Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТ

Работа №167086

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования любознательности
старших дошкольников 9
1.1 Анализ понятия «любознательность» в психолого-педагогическом
контексте 9
1.2 Особенности процесса формирования любознательности у старших
дошкольников 14
1.3 Возможности использования интеллект - карт в формировании
любознательности старших дошкольников 15
2 Опытно - экспериментальная работа по формированию любознательности
старших дошкольников через использование интеллект - карт 26
2.1 Диагностика сформированное™ любознательности у старших
дошкольников 26
2.2 Система работы педагога ДОУ по формированию любознательности
старших дошкольников через использование интеллект - карт 38
2.3 Анализ опытно - экспериментальной работы по формированию
любознательности старших дошкольников через использование интеллект - карт
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Наглядный материал к методикам
Приложение Б Планирование НОД с использованием интеллект - карт в старшей группе 71
Приложение В Динамика уровня сформированное™ любознательности

Процесс модернизации образования в современной действительности предъявляет серьезные требования к системе дошкольного образования. На данный момент происходящие систематические изменения в законодательных органах приводят к внедрению инновационных подходов дошкольного образования, а также к изменениям стратегий и тактик в построении воспитательного и учебного процессов.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что, необходимо создавать условия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей для их разностороннего развития, в том числе гарантировать возможность полноценного и комфортного проживания и функционирования в обществе, начиная с дошкольного образования [42].
С введением Федерального государственного образовательного стандарта в настоящее время происходят важные изменения в системе дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Для получения дошкольниками на этапе завершения дошкольного образования таких качеств личности как активность, любознательность, инициативность, самостоятельность, отраженных в ФГОС ДО, современному педагогу необходимо быть в постоянном поиске новых средств образовательной деятельности, а именно использовать разные образовательные технологии [41].
Профессиональный стандарт педагога предъявляет требования к умению использовать в своей профессиональной деятельности различные виды и приемы современных педагогических технологий [37].
О важности обеспечения обновления содержания образования, а также внедрение новых образовательных технологий, средств и методов в сфере дошкольного образования сказано в муниципальной программе «Развитие образования в городе Красноярске» на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов [35].
В связи с актуальностью данной проблемы была определена следующая логика исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможности использования интеллект - карт в формировании любознательности старших дошкольников при достижении целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства.
Объект исследования: формирование любознательности старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование любознательности старших дошкольников посредством интеллект - карт в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование интеллект - карт в образовательном процессе ДОУ будет способствовать формированию любознательности у старших дошкольников.
В соответствии с указанной целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «любознательность» в психолого¬
педагогическом контексте.
2. Охарактеризовать особенности формирования любознательности у старших дошкольников.
3. Описать возможности использования интеллект - карт в формировании любознательности старших дошкольников.
4. Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику сформированности любознательности у старших дошкольников.
5. Спланировать и реализовать систему НОД по формированию любознательности старших дошкольников через использование интеллект - карт.
6. Разработать методические рекомендации по формированию любознательности старших дошкольников через использование интеллект - карт.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования, метод обобщения педагогического опыта, реферирование, тезирование, методы количественной и качественной обработки данных.
Методологическую основу исследования составили следующие идеи отечественных и зарубежных ученых: Д. Е. Берлайн, М. Е. Бершадского, Л. А. Венгера, У. Джеймса, С. И. Кудинова, К. М. Рамоновой, А. Фернхем.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №120» в старшей дошкольной группе города Красноярска и включало в себя следующие этапы:
1 этап (сентябрь 2021 г.) - изучение теоретических аспектов формирования любознательности старших дошкольников; проведение первичной диагностики сформированности любознательности старших дошкольников.
2 этап (сентябрь 2021 г. - апрель 2022 г.) - планирование и реализация системы НОД по формированию любознательности старших дошкольников через использование интеллект - карт.
3 этап (апрель 2022 г.) - повторная диагностика с целью изучения уровня
сформированности любознательности старших дошкольников;
сопоставительный анализ полученных результатов исследования; составление методических рекомендации по формированию любознательности старших дошкольников через использование интеллект - карт, формулирование выводов и оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в ней рассмотрен и систематизирован материал по проблеме формирования любознательности старших дошкольников с применением интеллект - карт.
Подобранную и реализованную нами систему НОД, направленную на формирование любознательности старших дошкольников через использование интеллект - карт могут применять на своей практике педагоги ДОУ при подготовке к НОД, студенты педагогических ВУЗов при написании докладов, статей, рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников, включающего 47 источников и приложений. Общий объем работы составляет 76 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.
На сегодняшний день остается актуальным вопрос о необходимости умножения интеллектуального потенциала дошкольников, получения более глубоких знании для дальнейшего успешного обучения, посредством формирования любознательности. В связи с этим необходимо искать новые средства обучения, а именно применения различных образовательных технологий и методик.
Проблема любознательности находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных ученых на протяжении всей истории психолого-педагогической науки. Однако единая точка зрения относительно исследуемого понятия отсутствует. Одни ученые рассматривают любознательность как черту характера (Ананьев Б. Г.), как определенный уровень развития познавательной потребности (Матюшкин А. М., Юркевич B. С.), как проявление умственной активности (Сибирякова В. Ф., Шамова Т. И.), как условие мотивации поведения человека (Берлайн Д. Е.), как системное качество личности, включающее в себя ряд компонентов (Кудинов C. И., Щукина Г. И.). Другие ученые обращают внимание на взаимосвязь любознательности и образовательного результата (Басько Е. Ф., Березина Ю. Ю., Шинкарева Н. А., Шубина Л. В.).
В контексте нашего исследования будем придерживаться определения выделенное К. М. Рамоновой, которая рассматривает понятие «любознательность», как своеобразную форму активности, которая прочно формирует стремления к познанию и проявляется в особых реакциях на новизну, при условиях успешной умственной деятельности.
Опираясь на исследования Л. А. Венгера, Н. Ц. Купарадзе, Н. К. Постниковой, нами были выделены следующие особенности сформированности любознательности старших дошкольников: усложнение уровня продуктивности (увеличении количества задаваемых вопросов; усложнении в качественном построении вопросов («Зачем?», «Для чего?», «Почему?»); наличие предположений); проявление устойчивого интереса к окружающим объектам в различных видах деятельности (из чего состоит объект, его существенные характеристики, свойства и природа); развитая связная речь (наличие умения выразительно и аргументированно отстаивать свою позицию; правильность в построении вопросов); увеличении доли самостоятельности в деятельности дошкольников при организующей роли педагога. Именно поэтому перед педагогическим составом дошкольной образовательной организации остро встает вопрос поиска эффективных средств и методов формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что для формирования любознательности в старшем дошкольном возрасте, включающий осмысления и соединения изученного материала в единую систему, необходимо применять интеллект - карты.
Проанализировав психолого - педагогическую литературу, мы описали возможности использования интеллект - карт в дошкольном образовании и выявили следующие преимущества: применение интеллект - карты способствует развитию связной речи (активизируются процессы собственных рассуждений, выражение своих мыслей, правильность в построении вопросов и т.д.); создание интеллект - карт помогает сфокусироваться на конкретной теме, либо объекте с выделением основных характеристик, свойств и элементов; в процессе создания интеллект - карт развиваются навыки построения различных моделей вопросительных предложений; в процессе создания интеллект - карт выстраиваются логические конструкции и определяются ключевые понятия. Выделенные преимущества использование интеллект - карт нацеливают педагогов на реализацию целевых ориентиров ФГОС ДО: любознательность, активность, овладение средствами общения и способами взаимодействия.
Мы провели опытно - экспериментальную работу по формированию любознательности с помощью интеллект - карт в старшем дошкольном возрасте в течение восьми месяцев (с 6 сентября 2021 г. по 22 апреля 2022 г.) на базе МБДОУ №120, г. Красноярска.
На основании выделенных К. М. Рамоновой критериев и показателей сформированное™ любознательности в качестве диагностического инструментария, нами были подобраны методики для оценки проявлений любознательности у дошкольников: «Вопрошайка» (Шумакова Н. Б.), «Загадка» (Баранова Э. А.), «Сахар» (Прохорова Л. Н.). На следующем этапе исследования применялся метод интеллект - карт в рамках непосредственной образовательной деятельности. На последнем этапе проводилась повторная диагностика.
Проанализировав результаты педагогической деятельности с применением интеллект - карт, мы пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении результативен для формирования любознательности детей старшего дошкольного возраста, что подтверждается итоговой диагностикой в ходе, которой было выявлено следующее: количество дошкольников, которые отнесены к высокому уровню сформированное™ любознательности увеличились на 5 (первичная: 4 дошкольников, повторная: 9 дошкольников), что составило 56,25 %, средний уровень уменьшился на 1 (первичная: 6 дошкольников, повторная: 5 дошкольников) - 31,25 %, низкий уровень уменьшился на 4 (первичная: 6 дошкольников, повторная: 2 дошкольников) - 12,5 %. По результатам диагностического замера когнитивного, эмоционального и деятельностного компонента любознательности высокий уровень увеличился на 31,25 %, средний уменьшился на 6,25 % и низкий уровень уменьшились на 25 %. По всем компонентам любознательности (когнитивный, эмоциональный, деятельностный) детьми старшего дошкольного возраста отмечается положительная динамика. Мы считаем, что для более действенного воздействия интеллект - карт на формирование любознательности у старших дошкольников необходимо придерживаться определённых методических рекомендаций, которые должны включать следующие блоки: выбор материала; внешний вид; содержательная часть; организация работы. Для максимального успеха в работе с интеллект - картами нужно придерживаться определенных принципов и законов, которые способствуют раскрытию возможностей использования материала и выведению необходимой информации на более понятный и высокий уровень.



1. Акименко, В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после.
- 2012. - № 7. - С. 34-37.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Санкт- Петербург : Питер, 2018. - 288 с.
3. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика-педагогика развития / Т. М. Бабунова. - Магнитогорск : Издательство МаГу, 2004. - 229 с.
4. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - Санкт-Петербург : Речь, 2019. - 128 с.
5. Бахтина, В. В. Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ с применением образовательной технологии «интеллект- карта» / В. В. Бахтина // Инновационная деятельность педагога дошкольного образования в условиях реализации образовательного и профессионального стандартов : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Иркутск : «Аспринт», 2021. - С. 392-395.
6. Беляева, О. В. Формирование любознательности детей дошкольного возраста / О. В. Беляева, Г. В. Вишневская // Актуальные вопросы образования в XXI веке : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2017. - С. 31-34.
7. Берлайн, Д. Е. Любознательность и поиск информации / Д. Е. Берлайн // Вопросы психологии. - 2019. - № 3. - С. 54-60.
8. Бершадский, М. Е. Использование методов интеллект-карт и карт понятий для внешнего мониторинга образовательного процесса / М. Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2012. - № 1. - С. 67-70.
9. Бершадский, М. Е. Когнитивные образовательные технологии / М. Е. Бершадский // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2016. - № 3. - С. 5-11.
10. Бехтерев, С. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт / С. Бехтерев. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 308 с.
11. Бибик, Н. М. Формирование познавательного интереса учащихся подготовительных классов в процессе ознакомления с окружающим : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Бибик Надежда Михайловна. - Киев, 1984. - 209 с.
12. Бондаренко, А. В. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Бондаренко, Н. А. Шинкарева // Молодой ученый. - 2018. - № 52. - С. 38-40.
13. Буркова, Л. С. Воспитываем почемучек / Л. С. Буркова // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 1. - С. 23-28.
14. Бывшева, А. А. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» : Старшая группа (5-6 лет) / А. А. Бывшева. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 84 с.
15. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Т. Бьюзен ; пер. с англ. Ю. Константиновой. - Москва : Издательство Манн, Иван и Фербер, 2019. - 208 с.
16. Венгер, Л. А. Вот и вышел человечек / Л. А. Венгер. - Москва : Карапуз, 2010. - 256 с.
17. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
18. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве : учебное пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2018. - 420 с.
19. Грузик, Т. М. Методологические основы познавательного развития детей / Т. М. Грузик // Образование и наука. - 2014. - № 5. - С. 18-22.
20. Емельяненко, Ю. Р. Экспериментирование как главный метод развития любознательности у детей дошкольного возраста / Ю. Р. Емельяненко, В. В. Семенова // Развитие интеллектуально-творческого потенциала молодежи : из прошлого в современность : Материалы I Международной научно¬практической конференции. - Донецк : Донецкий национальный университет,
2018 - С. 189-190.
21. Жихарева, Е. В. Психологические особенности любознательности
девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. В. Жихарева // МНКО. - 2013. - № 6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-lyuboznatelnosti-devochek-i-malchikov-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения:
16.12.2021).
22. Замятина, Ю. Б. О методе интеллект-карт / Ю. Б. Замятина. - Томск : Издательство ТПУ, 2018. - 254 с.
23. Знаменщикова, Н. В. Особенности проявление любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Знаменщикова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - № 2. - С. 67-72.
24. Кананчук, Л. А. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования / Л. А. Кананчук, В. А. Журавлева // Молодой ученый. - 2018. - № 52. - С. 69-71.
25. Келдибекова, А. О. Ментальные карты в обучении математике, как метод развития критического мышления школьников / А. О. Келдибекова // Педагогические науки. - 2021. - № 7. - С. 53-57.
26. Красова, Т. Д. Специфика развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Т. Д. Красова // Традиции и инновации в начальном образовании : материалы российской научно-практической конференции. - Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2018. - С. 178-182.
27. Крымгужинна, 3. 3. К проблеме развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста / 3. 3. Крымгужинна // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования : материалы Международной научно-практической конференции. - Курск, 2019. - С. 130— 133.
28. Кудинов, С. И. Психологические особенности различий в проявлениях любознательности девочек и мальчиков / С. И. Кудинов // Молодежь. Общество. Реформы. — 2013. — № 7. — С. 109—114.
29. Купарадзе, Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н. Ц. Купарадзе. — Москва, 2011. — 121 с.
30. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : избранные труды / Н. С. Лейтес. — Воронеж : МОДЭК, 2008. — 478 с.
31. Макарова, С. О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей / С. О. Макарова // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 5. — С. 17—19.
32. Матюшкин, А. М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей / А. М. Матюшкин. — Москва : Норма, 2018. — 115 с.
33. Меньшикова, Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей / Е. А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. —
2019. — № 1. — С. 88—91.
34. Мусхаджиева, Т. А. Детская любознательность как психолого-педагогическая проблема / Т. А. Мусхаджиева, Т. Ч. Анзурова // Шаг в науку : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов. — Махачкала : Чеченский государственный педагогический университет, 2020. — С. 178—181.
35. Постановление администрации города Красноярска [Электронный
ресурс] : от 12 ноября 2020 года N 897. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в городе Красноярске» на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/571008118 (дата обращения: 20.08.2021).
66
36. Постникова, Н. К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников и младших школьников / Н. К. Постникова. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 197 с.
37. Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 18 октября 2013 года N 544н. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - Режим доступа:https://docs.cntd.ru/document/499053710 (дата обращения: 18.01.2022).
38. Рамонова, К. М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста / К. М. Рамонова. - Москва, 2017. - 85 с.
39. Склянова, А. И. Детское экспериментирование как педагогическая технология развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Склянова // Дошкольное и начальное общее образование : стратегия развития в современных условиях : материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Иркутск : Аспринт, 2018. - С. 232-237.
40. Усова, А. П. Обучение в детском саду : 3-е издание [Электронный ресурс] / А. П. Усова. - Москва : Просвещение, 1981. - 176 с. - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/usova_obuchenie-v-detskom-sadu_1981 (дата обращения: 13.01.2022).
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России. - Москва, 2016. - 22 с.
42. Федеральный закон Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019г.). Об образовании в Российской Федерации // Электронный фонд правовых и нормативно- 

https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 16.01.2022).
43. Чанчикова, А. А. Развитие любознательности старших дошкольников как инструмента их будущего самоопределения / А. А. Чанчикова, М. А. Волкова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона : проблемы и перспективы : сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Красноярск : Литера-принт, 2017. - С. 220-223.
44. Шинкарева, Н. А. Организационно-педагогические условия и особенности развития любознательности у детей шестого года жизни в ДОО / Н. А. Шинкарева, А. И. Андреева // Азимут научных исследований : педагогика и психология. - 2019. - № 1. - С. 20-24.
45. Шубина, Л. В. Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Шубина Лариса Викторовна. - Бийск, 2004. - 25 с.
46. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г. И. Щукина. - Москва : Просвещение, 2019. - 160 с.
47. Юркевич, В. С. Развитие познавательной потребности в процессе обучения / В. С. Юркевич // Современная зарубежная психология. - 2020. - № 5. - С. 13-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ