматривается разными исследователями: как специфическое психоэмоциональное состояние личности, вызванное отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или страхом их потери (И. Ялом, К. Мустакас); как результат объективной социальной ситуации (Вейс); как способ личности внешне адаптироваться к социальной ситуации при помощи регуляции своего поведения (Вейса, Мустакас, Н.Е. Покровский и Г.В. Иванченко); как качество состояния сознания личности (Садлер, Ж.В. Пузанова, М.А. Юрченко, Н.С. Поздеева). Несмотря на наличие широкого спектра исследовательских работ - как зарубежных, так и отечественных - практически все современные авторы признают отсутствие единой концепции одиночества и необходимости в таковой.
То есть авторами фактически соединяются четыре самодостаточные составляющие:
- психоэмоциональное состояние личности;
- объективная социальная ситуация, являющаяся результатом соединения ряда факторов;
- способ адаптации личности и способность личности в принципе к адекватной регуляции своего поведения;
- состояние сознания личности (адекватное, измененное, пограничное, нарушенное).
В связи с этим, представляется важным особое внимание обратить на психоэмоциональное состояние женщин в возрасте 40-45 лет испытывающих чувство одиночества, возможности коррекции негативного психоэмоционального состояния на основе гештальт-подхода и методов арт- терапии.
Актуальность проблемы послужила поводом для выбора темы нашего исследования «Индивидуальное консультирование как способ психологической помощи женщинам 40-45 лет, испытывающим чувство одиночества» и позволила сформулировать цель диссертационного исследования.
Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность индивидуального консультирования как способа психологической помощи женщинам 40-45 лет, испытывающим чувство одиночества.
Объектом данного исследования является процесс консультирования женщин 40-45 лет, испытывающих чувство одиночества.
Предмет исследования: индивидуальное консультирование как средство психологической помощи женщинам 40-45 лет, испытывающим чувство одиночества.
Гипотеза исследования: Индивидуальное консультирование будет являться эффективным способом помощи женщинам 40-45 лет, испытывающим чувство одиночества, если:
1 в содержание встреч будут включены информирование, практические психотехники и задания, способствующие активной позиции женщин в процессе консультирования;
2 в рамках психологического консультирования будут использованы техники гештальт-терапии, арт-терапии, с вкраплениями техник других направлений;
3 техники будут применяться с учетом возрастных и личностных особенностей женщин 40-45 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить факторы, влияющие на интенсивность переживания одиночества у женщин 40-45 лет.
3. Выявить особенности переживания одиночества у женщин 40-45 лет в связи с их личностными характеристиками.
4. Охарактеризовать индивидуальное консультирование как способ психологической помощи женщинам 40 - 45 лет, испытывающим чувство одиночества.
5. Разработать и апробировать программу индивидуальных консультаций, направленную на преодоление психологическую помощь женщинам 40-45 лет, испытывающим чувство одиночества.
6. Проследить и проанализировать динамику изменений до и после формирующего эксперимента;
7. Оценить эффективность составленной программы индивидуального консультирования и предложенных техник консультирования с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы
2. Тестирование
3. Эксперимент
4. Методы количественного и качественного анализа
5. Метод математической обработки данных
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе частного психологического центра г. Красноярска. В качестве испытуемых были выбраны 7 женщин в возрасте 40-45 лет, переживающие чувство одиночества
Научная новизна: элемент новизны состоит в использовании уже известной активно исследуемой области - консультировании женщин в возрасте 40-45 лет, испытывающих чувство одиночества относительно нового подхода техник арт-терапии, гештальт-подхода в психологическом консультировании, возможности которых недостаточно изучены в данной сфере.
Теоретическая значимость работы: исследования состоит в уточнении теоретических представлений о женском одиночестве и их систематизации в модели, обогащающей научные концепции социально-психологической теории. Кроме того, в исследовании раскрыты основные причины негативных проявлений женского одиночества. Теоретическая значимость исследования направлена на подтверждение мнения группы авторов, которые не считают одиночество положительным явлением в жизни женщины. В указанном контексте речь идет, в основном, о социальном одиночестве, к которому можно отнести формы частичной социальной изоляции, такие как лишение членства в группе, неприятие группой. В результате того, пока человек испытывает социальное одиночество, его самовосприятие приобретает негативные оттенки: появляется чувство отвергнутости, неоценённости, ненужности. В связи с этим, особое значение приобретают теоретические концепты, представленные в работе, связанные с применением арт-терапии, гештальт-подхода, процессов моделирования позитивного психоэмоционального состояния.
Практическая значимость: исследования заключается в использовании полученных результатов при разработке программ индивидуального психологического консультирования, а также в процессе психологической коррекции негативных состояний одиночества. Рекомендации, представленные в работе можно применить в деятельности различных служб семьи, других учреждений, которые оказывают практическую помощь.
Структура и объем диссертации: работа состоит
Полный текст - 168 страниц, включая 9 рисунков, 16 таблиц, 6 приложений. Количество источников - 96.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования последовательно реализовывался ряд исследовательских задач.
Так, в рамках теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования нами были рассмотрены определения авторов феномена одиночества, рассмотрена структура понятия. Приведены позиции различных отечественных и зарубежных исследователей.
Одиночество - это психическое состояние человека, отражающее переживание своей отдельности, субъективной невозможности или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми.
На негативное переживание одиночества влияют несколько факторов, среди которых:
- особенности психики самой женщины, в которую можно включить две подгруппы:
а) наличие черт характера, затрудняющих коммуникацию;
б) осознанное стремление к одиночеству.
- трудные жизненные обстоятельства в жизни женщины (изоляция).
- внешние причины, которые исходят от других людей (игнорирование).
Одиночество выступает как системное переживание, реализуется не во множестве отдельных компонентов, а в динамике функционирования переживания одиночества как целостной структуры.
На теоретическом уровне рассматриваются две полярные позиции, касающиеся свойств человеческого одиночества. Первая - полагает одиночество принципиально неустранимым свойством человеческого существования. Вторая - делает акцент на обусловленности одиночества, его ситуативности. С такой точки зрения одиночество является функцией от социально-экономических отношений и особенностей конкретной женщины. Вторая позиция кажется нам более взвешенной. Одиночество точнее было бы понимать не как изоляцию женщины от других людей, а как дефицит жизненной энергии, то есть в первую очередь это биопсихологический кризис, в значительной мере физиологическое состояние. В значительной мере, но не исключительно. Это комплексный феномен, который могут порождать несколько причин: слабость нервной системы, общее плохое состояние организма женщины, отсутствие смысла.
Особенно остро одиночество переживают женщины в 40-45 лет, по мнению специалистов до 40 лет все психические и духовные функции развиваются параллельно с биологическими, а после достижения 40 лет начинается существенная физическая инволюция. Специалисты относят период жизни женщины с 40 до 45 лет как наиболее сложный и это связано не только и не столько с физическими изменениями, как с особенностями социализации и экзистенциальными особенностями возраста женщин.
Теоретические исследования одиночества женщин позволяют утверждать, что психологическое консультирование в индивидуальной форме позволить нивелировать негативные проявления переживания женщинами чувства одиночества. В работе рассмотрены основные взгляды, позиции и идеи в научной литературе о сущности и особенностях индивидуального психологического консультирования с использованием когнитивных техник, а также возможности применения данного вида консультирования в рамках коррекции одинокой личности.
Индивидуальная форма выбрана в связи с тем, что самораскрытие на интимно-личностном уровне возможно только в процессе доверительного общения.
Наиболее эффективными инструментами в рамках психологического консультирования являются когнитивные техники, гештальт-подход и арт- терапия. Применение указанных техник техники содержательно направлено на:
- улучшение психоэмоционального состояния одиноких женщин;
- повышение уверенности в себе;
- развитие адекватной самооценки;
- на развитие коммуникативных навыков.
На этапе констатирующего эксперимента проведено эмпирическое исследование психоэмоционального состояния, самооценки, уверенности в себе, коммуникативных навыков женщин, испытывающих чувство одиночества.
По результатам проведения диагностики самоотношения на этапе констатирующего эксперимента, у женщин, принявших участие в исследовании, были выявлены следующие особенности.
Комплекс переживания одиночества у женщин в возрасте 40-45 лет приводит к повышенной тревожности, неадекватной самооценке, негативном эмоциональном фоне, состоянию стресса, неуверенности в себе. В практической части исследования проведена статистическая обработка результатов эксперимента, который подтверждает прямую зависимость между уровнем переживания одиночества и тревожностью, самооценкой, уровнем неуверенности.
Практическая часть показала, что методика Д. Рассела и М. Фергюсона позволила выявить уровень субъективного ощущения одиночества среди женщин-респондентов. Необходимо отметить, что для группы одиноких женщин характерен высокий уровень переживания одиночества. Это характерно для 70% женщин, только одна из респонденток показала нормальный результат - низкий уровень переживания одиночества.
На следующем этапе получены результаты тестирования по методике Спилберга и затем произведено сравнение полученных результатов для выявления зависимости между уровнем переживания одиночества и тревожностью респонденток. По результатам диагностики уровня тревожности с помощью методики Спилбергера-Ханина получились следующие результаты: у 60 % респондентов имеет место высокий уровень ситуативной тревожности, у 30% наблюдается умеренная ситуативная тревожность, а низкий уровень ситуативной тревожности в группе одиноких женщин только 10% респонденток. В целом же по группе испытуемых преобладает высокий уровень ситуативной тревожности и для выявления связи между уровнем тревожности и уровнем переживания одиночества необходимо выявить статистическую зависимость. методика исследования самооценки по методике Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, которая показала следующие результаты: 70% имеют завышенную самооценку, 30 % (три человека) имеют заниженную самооценку, а адекватную самооценку не имеет ни одна из одиноких женщин. Можно говорить о том, что адекватная самооценка не характерна для одиноких женщин, одинокие женщины группы респондентов имеют завышенную самооценку. Можно говорить о том, что обратная сторона неуверенности - неоправданно завышенная самооценка женщины.
Рисуночный тест «Человек под дождем» показал, что 80% одиноких женщин показали от 1 до нескольких симптомокомлексов, связанных с неблагоприятными ответными реакциями испытуемых на условия жизнедеятельности. Можно говорить о том, что практически все женщины имеют психологические проблемы, согласно данному тесту «Человек под дождём».
Тест определения уровня неуверенности в себе позволил оценить этот показатель путем определения стенов. Можно отметить, что 70% респонденток можно назвать неуверенными в себе женщинами и приходится констатировать, что неадекватная самооценка является следствием внутренней неуверенности женщины. Для выявления связи между самооценкой и уровнем переживания одиночества необходимо выявить статистическую зависимость.
По результатам исследования видно и это подтверждают данных статистических расчетов, что в случае исследования одиночества у женщин в возрасте 40-45 лет имеет место негативный характер одиночества, который проявляется в невозможности овладеть психическими процессами и состояниями, в нарушении внутренней целостности личности и разрушении механизма психологической защиты. Предполагается, что комплекс переживания одиночества у женщин в возрасте 40-45 лет приводит к повышенной тревожности, неадекватной самооценке, негативному эмоциональному фону, состоянию неуверенности в себе.
На основе полученных результатов нами была разработана Программа формирования адекватной самооценки, развития коммуникативных навыков, позитивного самоотношения, снижения уровня тревожности.
На формирующем этапе исследования осуществлялась реализация разработанной программы, которая показала свою эффективность.
Таким образом, результаты, полученные на этапе контрольного эксперимента, указывают на эффективность разработанной программы индивидуального консультирования.
Так, подтверждается выдвинутая нами гипотеза о том, что индивидуальное консультирование будет являться эффективным способом помощи женщинам 40-45 лет, испытывающим чувство одиночества, если:
- в содержание встреч будут включены информирование, практические психотехники и задания, способствующие активной позиции женщин в процессе консультирования;
- в рамках психологического консультирования будут использованы техники гештальт-терапии, арт-терапии, с вкраплениями техник других направлений;
- техники будут применяться с учетом возрастных и личностных особенностей женщин 40-45 лет.



1 Алабушева Н.П., Кривоногова Л.С., Петрушина А.Ю. Теоретические подходы к понятию одиночества // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(36).pdf(дата обращения: 01.10.2018)
2 Аминов У.К. Аксиологические основы профессиональной подготовки психолога // В сборнике: Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 11-13.
3 Аминов У.К. Проблемы формирования личности будущего психолога в ходе обучения в вузе. В сборнике: ИННОВАЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ, НАУКА Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 175-178.
4 Аминов У.К. Ценности и ценностные ориентации личности: теоретический анализ феномена. НаукаПарк. 2015. № 6 (36). С. 21-24.
5 Аминов У.К. Эволюция нравственных конструктов мировоззрения растущей личности. В сборнике: Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения к 120-ти летию Л.С.Выготского: материалы 5-ой межрегиональной научнопрактической конференции с международным участием. 2016. С. 42-47.
6 Аминов У.К., Асильдерова М.М., Цахаева А.А. Нейтрализация деструктивной агрессии - основная цель профессиональной деятельности практического психолога // Успехи современной науки. 2016. №5. Том 1 С. 133-136.
7 Аминов У.К., Джамалова Б.Б. Роль правовой культуры в формировании здорового и безопасного образа жизни учащейся молодежи В сборнике: Развитие правового сознания в образовательном пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 246-251.
8 Аминов У.К., Аминова Д.К., Цахаева А.А. Профессиональная рефлексия как механизм экономии психических сил через распространение трансцендального опыта//Прикладная психология и психоанализ. 2014. № 3.С. 6.
9 Аминова Д.К., Цахаева А.А., Абдурахманова М.А., Асильдерова М.М. Региональная концепция развития педагогического образования в условиях внедрения профессионального стандарта «педагог-психолог» поведения //Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 5. С. 64-68.
10 Аминова Д.К., Цахаева А.А. Дифиниция эффективного общения в психологической науке. В сборнике: Развитие правового сознания в образовательном пространстве. Материалы 3-ой международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Цахаева А.А.. 2016. С. 21-30.
11 Андронникова О.О. Специальные проблемы психологического консультирования. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 348 с.
12 Арпентьева М. Р. Психология здоровья: базовые установки обучения /Научно-периодический журнал //Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2018. - №2(9). - С. 84-101
13 Афанасенко И. В. Особенности переживаний и динамика самооценок субъектов - участников семинаров по холотропному дыханию // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2013. - № 11/1. - С. 34-38
14 Баранов С. Т., Золотарева Т. А. «Живая жизнь» Ф. М. Достоевского и «Жизненный мир» Э. Гуссерля в плоскости дискурса повседневного сознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 2 ч. Ч. 1. 2017. № 10. C. 21-24.
15 Бендас Т.В. Перспективы развития гендерной психологии лидерства в свете современных научных тенденций // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. №3 (2). С. 85-9
16 Блез Ж. Проекция: клинический подход с точки зрения феноменологии // Сборник материалов Московского Гештальт Института. М., 2007. С. 30-48.
17 Вассерман Л.И., Трифонова Е.А. Гуманистическая психология, качество жизни и ценностное сознание личности // Сибирский психологический журнал. - 2011. - № 40. - С. 129-135
18 Вейс Р. С. Вопросы изучения одиночества: пер. Е. Егоровой
[Электронный ресурс] Режим доступа: http:ZZweblocal.rudn.ru/web-
local/uem/gumsoc/1/Html/Doc/pusanova.doc (Дата обращения 01.10.2018)
19 Водопьянова Н. Е. Психология стресса. - СПб.: Питер, 2009. - С. 171¬186. - 336 с.
20 Вязникова Л.Ф. Феномен одиночества как объект
научных исследований / Л.Ф. Вязникова, А.О. Вырупаева // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы XI Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 271-275
21 Гизатуллина А.Г. Одиночество - дефицит открытости в ситуации изменений // Вестник Томского государственного университета/ 2013 - .N 367. -С. 136-138
22 Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта / Пер. с фр. Е.В. Просветиной. СПб.: Специальная Литература, 1999. 287 с.
23 Ефименко В.Л. Депрессия в пожилом возрасте., Изд-во: Медицина., 1975
24 Залевский Г.В. Антропос - «человек, устремленный ввысь» (целостно-ценностная парадигма в контексте антропологической психологии) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013.- № 1 (18)
25 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2006. 240 с.
26 Зинченко Е. В. Одиночество // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито- Центр, 2015. - С. 152-153
27 Зинченко Е. В. Самораскрытие и психическое здоровье личности // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2005. - № 7 (51). - С. 98-99
28 Золотарева Т. А. Деятельность как социальный детерминант модификации природы человека // Актуальные вопросы и перспективы развития общественных наук: сб. науч. тр. по итогам междунар. на- уч.- практ. конф. Омск, 2017. С. 20-23.
29 Золотарева Т. А. Творческие возможности личности в процессе деятельности человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Ч. 1. 2016. № 12. C. 79-82.
30 Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2016. - 784 с.
31 Йонтеф Г. «Осознавание, диалог и процесс в гештальт-терапии». М.: МГИ, 2004. 68 с.
32 Карпенко Л. А. Одиночество. /Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский // Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. — 417 с.
33 Кепнер Дж. Телесный процесс: в 2 ч. Ч. 1. Методические материалы для студентов гештальт институтов и психологов. М., 2005. 63 с.
34 Климентьева, Е. Н. Одиночество как социальная проблема современной России. / Е. Н. Климентьева // Вестник Адыгейского государственного университета. /Серия 1:Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. № 3 - 2009. - C. 97-101
35 Клюева, Н. В. Экзистенциальная традиция в психологическом консультировании : учеб. пособие / Н. В. Клюева, Н. С. Головчанова; Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2009.- 120 с.
36 Колошина Т.Ю. Арт-терапия: методические рекомендации. М.: Изд-во Института терапии, 2001. 76 с.
37 Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984
38 Консультативная помощь при неразделенной любви. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://medic.studio/psihologicheskoe-
konsultirovanie/25konsultativnaya-pomosch-pri-nerazdelennoy-45568.html (дата обращения: 02.09.18)
39 Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. 256 с.
40 Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Лань, 2002. 230 с. 32.
41 Корчагина, С. Г. Психология одиночества. / С. Г. Корчагина - Москва :МПСИ, 2008. - 228 с.
42 Кьеркегор С. Жизнь. Философия. Христианство / Сост. и пер. с англ. И. Басс. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 243 с.
43 Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994
44 Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2017. - 800 с.
45 Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
46 Мамардашвили М. К. Необходимость себя. Введение в философию. М.: Лабиринт, 1996. 432 с.
47 Манукян В.Р., К вопросу о кризисе середины жизни. Вестник СПб. университета - Сер. 12. - 2008. - Вып. 4. - С.98-100
48 Наранхо К. Базовые техники гештальт-терапии // Гештальт 2012. Сборник материалов Общества практикующих психологов «Гештальт- подход». М., 2012. С. 28-35.
49 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 9
50 Перлз Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 382 с.
51 Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М., 2004. 247 с.
52 Польстер И. Обитаемый человек. Терапевтическое исследование личности. М.: «Класс», 1999. 240 с.
53 Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. М.: «Класс», 2002. 189 с.
54 Полякова П.А. Образ современной феминистки: опыт
социологического исследования // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.- практ. конф. № 11(17).
URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата
обращения: 30.09.2018)
55 Психология одиночества / Гасанова П.Г., Омарова М.К. - Киев: Общество с ограниченной ответственностью «Финансовая Рада Украины» (Киев), 2017. - 76 с.
56 Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000. 752 с.
57 Пузанова Ж. В. Одиночество и общение (философско-социологический аспект): автореферат дисс. ... канд. филос. наук. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1995. Шкурко Т. А. Социально-психологические потребности одинокой личности // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2014. - № 12/1. - С. 39-43.
58 Пузанова Ж.В. Одиночество: возможности эмпирического
исследования // Вестник РУДН. Серия Социология. 2008. №4. С. 28-33
59 Пузанова Ж.В. Одиночество: понятие, феномен, проблема? //
Обсерватория культуры/ 2009. - № 1 - с.23-25
60 Пузанова Ж.В. Социологическое исследование одиночества: проблема построения концептуальной модели // Вестник РУДН. Серия Социология /2009 - № 2 - С.40-44
61 Пурнис Н. Е. Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала. Издательство «Речь», 2008
62 Пьянкова, Л. А. Проблема одиночества в молодежной студенческой среде. / Л. А. Пьянкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 6 - 2012. - C. 102-107
63 Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. М., 2007. 62 с.
64 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие:В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. - Кн. 2:Работа психолога со взрослыми.. 1999
65 Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Московский психотерапевтический журнал. - 1993. - № 3 - с.52-53
66 Рубинштейн С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности. Тексты. М., 1982, С. 127-131
67 Рыжов Б.Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. М.: МГПУ, 2010. №1 (I). С.6-43.
68 Сартр Ж. П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии: пер. с фр. / предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. 639 с.
69 Сафонова М.В. Социальные представления современных россиян об одиноком человеке // PROBLEMS OF PSYCHOLOGY IN THE 21 CENTURY /2012 - Volume 4 - с.81-84
70 Сафонова М.В., Особенности социальных представлений об одиночестве: возрастной и гендерный аспект // статья в сборнике «Система знаний современного общества» Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции (Лондон, 19 января - 23 январь, 2012) / 2012 - с.107-109
71 Свами Вивекананда. Философия йоги / Пер. со второго калькуттского издания Я. К. Попова. Магнитогорск: АМРИТА. - 1992. - С.109-110
72 Сизикова Т. Э. Рефлексивное психологическое консультирование. Ч. 3. Методы рефлексивного психологического консультирования. Н-ск: НГПУ. - 2018. - 518 с.
73 Суслова Ю.А. Сравнительный анализ появления кризиса среднего возраста у мужчин и женщин // Научное сообщество студентов XXI столетия.
Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/guman/12(27).pdf(дата
обращения: 02.10.2018)
74 Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм. М.: ИОИ, 2015. 192 с.
75 Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
76 Фромм Э. Искусство любить. - М.: АСТ, 2017. - 224 с.
77 Хайруллина А.Д., Хайруллина Я.Ф. Гендерные особенности лидерского поведения женщин-руководителей в современном менеджменте // Электронный экономический вестник. 2014. №1. С. 94-102
78 Хорни К. Психология женщины. М.: Академический проект, 2010. 213 с.
79 Цахаева А.А. Глоссарий-II по предметам психологического цикла по направлению «психолого-педагогическое образование» [Цахаева А.А., Гасанова П.Г., Даудова Д.М., Ибрагимова Л.А., Ахмедпашаева К.А., Солтанбекова Б.А., Мугадова С.Т., Юсупова Р.Ю.] Учебно-методическое пособие / Махачкала, 2015.
80 Цахаева А.А. Противоречия как движущая сила формирования адаптивного поведения //Известия Дагестанского государственного педагогического университета: ДГПУ. 2009. № 4. С. 31-33
81 Цахаева А.А. Профессиональная рефлексия как механизм экономии психических сил через распространение трансцендального опыта/ А. А. Цахаева, У. К. Аминов, Д. К. Аминова [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон.науч. журн. 2014. N 3.
82 Цахаева А.А. Психология и педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Ж. А. Сулаева, А. А. Цахаева. Махачкала: ДНЦ РАН. 2009. 342 с.
83 Цахаева А.А. Стратегия духовного здоровья личности как
воспитательная перспектива. В сборнике: Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. к 120-ти летию Л.С.Выготского: материалы 5-ой межрегиональной научно¬
практической конференции с международным участием. 2016. С. 180-187.
84 Цахаева А.А., Аминов У.К., Аминова Д.К. Профессиональное саморазвитие как экспансия феномена самости через расширение границ рефлексии//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 41. С. 76-78.
85 Цахаева А.А., Аминова Д.К. Онтогенез организации адаптивного поведения личности//Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 4. С. 50-53
86 Цахаева А.А., Аминова У.К., Аминов У.К. Толерантность как антонимичное агрессивности интегративное свойство личности. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 38. С. 165-168.
87 Цахаева А.А., Аминова У.К., Аминов У.К. Формирование ценностного отношения к супружеству через факультативные курсы. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 38. С. 189-192.
88 Цахаева А.А., Явбатырова Б.Г., Асильдерова М.М. Адаптация как полифункциональная способность личности. [Монография]. ДГПУ. 2015. 130 с.
89 Чех Ю.Ю., Филиппченкова С.И. Исследование локуса контроля и направленности личности современных женщин-руководителей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 4А. С. 57-64
90 Шагивалеева Г.Р. «Одиночество и отношение студентов к
одиночеству»: Образование: традиции и инновации: Материалы 5
международной научно-практической конференции (22 апреля 2014 г) ). -Отв. Редактор Уварина Н.В. - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLDPRESS s r.o.,2014. - 510 с.
91 Шагивалеева Г.Р., Бильданова В.Р. Исследование тревожности, агрессии и агрессивности у «одиноких» и «не одиноких» студентов //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9. - С.19-27
92 Шкурко Т. А. Социально-психологические потребности одинокой личности // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2014. - № 12/1. - С. 39-43
93 Ялом И. Экзистенциальная психотерапия /Пер. с англ Т.С. Драбкиной.
— М.: "Класс”, 2000. — 576 с.
94 Янг Дж.И. Одиночество, депрессия и когнитивная теория// Лабиринты одиночества. М.: «Прогресс», Москва, 1989 г
95 Ясперс К. Философия. Кн. 2. Просветление экзистенции / пер. с нем. А. К. Судакова. М.: Канон+: Реабилитация, 2012. 448 с.
96 Smith Margaret; Knowles AnnD Contributions of Personality, Social Network, and Cognitive Processes to the Experience of Loneliness in Women Religious and Other Mature Australian Women // The Journal of Social Psychology / 1991 - № 6 (1991-06-01);
97 Dictionary of Philosophy of Religion / ed. by Ch. Taliaferro, E. J. Marty. N. Y.: Continuum, 2010. 320 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ