Введение 4
1 Характеристика проявления скоростно-силовых способностей у регбистов 18-19 лет 6
1.1 Скоростно-силовые способности: определение и формы проявления 6
1.2 Особенности проявления скоростно-силовых способностей в регби 10
1.3 Средства и методы совершенствования скоростно-силовых способностей у регбистов 14
2 Организация и методы исследования 22
2.1 Организация исследований 22
2.2 Методы исследований 23
3 Экспериментальная проверка эффективности метода «Табага-тренировки» в развитии скоростно-силовых способностей у регбистов 18-19 лет 30
3.1 Оценка уровня развития скоростно-силовых способностей у игроков-регбистов 30
3.2 Метод «Табага-тренировки» как эффективное средство совершенствования скоростно-силовых способностей регбистов 36
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение А 52
Актуальность: в регби существуют и строго специфические соревновательные действия, которые не встречаются ни в одной другой спортивной игре - это схватки (произвольные и назначаемые) и коридоры, где игроки в установленном правилами порядке пытаются выиграть мяч. Анализ соревновательной деятельности высококвалифицированных регбистов мира показывает, что игра требует высокого проявления скоростно-силовых способностей, и что именно постоянное совершенствование этих качеств в большей степени обеспечивает командам успешность выступлений на мировой арене.
В регби отводится большое количество тренировочных часов беговой работе, это связано со спецификой спортивной деятельности и, безусловно, дает возможность использовать больший спектр средств и методов скоростно-силовой подготовки.
Регби, командно-игровой вид спорта, характеризующейся разнообразной полифункциональной деятельностью спортсменов различных игровых амплуа. Высокий уровень подготовленности игроков в регби требует адекватного подхода к специфическим тренирующим нагрузкам. Понимание проблемы и применения передовых методов и средств воспитания скоростно-силовых качеств позволит оптимизировать и повысить эффективность тренировочного процесса квалифицированных регбистов [16].
Цель исследования: экспериментальным путем доказать эффективность использования метода «Табата-тренировки» для совершенствования скоростно-силовых способностей игроков-регбистов в возрасте 18-19 лет.
Объект исследования: тренировочный процесс в регби.
Предмет исследования: совершенствование скоростно-силовых
способностей у регбистов 18-19 лет.
Гипотеза: мы предполагаем, что внедрение метода «Табага-тренировки» в тренировочный процесс регбистов 18-19 лет позволит повысить их уровень развития скоростно-силовых способностей.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить научно-методическую литературу по физиологическим основам проявления скоростно-силовых способностей.
2. Изучить упражнения, которые применяют тренеры для совершенствования скоростно-силовых способностей регбистов.
3. Оценить эффективность использования упражнений скоростно-силового характера, применяемых в тренировочном процессе игроков- регбистов.
4. Совершенствование скоростно-силовых качеств игроков-регбистов, используя метод «Табага-тренировки».
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогическое тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
1. Изучение и обобщение научно-методической литературы по физиологическим основам проявления скоростно-силовых способностей показало, что проведение специальной физической подготовки в регби является важным фактором для достижения высоких результатов юношей 18-19 лет, занимающихся регби. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования спортсмена.
2. Изучение упражнения, которые применяют тренеры для совершенствования скоростно-силовых способностей регбистов показало, что после занятий у участников педагогического наблюдения наблюдалась положительная динамика по всем показателям. В первом тесте «прыжок вверх со взмахом рук» до проведения педагогического наблюдения участник показали результат 40,6 см., после наблюдения 42,9 см. Показатели улучшились на 2,3 см и прирост составил 6%. Во втором тесте «Прыжок в длину с места» участники педагогического наблюдения показали результат 240 см., после проведения педагогического наблюдения - 243 см. Прирост результатов составил 1%. В третьем тесте «Тройной прыжок» прирост результатов составил 2%.
3. Оценка эффективности использования упражнений скоростно-силового характера, применяемых в тренировочном процессе игроков-регбистов показала, что прирост результатов во всех контрольных тестах оказался не достоверным (p<0,05). Что свидетельствует о том, что нынешнее построение учебно-тренировочного процесса регбистов, направленного на совершенствование скоростно-силовых способностей не обеспечивает должного прироста результатов. Из этого следует, что необходимо в тренировочный процесс регбистов внедрять современные средства и методы совершенствования скоростно-силовых способностей, которые обеспечат необходимую положительную динамику в скоростно-силовой подготовленности.
4. Нами был разработан комплекс упражнений, который применялся с помощью использования метода «Табага-тренировки». Для использования данного метода тренировки нами были составлены 4 недели «Табага- тренировки». «Табата-тренировка» включает в себя следующе интервалы: 20 секунд максимальная нагрузка, 10 секунд отдых, повторяем этот цикл 8 раз. Это один табата-раунд, продолжительность которого 4 минуты. Между табата-раундами предполагается отдых в 1-2 мин. Стратегия упражнения заключается в чередовании периодов краткосрочных интенсивных упражнений, похожих на аэробные движения, с менее интенсивным периодом восстановления.
5. Проведя статистическую обработку результатов исследования, мы пришли к выводу, что в контрольной группе за время проведения педагогического эксперимента прирост результатов оказался не достоверным во всех контрольных упражнениях. В экспериментальной группе прирост результатов оказался достоверным во всех контрольных упражнениях.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что внедрение в учебно-тренировочный процесс регбистов 18-19 лет метода «Табага-тренировки», составленного из упражнений скоростно-силового характера и направленного на совершенствование скоростно-силовой подготовленности регбистов является эффективным. Данный метод тренировки позволяет в короткий срок повысить уровень скоростно-силовой подготовленности регбистов.
1. Аржанов, А.И. Основы физической и спортивной подготовки / А.И. Аржанов. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 16 с.
2. Абуд, С. Готовность к регби / С. Абуд. - Дублин: Международный совет регби, 2008. - 40 с.
3. Антонов, Е.И. Регби. Настольная книга детского тренера. Этап спортивной специализации 13 -15 лет. Методическое пособие / Е. И. Антонов. - М.: ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2012. - 184 с.
4. Бутин, ИМ. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 80 с.
5. Близневский, А.Ю. Взаимосвязь в подготовке спортсменов высокого класса и спортивного резерва в спортивных учреждениях и клубах Красноярского края / А.Ю. Близневский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №5. - С. 99-102.
6. Вяльцев, А.С. Отбор юных регбистов с использованием многофункциональных методик / А.С. Вяльцев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - №2. - С. 93-98.
7. Витальева, О.Г. Играем в регби / О. Г. Витальева. - Красноярск, МАОУДОД «СДЮСШОР «Красный Яр», 2011. - 144 с.
8. Головачев, А.И. Научно-методическое обеспечение российских лыжников-гонщиков и биатлонистов при подготовке к Олимпийским играм 2014 года / А.И. Гловачев // Вестник спортивной науки. - 2013. - №5. - С. 123¬125.
9. Головин, М.С. Психофизиологические особенности лыжников- гонщиков и биатлонистов в подростковом и юношеском возрасте / М.С. Головин // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №1. - С. 38-42.
10. Данилова, Е.Н. Индивидуальные свойства внимания как модельная характеристика амплуа при спортивном отборе в регби / Е.Н. Данилова. - Вестник КрасГау, выпуск 13 / Красноярск: КрасГАУ, 2006. - С. 521-524.
11. Зайцева, ТВ. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности высококвалифицированных спортсменок, занимающихся футболом и регби-7 / Т.В. Зайцева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - №2. - С. 78-83.
12. Иванов, В.А. Скоростно-силовая подготовка в тренировочном процессе квалифицированных регбистов / В.А. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №9. - С. 116-120.
13. Иванов, В.А. Интегральная подготовка в структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов / В.А. Иванов. - Автореферат диссертации канд. ... пед. ... наук. - Москва, 2004. - 26 с.
14. Ибрагимова, Э.Э. Занятия регби как одна из возможностей совершенствования адаптационных возможностей организма / Э.Э. Ибрагимова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. - 2017. - №2. - С. 121-125.
15. Иорданская, Ф.А. Функциональная подготовленность спортсменов игровых видов спорта с учетом их игрового амплуа / Ф.А. Иорданская // Вестник спортивной науки. - 2018. - №12. - С. 93-97.